ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 754

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38

Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

 

 

ленных профессиональных знаний, умений и навыков в различ- ных, но более узких областях деятельности по профилю данной специальности.

Специализация должна иметь не только название, но и комплекс дисциплин, отражающих ее назначение, содержание и особенность. В настоящее время УМО по образованию в области менеджмента утвердило по специальности «Государственное и муниципальное управление» следующий перечень специализаций:

061001 – Муниципальное управление;

061002 – Государственная служба;

061003 – Стратегическое государственное управление;

061004 – Управление внешнеэкономической деятельностью;

061005 – Управление налоговыми службами;

061006 – Управление таможенными организациями;

061007 – Управление в организациях МВД;

061008 – Государственное регулирование экономики;

061009 – Государственная статистика;

061010 – Управление урбанизированными комплексами;

061011 – Управление офисом;

061012 – Государственная инновационная политика;

061013 – Молодежная политика;

061014 – Психология управления;

061015 – Управление в социальной сфере;

061016 – Производственное самоуправление;

061017 – Консультационная деятельность служб управления персоналом;

061018 – Управление в чрезвычайных ситуациях;

061019 – Управление безопасностью экономики и территорий;

061020 – Управление политическими процессами;

061021 – Административное управление;

061022 – Управление государственной и муниципальной собственностью;

061023 – Информационные технологии;

061024 – Международные связи субъектов РФ;

061025 – Региональное управление;

061026 – Муниципальная социальная политика;

061027 – Государственно-церковные отношения;

061028 – Управление социально-экономическими процессами;

061029 – Управление общественными отношениями;

Глава 2. Государственные образовательные стандарты и требования...

39

061030 – Управление в уголовно-исполнительной системе;

061031 – Городское хозяйство Москвы;

061032 – Государственные закупки;

061033 – Управление субъектом Федерации;

061034 – Управление природными ресурсами;

061035 – Управление социальными проектами;

061036 – Аналитическое обеспечение управления.

В таблице 1 приводится структура учебного плана студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования 0610 «Государственное и муниципальное управление».

Таблица 1

Структура учебного плана студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление»

Обозначение

Название блока дисциплин

Трудоемкость

(часов)

 

 

 

 

 

ÃÑÝ

Общие гуманитарные и социально-эко-

1 800

номические дисциплины

 

 

ÅÍ

Математические и естественно-науч-

1 000

ные дисциплины

 

 

ÎÏÄ

Общепрофессиональные дисциплины

2 500

ÑÄ

Специальные дисциплины

2 500

 

 

 

Практики

 

– 16 недель

Дипломное проектирование

– 12 недель

Экзамены

 

– 32

Зачеты

 

– 30

Количество изучаемых дисциплин

– 50

 

 

 

Требования к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление», по общепро-


40

Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

 

 

фессиональным дисциплинам в соответствии с ГОС высшего высшего профессионального образованияследующие:

Менеджер должен знать и уметь использовать:

=объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;

=основные тенденции развития государственного и муниципального управления;

=существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

=методы получения статистической информации и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и ис- числения обобщающих статистических показателей;

=приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста;

=методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;

=методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности.

Наряду с подготовкой специалистов по государственному и муниципальному управлению в стране ведутся повышение квалификации и профессиональная переподготовка государственных и муниципальных служащих. Это весьма необходимые формы дополнительного профессионального образования действующих работников органов власти и управления.

Получение обучающимися среднего профессионального, а тем более высшего образования – дело нескольких лет. Но проблемы государственного и муниципального строительства требуют неотложного решения, причем силами работников, уже имеющихся в органах государственной власти и местного самоуправления. У многих из них нет соответствующего профессионального образования, знаний, навыков и умений. К тому же условия их функционирования, правовое и экономическое поле претерпевают быстрые изменения, требуют обновления знаний. И это касается даже тех, кто получил высшее или среднее специальное образование в области экономики, права и управления. Тем более оно необходимо тем, кто стал работником государственных или му-



Глава 2. Государственные образовательные стандарты и требования...

41

ниципальных органов власти и управления, имея, например, педагогическое, сельскохозяйственное, инженерно-техническое, естественнонаучное, военное или иное образование.

Федеральные законы об основах государственной и муниципальной службы, о государственной гражданской службе и соответствующие законы субъектов РФ дают право государственным и муниципальным служащим повышать свою квалификацию с отрывом и без отрыва от производства, гарантируют им реализацию данного права, предусматривая оплату командировочных расходов и бесплатное для них соответствующее обучение в специализированных учебных заведениях. В то же время в законах записано, что государственный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для решения профессиональных задач, соответствующих его должностным обязанностям, и по мере необходимости (но не реже одного раза в три года) повышать квалификацию или проходить профессиональную переподготовку.

Согласно действующему законодательству, гражданину, претендующему на должность государственного или муниципального служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к данной должности. При этом требуется представить документы, подтверждающие его квалификацию, а при прохождении служащими аттестации и переводе на другие должности учитывается полученное ими дополнительное профессиональное образование.

Учитывая потребности времени, Министерство образования России своим приказом от 1 августа 2000 г. ¹ 2370 утвердило

государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и

профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. При этом положения стандарта рекомендуются для использования при профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих с учетом региональных особенностей. Под- черкнем, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и реализующими соответствующие программы дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих.


42

Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

 

 

Для повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих устанавливаются образовательные программы четырех видов:

=краткосрочные программы повышения квалификации объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач;

=среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности;

=программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 учебных часов, осуществляемые с целью адаптации государственных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности; =программы дополнительного к высшему профессионального образования, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируемые по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием, в том числе с учетом международных требований и стандартов, объемом свыше 1000 учебных

часов.

В целях реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих стандартом устанавливаются следующие сроки непрерывного обучения:

при повышении квалификации – от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от государственной или муниципальной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной и муниципальной службы;

при профессиональной переподготовке – от трех до шести

месяцев с отрывом от государственной и муниципальной службы и от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной и муниципальной службы.

При распределенном освоении модульных образовательных программ сроки непрерывного обучения по отдельным образовательным модулям рекомендуется устанавливать от одной недели до двух недель с отрывом от государственной и муниципальной