ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 761
Скачиваний: 1
История Отечества
5.2.На пути к глобальному кризису (70-е – первая пол. 80-х гг.)
Октябрьский Пленум ЦК (1964 г.) знаменовал собой на- чало нового витка советской истории. После Сталина и Хру- щева правящая бюрократия не жаждала ни репрессий, ни ре- организаций, но не стремилась и к демократизации социа- лизма. Это и обусловило политический консерватизм долгого, застойного периода правления Л.И. Брежнева, ставшего но- вым партийным и государственным лидером.
Все хрущевские новшества были ликвидированы: терри- ториальное управление свернуто, совнархозы снова заменены министерствами, промышленные и сельские райкомы объе- динены. Однако новое руководство страны вынуждено было искать пути повышения темпов экономического развития. А эта задача не могла быть решена без проведения экономи- ческих реформ. В 1965 г. началась экономическая («косыгин- ская») реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности государственных пред- приятий и колхозов, но представлявшая собой набор разроз- ненных и противоречивых мер, реформа в конце 60-х гг. была «успешно» сведена на нет.
С тяжелым грузом нерешенных проблем страна вступила в 70-е гг., с начала которых стали ухудшаться все главные показа- тели, характеризующиеэкономическую эффективность.
От пятилетки к пятилетке снижались объемы производ- ства, национального дохода, производительности труда, вало- вого общественного продукта, реальных доходов и покупа- тельной способности населения.
Сужение экстенсивных источников развития общества властно требовало перехода к новому типу экономического развития. Однако провозглашенный курс на интенсифика- цию производства остался лишь благим пожеланием. Стрем- ление же испытанными, традиционными, экстенсивными ме- тодами сдерживать падение темпов роста вело к непомерным затратам, к новому витку падения фондоотдачи.
182
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
Пытаясь улучшить экономическое положение, руково- дство страны широко использовало экспортную продажу сырьевых ресурсов – нефти и газа. На вырученные «нефте- доллары» закупали на Западе оборудование, изделия и пред- меты легкой промышленности, продовольствие. В стране уси- ливалось влияние «теневой экономики» – нелегального част- ного сектора, появлялись дельцы подпольного бизнеса.
С каждым годом увеличивалось отставание советской экономики от экономики развитых стран, вступивших в ста- дию постиндустриального развития. В СССР производитель- ность труда в промышленности была в два раза, а в сельском хозяйстве – в пять раз ниже, чем в США. Однако была одна приоритетная отрасль – военно-промышленный комплекс (ВПК), так называемая «оборонка», позволившая достичь во- енно-стратегического равенства (паритета) с США по ракетно- ядерным вооружениям (начало 70-х гг.). В дальнейшем под- держание этого паритета все более обескровливало, милита- ризировало экономику СССР, не давало возможности решать назревшие социальные проблемы.
Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство, но эффективность их отдачи приближалась к нулю. Из посто- янного донора деревня постепенно превращалась в непосиль- ное бремя для государства. Повседневным явлением, яркими приметами эпохи были острый дефицит и длинные очереди. Единственным городом, где можно было что-то купить, была Москва, превратившаяся во всесоюзный рынок и громадный магазин. Не изменили положения ни введение агропромыш- ленной интеграции, ни широко разрекламированная Продо- вольственная программа (1982 г.), ни массовая ликвидация «неперспективных деревень».
Потеря страной динамизма, погружение в состояние за- стоя происходили под аккомпанемент выдвинутого еще в 1971 г. тезиса об уже построенном в СССР «развитом социалистиче- ском обществе». Однако принимаемые руководством страны меры по совершенствованию такого «социализма» не могли остановить надвигавшегося краха административно-коман-
183
История Отечества
дной системы. Брежневское руководство апологетикой социа- лизма, дутыми цифрами, гигантскими прожектами, пропа- гандистскими кампаниями и юбилеями стремилось отвлечь внимание общества от нараставших негативных процессов, остановить которые путем принятия директивных партийных решений не удавалось.
Не менее острыми были противоречия политического раз- вития. Отказавшись от шагов периода «оттепели» по ликвида- ции чрезмерной централизации управления, активизации об- щественных организаций, ротации кадров, брежневское руко- водство способствовало усилению процесса бюрократизации политической системы, укреплению однопартийности (Консти- туция 1977 г. закрепила руководящую роль КПСС в обществе), сосредоточению бесконтрольной власти в руках партийного ап- парата. Внешне эти процессы прикрывались парадными фраза- ми о развитии демократии. По существу же происходила рес- таврация политической системы 30-х гг., однако с резким ослаб- лением «подсистемы страха», которая в сталинский период мешала закостенению системы.
