ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 755
Скачиваний: 2
Глава 2. Государственные образовательные стандарты и требования... |
43 |
службы и от двух недель до четырех недель без отрыва от государственной и муниципальной службы.
Допускается и в ряде вузов все шире практикуется дистанционная технология обучения при освоении отдельных образовательных модулей соответствующих модульных образовательных программ с обязательной сдачей зачета по каждому модулю, если иное не оговаривается условиями реализации конкретной образовательной программы.
Государственным образовательным стандартом (ГОС) предусмотрено, что освоение государственными и муниципальными служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования завершается итоговой аттестацией, по результатам которой выдаются документы государственного образца:
=удостоверение о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение по краткосрочным программам);
=свидетельство о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение по среднесрочным программам);
=диплом о профессиональной переподготовке (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки свыше 500 учебных часов);
=диплом о дополнительном к высшему профессиональном образовании (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для присвоения соответствующей дополнительной квалификации (свыше 1000 учебных часов)).
Лицам, не завершившим освоение избранной программы дополнительного профессионального образования или же не прошедшим итоговую аттестацию, выдается академическая справка, в которой отражаются объем и содержание освоенных тем.
Согласно ГОС, образовательные программы дополнительного профессионального образования должны обеспечивать его преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования соответствующего направления обучения и должны быть совместимыми по видам и срокам, учитывать возможности обеспечения равноценности дополнительного профессионального образования.
В зависимости от исходного уровня образования и подготовки служащего, его личностных особенностей, квалификационных требований (профессиональных стандартов), установленных для
44 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
служащих, замещающих соответствующие должности государственной и муниципальной службы, и от целей обучения образовательные программы дополнительного профессионального образования должны предусматривать (включать):
=входное профориентационное тестирование, позволяющее определять исходный уровень подготовки служащего по выбранному направлению обучения, а также его личностные особенности и склонности;
=блок общепрофессиональных дисциплин (модулей), позволяющий получить (дополнить) необходимые теоретические знания по выбранному направлению, которые соответствуют цели обучения;
=блок специальных дисциплин (образовательных модулей), позволяющих получить необходимые знания и умения в постановке и решении профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным требованиям (профессиональным стандартам) конкретной должности государственной службы и цели обучения;
=блок вспомогательных дисциплин по выбору (образовательных модулей), позволяющих служащему выбрать дисциплины по интересам и способствующих развитию личности;
=практику или стажировку, способствующие получению навыков практического использования полученных знаний.
Предлагаемый набор блоков и образовательных модулей программ должен обеспечивать возможность различной их компоновки в зависимости от конкретных целей обучения.
Так, учебный план профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих по направлению «Государственное и муниципальное управление», утвержденный ученым советом СКАГС на 2004/2005 ученый год, рассчитанный на 1000 учебных часов, предусматривает изучение следующих дисциплин:
=общеобразовательные дисциплины:
–Введение в специальность;
–Теория управления;
–Государственное регулирование экономики;
–Государственные и муниципальные финансы;
–Статистика;
–Правовые основы Российского государства: Конституционное право; Административное право;
Глава 2. Государственные образовательные стандарты и требования... |
45 |
–Маркетинг;
–История государственного управления в России;
–Документоведение и делопроизводство;
=специальные дисциплины:
–Система государственного управления;
–Система муниципального управления;
–Информационные технологии управления;
–Социология и психология управления;
–Управление персоналом;
–Конфликтология;
–Служебное право;
–Современная государственная кадровая политика и ее реа-
лизация на Северном Кавказе.
Государственный образовательный стандарт предусматривает
несколько направлений дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих:
1.Управленческое («Государственное строительство и управление», «Управление государственной собственностью», «Управление персоналом», «Управление образованием, наукой», «Государственное и муниципальное управление», «Антикризисное управление», «Социология и психология» и др.).
2.Организационно-экономическое («Государственная служба
âРоссийской Федерации», «Экономическая и социальная политика», «Организация торгов на закупку продукции для государственных нужд», «Военно-экономическая безопасность государства», «Государственное регулирование рыночной экономики», «Мировая экономика», «Международные экономические отношения» и др.).
3.Планово-финансовое («Финансы и кредит», «Финансовое управление», «Бюджетный учет», «Бухгалтерский учет» и др.)
4.Информационно-аналитическое («Информационные технологии в управлении», «Документоведение» и т.п.).
5.Инновационное («Анализ и управление инновационными проектами» и др.).
