ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 758
Скачиваний: 1
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
приобрела собственную, неподвластную М.С. Горбачеву энер- гию. Возникла ситуация, когда демократизация и политиче- ское реформирование стали как бы самоцелью. Экономика же топталась на месте.
* * *
Неудачи во внутренней политике М.С. Горбачев пытался компенсировать успехами на международной арене. Руково- дство страны предложило отказаться от идеи блокового проти- востояния и осуществить поворот к политике, направленной на создание гарантий выживания человечества за счет развития международного диалога и сотрудничества. Оно выдвинуло принцип «нового политического мышления» – признание при- оритета общечеловеческих ценностей над любыми другими. Было подписано соглашение с США об уничтожении ядерных ракет средней дальности и сокращении стратегических насту- пательных вооружений, улучшены советско-китайские отноше- ния, выведены советские войска изАфганистана.
М.С. Горбачев выдвинул идею создания к 2000 г. безъя- дерного мира, роспуска военных союзов, сокращения военных расходов. Он вел активный переговорный процесс с лидерами многих зарубежных государств, участвовал в политических и экономических форумах, инициировал важнейшие междуна- родные соглашения. (В 1990 г. М.С. Горбачеву была присуж- дена Нобелевская премия).
Демократические процессы в СССР, его отказ от приме- нения силы в международных отношениях привели к быст- рому крушению «социалистических», просоветских режимов в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, к объединению Германии. Распались ОВД и СЭВ, начался вывод советских войск из Восточной Европы. Мощь и монолитность социалистического содружества оказались мифом.
В обмен на односторонние уступки администрация М.С. Горбачева рассчитывала на помощь стран Запада. Одна- ко Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу его политические и экономические потери.
* * *
191
История Отечества
Советское руководство постепенно начинало склоняться к необходимости перехода к «регулируемому рынку», оно все более убеждалось, что альтернативы этому нет. В конце 1989 г. и в 1990 г. реформирование экономической системы прини- мает все более широкие масштабы. Это означало создание в стране первых частных фирм, банков, бирж, АО, стали появ- ляться и свои отечественные предприниматели – «средний класс», «новые русские». Однако перестройка вырывалась из- под контроля, шла независимо от ее инициаторов, выливалась в постепенный демонтаж советской экономической системы, который шел тяжело и болезненно.
На рубеже 1990-91 гг. в стране развернулась острая борьба за власть, сложилась противоречивая, нестабильная обстановка: центр во главе с М.С. Горбачевым продолжал курс постепенного, эволюционного пути демократизации; либерал-демократы все более активно выступали за ради- кальные реформы общества, считали М.С. Горбачева слиш- ком умеренным; одновременно нарастала опасность «спра- ва», со стороны консервативных сил. В стране усиливались конформизм, социальная нестабильность, региональные национальные конфликты (Нагорный Карабах, Фергана), сепаратизм, «парад суверенитетов», центробежные тенден- ции к выходу из СССР (Прибалтика). Все чаще власть при- бегала к военной силе (Тбилиси, Баку, Вильнюс, Рига).
Однако вопрос о сохранении обновляющегося СССР был положительно решен на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. (76% проголосовали за его сохранение). Поэтому в апре- ле 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев и руководители 9-ти республик договорились в Ново-Огареве о необходимости за- мены Союзного Договора 1922 г. и разработки нового. Проект его был составлен, и подписание намечалось на 20 августа. Он предусматривал преобразование союзного государства в кон- федерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.
Однако консервативные силы были напуганы перспек- тивой потери власти и решили осуществить нечто вроде «бар-
192
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
хатной контрреволюции». С этой целью они изолируют Пре- зидента Горбачева на его крымской даче в Форосе, объявляют больным, и в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. создают ГКЧП во главе с вице-президентом Г. Янаевым и представителями си- ловых структур, требуя от Горбачева сложения его полномо- чий. Рано утром 19 августа в Москву стягивается военная тех- ника, перекрываются въезды и выезды из столицы, захватыва- ются телевидение и радио.
