ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 754
Скачиваний: 2
38 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
ленных профессиональных знаний, умений и навыков в различ- ных, но более узких областях деятельности по профилю данной специальности.
Специализация должна иметь не только название, но и комплекс дисциплин, отражающих ее назначение, содержание и особенность. В настоящее время УМО по образованию в области менеджмента утвердило по специальности «Государственное и муниципальное управление» следующий перечень специализаций:
061001 – Муниципальное управление;
061002 – Государственная служба;
061003 – Стратегическое государственное управление;
061004 – Управление внешнеэкономической деятельностью;
061005 – Управление налоговыми службами;
061006 – Управление таможенными организациями;
061007 – Управление в организациях МВД;
061008 – Государственное регулирование экономики;
061009 – Государственная статистика;
061010 – Управление урбанизированными комплексами;
061011 – Управление офисом;
061012 – Государственная инновационная политика;
061013 – Молодежная политика;
061014 – Психология управления;
061015 – Управление в социальной сфере;
061016 – Производственное самоуправление;
061017 – Консультационная деятельность служб управления персоналом;
061018 – Управление в чрезвычайных ситуациях;
061019 – Управление безопасностью экономики и территорий;
061020 – Управление политическими процессами;
061021 – Административное управление;
061022 – Управление государственной и муниципальной собственностью;
061023 – Информационные технологии;
061024 – Международные связи субъектов РФ;
061025 – Региональное управление;
061026 – Муниципальная социальная политика;
061027 – Государственно-церковные отношения;
061028 – Управление социально-экономическими процессами;
061029 – Управление общественными отношениями;
Глава 2. Государственные образовательные стандарты и требования... |
39 |
061030 – Управление в уголовно-исполнительной системе;
061031 – Городское хозяйство Москвы;
061032 – Государственные закупки;
061033 – Управление субъектом Федерации;
061034 – Управление природными ресурсами;
061035 – Управление социальными проектами;
061036 – Аналитическое обеспечение управления.
В таблице 1 приводится структура учебного плана студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования 0610 «Государственное и муниципальное управление».
Таблица 1
Структура учебного плана студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление»
Обозначение |
Название блока дисциплин |
Трудоемкость |
|
(часов) |
|||
|
|
||
|
|
|
|
ÃÑÝ |
Общие гуманитарные и социально-эко- |
1 800 |
|
номические дисциплины |
|||
|
|
||
ÅÍ |
Математические и естественно-науч- |
1 000 |
|
ные дисциплины |
|||
|
|
||
ÎÏÄ |
Общепрофессиональные дисциплины |
2 500 |
|
ÑÄ |
Специальные дисциплины |
2 500 |
|
|
|
|
|
Практики |
|
– 16 недель |
|
Дипломное проектирование |
– 12 недель |
||
Экзамены |
|
– 32 |
|
Зачеты |
|
– 30 |
|
Количество изучаемых дисциплин |
– 50 |
||
|
|
|
Требования к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление», по общепро-
40 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
фессиональным дисциплинам в соответствии с ГОС высшего высшего профессионального образованияследующие:
Менеджер должен знать и уметь использовать:
=объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;
=основные тенденции развития государственного и муниципального управления;
=существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
=методы получения статистической информации и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и ис- числения обобщающих статистических показателей;
=приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста;
=методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;
=методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности.
Наряду с подготовкой специалистов по государственному и муниципальному управлению в стране ведутся повышение квалификации и профессиональная переподготовка государственных и муниципальных служащих. Это весьма необходимые формы дополнительного профессионального образования действующих работников органов власти и управления.
Получение обучающимися среднего профессионального, а тем более высшего образования – дело нескольких лет. Но проблемы государственного и муниципального строительства требуют неотложного решения, причем силами работников, уже имеющихся в органах государственной власти и местного самоуправления. У многих из них нет соответствующего профессионального образования, знаний, навыков и умений. К тому же условия их функционирования, правовое и экономическое поле претерпевают быстрые изменения, требуют обновления знаний. И это касается даже тех, кто получил высшее или среднее специальное образование в области экономики, права и управления. Тем более оно необходимо тем, кто стал работником государственных или му-
Глава 2. Государственные образовательные стандарты и требования... |
41 |
ниципальных органов власти и управления, имея, например, педагогическое, сельскохозяйственное, инженерно-техническое, естественнонаучное, военное или иное образование.
Федеральные законы об основах государственной и муниципальной службы, о государственной гражданской службе и соответствующие законы субъектов РФ дают право государственным и муниципальным служащим повышать свою квалификацию с отрывом и без отрыва от производства, гарантируют им реализацию данного права, предусматривая оплату командировочных расходов и бесплатное для них соответствующее обучение в специализированных учебных заведениях. В то же время в законах записано, что государственный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для решения профессиональных задач, соответствующих его должностным обязанностям, и по мере необходимости (но не реже одного раза в три года) повышать квалификацию или проходить профессиональную переподготовку.
Согласно действующему законодательству, гражданину, претендующему на должность государственного или муниципального служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к данной должности. При этом требуется представить документы, подтверждающие его квалификацию, а при прохождении служащими аттестации и переводе на другие должности учитывается полученное ими дополнительное профессиональное образование.
Учитывая потребности времени, Министерство образования России своим приказом от 1 августа 2000 г. ¹ 2370 утвердило
государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и
профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. При этом положения стандарта рекомендуются для использования при профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих с учетом региональных особенностей. Под- черкнем, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и реализующими соответствующие программы дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих.
42 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
Для повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих устанавливаются образовательные программы четырех видов:
=краткосрочные программы повышения квалификации объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач;
=среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности;
=программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 учебных часов, осуществляемые с целью адаптации государственных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности; =программы дополнительного к высшему профессионального образования, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируемые по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием, в том числе с учетом международных требований и стандартов, объемом свыше 1000 учебных
часов.
В целях реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих стандартом устанавливаются следующие сроки непрерывного обучения:
–при повышении квалификации – от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от государственной или муниципальной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной и муниципальной службы;
–при профессиональной переподготовке – от трех до шести
месяцев с отрывом от государственной и муниципальной службы и от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной и муниципальной службы.
При распределенном освоении модульных образовательных программ сроки непрерывного обучения по отдельным образовательным модулям рекомендуется устанавливать от одной недели до двух недель с отрывом от государственной и муниципальной