* * *
Консерватизм брежневского режима обусловил прекра- щение критики культа личности Сталина – возникла угроза реанимации сталинизма и реабилитации Сталина.
В ответ на это возникает феномен инакомыслия, «неуча- стия во лжи» – диссидентство – движение, означавшее увели- чение пропасти между властью и обществом, становившееся все более массовым и открытым. Это было правовое и нравст- венное противостояние режиму.
Первыми жертвами борьбы властей с инакомыслием стали писатели А. Синявский и Ю. Даниэль, опубликовавшие за рубежом свои произведения, в которых критиковались со- ветские порядки. Оба были осуждены (судебный процесс над ними стал первым послесталинским политическим процес- сом), но это не остановило диссиденское движение.
184
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
Состоялись несанкционированные демонстрации на Красной площади групп интеллигентов, протестовавших против советской оккупации Чехословакии (1968 г.), вторже- ния в Афганистан (1979 г.). Виднейшими фигурами дисси- дентского движения были Нобелевские лауреаты: участник войны писатель А. Солженицын и физик, академик А. Саха- ров. Они настаивали на выполнении демократических поло- жений Конституции, на соблюдении «прав человека», зафик- сированных в подписанных СССР международных докумен- тах, разоблачали сталинский тоталитаризм, протестовали против советского военного вмешательства во внутренние де- ла других государств, гонки вооружений.
КГБ организовал подавление оппозиционного движения путем репрессий: увольнения с работы, отправка в тюрьму, вынужденная эмиграция, ссылка, «карательная психиатрия». Диссидентское движение было подавлено, однако это не сня- ло напряжения в обществе, для которого характерно было полнейшее отчуждение народа от власти. Да и на Западе те- перь уже никто не верил в светлый образ СССР как оплот про- грессивного человечества, защитника всех угнетенных.
На этом фоне процветала лишь самодовольная партий- ная элита – номенклатура, партократия, сплотившаяся вокруг своего дряхлеющего Генсека. Своему окружению Л.И. Бреж- нев был очень удобен: оно видело в его персоне залог ста- бильности своего безбедного (истинно «коммунистического») существования. Партноменклатуру очень устраивал не гроз- ный «хозяин», а безобидный и безликий «лидер». Главным делом и страстью Л. Брежнева стало не управление государст- вом, а коллекционирование наград и титулов, их было у него около 220 – советских и иностранных, в том числе звание Маршала, семь орденов Ленина, пять звезд Героя. С приняти- ем в 1977 г. новой Конституции «развитого социализма» он занял и пост Председателя Президиума Верховного Совета
СССР. «Сочинения» Л.И. Брежнева «Ленинским курсом», ме- муары, написанные за него литераторами-невидимками, из- давались миллионными тиражами и были обязательны для
185
История Отечества
всеобщего повсеместного изучения, удостоились Ленинской премии. Невооруженным глазом стало видно, что утверждает- ся культ нового вождя.
* * *
Во внешней политике Л.И. Брежнев продолжил линию своего предшественника, но более «целеустремленно». На международной арене предстояло решать три приоритетные задачи:
•устранить угрозу распада социалистического содружест- ва, обеспечить еще более тесное сплочение его в полити- ческом, военном и экономическом отношениях;
•нормализовать отношения между Востоком и Западом;
•последовательно поддерживать революционные и на- ционально-освободительные движения во всем мире. Стратегическая же цель советского руководства – уста-
новление мировой гегемонии – не изменилась. СССР помог победить коммунистам Вьетнама в их многолетней войне за объединение и независимость (1966 – 1972); силами ОВД в ав- густе 1968 г. задушена была «пражская весна» – процесс демо- кратизации в Чехословакии; с помощью СССР руководство Польши ввело в стране военное положение (1981 г.) и подави- ло оппозиционное движение «Солидарность».
Но шел также и процесс «официального» охлаждения от- ношений, отдаления от гегемонистских устремлений СССР ряда странсоциалистическойсистемы(Румыния, Китай, Албания).
Для удержания своих позиций в мировом сообществе
СССР провозглашает Программу мира – политику разрядки международной напряженности, диалога с Западом, которая привела к заключению ряда соглашений: о признании неру- шимости границ в Восточной Европе, об урегулировании ста- туса Западного Берлина, двусторонней договоренности СССР
иСША по разоружению.
В1975 г. в Хельсинки состоялось совещание 33-х евро- пейских стран, США и Канады по безопасности и сотрудни-
186