Сопротивление путчистам возглавил первый Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, избранный на эту должность всенарод- ным голосованием еще 12 июня 1991 г. «Он занял мужествен- ную позицию, действовал решительно, беря на себя всю от- ветственность», – отмечал потом М.С. Горбачев. Б.Н. Ельцин издал несколько указов против ГКЧП, квалифицировав его действия как преступление и государственный переворот, призвал армию не подчиняться заговорщикам, а население – защищать молодую российскую демократию. Центром собы- тий стал «Белый дом», на защиту которого пришли тысячи москвичей, занявшие круговую оборону. Строились баррика- ды, формировались добровольческие отряды, готовые защи- щать демократию.
Нерешительность и раскол в войсках, растерянность путчистов, не ожидавших такого сопротивления, поддержка Б.Н. Ельцина большинством правительств стран мира – все это обусловило быстрое поражение ГКЧП, арест заговорщи- ков, освобождение М.С. Горбачева. Действия путчистов, же- лавших любой ценой сохранить Союз, привели к прямо про- тивоположным результатам.
Провал заговора означал не только крах социалистиче- ского реформаторства, но и резко ускорил распад СССР, об- вал его экономических и политических структур, упразднение прежних институтов центральной власти. Вместе с тем он усилил позиции России. В ней начинался мучительный и противоречивый процесс созидания нового – радикальная трансформация советской системы.
193
История Отечества
Последствия переворота трагически сказались и на судь- бе КПСС: она утратила свой гегемонизм, влияние и власть. М.С. Горбачев отказался от поста Генсека, партия по существу самораспустилась, а затем деятельность ее была запрещена. Так закончила свое существование самая влиятельная полити- ческая сила коммунистического мира.
Вдекабре 1991 г. политические лидеры «славянских рес- публик» – России, Белоруссии и Украины, собравшись в Бело- вежской Пуще (Белоруссия), заявив о прекращении действия Союзного Договора 1922 г., констатировали, что Советский Союз более не существует, и провозгласили образование СНГ, открытого для всех желающих вступить в него. Вскоре к со- дружеству присоединились еще восемь бывших союзных рес- публик («Алма-Атинское соглашение»).
Всоздавшихся условиях Горбачеву пришлось объявить о сложении им с себя полномочий Президента СССР в связи с отсутствием самого государства (25 декабря 1991 г.), а 26 де- кабря Верховный Совет официально признал роспуск СССР. Демонтаж такой колоссальной структуры, каким был СССР, будет, видимо, еще долго отзываться эхом на судьбах не одно- го поколения. События нарастали столь быстро, лавинообраз- но, что у старой системы не оказалось сил, чтобы сдержать их натиск.
Итак, попытка радикально изменить советское общество
спомощью перестройки привела к развалу СССР, тяжелей- шему поражению коммунистической идеи, глубочайшему за- тяжному кризису, краху партийно-государственного монопо- лизма и плановой регулируемой экономики, всеобщему раз- броду и шатанию, взрыву хаоса, социальных и национальных конфликтов.
** *
Законной правопреемницей распавшейся громадной страны, но в новом качестве, становится Российская Феде- рация. Она стремилась наладить дружественные связи со
194
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
всеми странами. Мировая общественность, в свою очередь, оказала поддержку политике Б.Н. Ельцина. Новое руково- дство России приняло решение о невозможности проведе- ния структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы. С начала 1992 г. Прави- тельство во главе с Е.Т. Гайдаром начало решительно осу- ществлять радикальную программу рыночных реформ: об- вальную либерализацию цен, приватизацию государствен- ной собственности, акционирование производства, что привело к формированию новой системы собственности. Одновременно провозглашался курс на построение граж- данского общества и правового государства, становление парламентской демократии. Целью политики Е.Т. Гайдара была стабилизация финансового положения, уменьшение дефицита государственного бюджета, открытие для России дороги в международные финансовые и экономические ор- ганизации как условие экономического подъема.
Однако Правительство вынуждено было установить вы- сокий уровень налогообложения, резко повысить цены, уре- зать социальные программы. Жесткие экономические меры снизили жизненный уровень населения, усилили социальную напряженность в различных слоях российского общества, протест против «шоковой терапии».
В условиях экономической и социальной нестабильно- сти резко обостряются противоречия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в выс- шем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике. Но большинство россиян в целом поддержа- ло тогда Правительство.
Летом 1992 г. оно под давлением Верховного Совета прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к резко- му усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. К концу года резкие выступления оппози- ции все более усиливали противостояние двух ветвей власти, которое приближалось к опасной черте. Был найден компро-
195