6.Правовое («Юриспруденция», «Правовое обеспечение государственной службы», «Политология» и т.п.).
7.Экологическое («Экология», «Экологическая безопасность» и др.).
8.Маркетинговое («Кадровый маркетинг», «Кадровый мониторинг» и др.).
9.Языковое («Деловой иностранный язык»).
46 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
Ректорат и ученый совет СКАГС в качестве одного из ведущих направлений профессиональной переподготовки государственных
èмуниципальных служащих избрали «Государственное и муниципальное управление» как наиболее полно отвечающее с учетом региональных особенностей потребностям современного государственного и муниципального строительства на Северном Кавказе
èнаиболее близкое к одноименной специальности высшего и среднего профессионального образования, а также к профессиональной деятельности слушателей. При этом утвержденный ученым советом СКАГС учебный план по данному направлению профессиональной переподготовки наряду с вышеназванными общепрофессиональными и специальными учебными дисциплинами вклю- чает дисциплины специализации и дисциплины и курсы по выбору слушателей.
Так, обучение по специализации «Государственная и муниципальная служба» предполагает изучение следующих дисциплин и курсов:
=Зарубежный опыт организации государственной и муниципальной службы;
=Аттестация и методы оценки персонала государственной и муниципальной службы;
=Государственное управление федеративными отношениями: конституционно-правовой аспект;
=Политическое управление.
Обучение же по специализации «Управление региональной экономикой» предусматривает овладение такими учебными дисциплинами и курсами, как:
=Экономические и финансовые основы государственного управления и местного самоуправления;
=Государственное регулирование предпринимательства; =Экономика предприятий и отраслей народного хозяйства; =Социально-экономические проблемы ЮФО.
Вуз не обязан (да и физически не может) обеспечить студентам возможность получения любой желаемой ими специализации из различных перечней, предусмотренных ГОС. Как правило, учебное заведение с учетом возможностей, определяемых имеющимся в нем составом научно-педагогических работников, их научных интересов, опыта работы выбирает несколько направлений специализации. При этом студент или слушатель, избравший ту или иную специализацию, обязан изучить связанный с ней комплекс
Глава 2. Государственные образовательные стандарты и требования... |
47 |
дисциплин, выполнять соответствующие ей по тематике курсовые работы, проходить с учетом ее практику и писать дипломную работу (проект).
Итоговая государственная аттестация выпускников вклю- чает сдачу комплексного государственного экзамена по специальности или направлению «Государственное и муниципальное управление», а также подготовку и защиту выпускной (дипломной) работы по одной из актуальных тем совершенствования государственного и муниципального управления. Аттестация должна позволить выявить и оценить теоретическую подготовленность выпускника к решению профессиональных задач и его готовность к основным видам профессиональной деятельности.
Комплексный государственный экзамен по специальности включает и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. При получении высшего профессионального образования он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта.
Выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект (выпускная работа) должна засвидетельствовать наличие у обучающегося необходимых навыков практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования государственного управления, организации и совершенствования государственной и муниципальной службы, государственной кадровой политики. При этом выпускник должен показать глубокое знание проблемы, имеющейся научной и практической литературы, статистических данных, российского и зарубежного опыта.
Специалист государственного и муниципального управления – менеджер может продолжить образование в аспирантуре, а также освоить различные профессиональные программы дополнительного образования в целях повышения эффективности своей деятельности.
?Вопросы для самоконтроля
1.Что собой представляют государственные образовательные стандарты среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальности и направлению «Государственное и муниципальное управление»?
48Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
2.В чем состоит обязательный минимум содержания образовательных программ по специальности «Государственное и муниципальное управление»?
3.Изучение каких общепрофессиональных и специальных дисциплин предполагает освоение ГОС СПО и ГОС ВПО по специальности «Государственное и муниципальное управление»?
4.Дайте квалификационную характеристику специалиста по государственному и муниципальному управлению. Перечислите основные виды его профессиональной деятельности, необходимые ему знания и умения.
5.Каковы требования ГОС дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) государственных служащих.
Рекомендуемая литература
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 0613 – Государственное и муниципальное управление. М., 2003.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 061000 – Государственное и муниципальное управление. М., 2000.
Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. М., 2000.
Бакушев В.В., Демидов Д.Ф. Профессиональное образование в начале нового века и подготовка государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: опыт, проблемы и пути совершенствования. Материалы учебно-методического семинара. М.: Изд-во РАГС, 2002.