ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
Функции моды: инновационная, регулятивная, психологическая, социальная, престижная, коммуникативная, экономическая, эстетическая, эротическая
Мода имеет свои функции и законы распространения. Одной из ведущих является функция обновления. Эта функция предполагает не только обновлять облик человека с целью следования суточным, сезонным, климатическим переменам и географическим условиям, но и стимулировать жизненные процессы, способствовать их нормальному протеканию. Биоритм четко соответствует смене природных ритмов.
Одна из основных общепризнанных функций моды — социальная.
Г. Дж. Блюмер различает семь аспектов социальной функции моды:
1) мода может выступать как безобидная игра фантазии, как каприз людей;
мода дает возможность избегать тирании обычаев;
мода является формой санкционированного риска, связанного с нововведением;
мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое "я";
мода используется для замаскированного выражения сексуальных интересов;
с помощью моды производится постоянное выделение классов элиты;
мода служит средством внешней поддельной идентификации группы людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокостатусной группой.
Функции моды и ее цели не идентичны. На различных фазах своего развития «моды» служат разным целям:
мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством отбора из различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждает к ее приятию, следовательно, мода выполняет регулирующую функцию.
мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, являясь адаптационной функцией.
модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая мода в противовес странности и неуместности прошлых мод понятна и естественна.
Таким образом, мода обеспечивает упорядочение движения и развития общества. В зависимости от цикла и особенностей взаимодействия моды и социальной системы на первый план выдвигается унифицирующая или дифференцирующая функция моды – функция создания и поддержания единообразия разнообразия в культурных образцах: художественном стиле, особенностях поведения, рекомендуемых фасонах, размерах и материалах в одежде и т.д. – во всем, что представляет собой модный стандарт. Эта функция посредством распространения модных инноваций обеспечивает неодновременное разнообразие, компенсирующее синхронное разнообразие, выступающее сегодня как условие и результат массового производства.
Этот ограниченный перечень функций моды не дает нам понятия о моде как о системе. Не следует забывать, что художник всегда является выразителем вкуса и требований определенной общественной группы. Несмотря на происшедшую демократизацию костюма, которая выразилась в упрощении его формы и чрезвычайной утилитарности, все же мода и костюм несут на себе печать культуры определенного класса.
Во все времена слабый пол прилагал усилия к тому, чтобы целомудренные одежды, в которые облачали их моралисты, превратить в эротические средства. Длинные одежды были мягкими и тонкими, что давало возможность выявить формы в движении. Действовало правило: эротическая важность того, что выявляется, в основном соответствует тому, что скрывается. Длинные платья прошлых времен имели большое декольте, часто доходившее до оконечности груди. Если это декольте становилось меньше, то возрастала роль турнюра, увеличивающего формы бедер. Во всем этом проявлялась эротическая функция моды.
Однако эротическая функция моды может выражаться не только в подчеркивании пола, она проявляется также в стирании этих признаков, в так называемой двуполости, или унисексе. В женском костюме могут быть выражены черты мужского, а в мужском — черты женского или оба костюма могут быть нейтральными. Когда в моде главной функцией становится эротическая, это в определенной мере служит сигналом социального кризиса, так социальной среде, теряет свою первоначальную функцию.
Мода может быть интерпретирована и как своего рода увлечение. Известно, что в определенные периоды люди увлекаются то одним, то другим. Мини-юбка была не только составной частью короткого костюма, но и предметом увлечения (1960—1970 гг.). При увлечении ретро ее сменила длинная юбка. Без увлечения не может быть широкой торговли. В этом проявляется функция моды как стимулятора потребления.
Предметами бизнеса становятся также используемые в моде забытые стили и моды, что, естественно, приводит к возникновению и распространению художественных штампов. Периодический ностальгический возврат к "лучшим временам" — к ушедшим формам и стилям — становится одним из определяющих факторов динамики моды.
Производители промышленной моды стремятся ускорить процесс морального, а не реального старения вещей.
Мода требует появления все новых и новых ценностей. Они меняют друг друга, не накапливаясь. Потребительная ценность любого объекта моды — своеобразие, оригинальность.
Но именно оригинальность исчезает в результате ее многократного копирования. Не обладая больше оригинальностью, объект теряет свое основное назначение, следовательно, теряется смысл его употребления.
Соотношение спроса и предложения, ритмов реального и морального износа, отчасти связанного с ритмом потребления, связано с проблемой ценностных социальных установок моды.
Мода и экономика — неразрывные понятия, но на определенном этапе они непременно вступают в противоречие. Однако при знании законов моды и точном экономическом расчете мода должна приносить прибыль предприятию.
Так как мода действует практически во всех сферах современной жизни, то она выполняет самые разнообразные функции, которые превращают ее в необходимый регулятор социальных отношений. Американский социолог Г. Блумер предложил семь социальных функций моды, считая что она обеспечивает возможность:
1) безобидной игры фантазии и каприза;
2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;
3) социально санкционированного вторжения в сферу новизны;
4) демонстрации и выставления напоказ своего «Я»;
5) замаскированного выражения сексуальных интересов;
6) вызывающей зависть демаркации высших классов;
7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами.
Блумер считает, что на различных фазах своего развития мода служит различным целям, однако функция модного процесса не может быть сведена к таким целям. С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей. В свою очередь, именно в таком мире, как справедливо полагает Блумер, и может существовать мода.
В зависимости от угла зрения на моду (как на социально-статусное, эстетическое, социально-коммуникативное или психологическое явление) можно выделить следующие функции моды:
инновационную — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные культурные образцы, способствует введению и принятию нововведений в самых разных сферах деятельности;
регулятивную — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой; облегчает человеку выбор и помогает тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему;
психологическую — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки и, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок, предлагает готовые образцы поведения личности в массовом масштабе, удовлетворяет потребность в психофизиологической разрядке, что особенно актуально для обитателей современных мегаполисов с их монотонной и однообразной повседневной жизнью;
социализации — мода является одной из форм приобщения человека к социальному и культурному опыту, помогая восприятию определенных социальных норм и ценностей и воспроизводству определенной социальной системы; способствует формированию самосознания индивида;
социальной дифференциации и нивелирования — мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, т.е. одновременно обозначая и маскируя социально-статусные различия;
престижную — мода является формой выражения престижа, связанного с определенным социальным статусом, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности. Мода является фактором, повышающим или понижающим престиж тех или иных культурных образцов;
коммуникативную — мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации — процесс передачи модных стандартов от одних индивидов или социальных групп к другим, т.е. передачи культурных образцов, наделяемых модными значениями, а также передачи информации о самих участниках моды. Такая коммуникация способствует формированию у ее участников согласия и общности в ценностных ориентациях;
экономическую — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей;
эстетическую — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе.