ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 759
Скачиваний: 1
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
честву в Европе, в заключительном Акте признавшее неру- шимость существующих границ на континенте и недопусти- мость применения силы в отношениях между государствами, подтвердившее необходимость соблюдения прав человека.
Параллельно курсу на разрядку СССР всячески старался расширять свое присутствие в «третьем мире», подрывая там влияние Запада.
Смертельный удар по им же провозглашенной политике «разрядки» СССР наносит в декабре 1979 г., введя свои войска в Афганистан для защиты там просоветского режима. Миро- вое общественное мнение резко осудило эту акцию, в том числе и чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Обострилась, усилилась военная конфронтация между СССР
и Западом. Новый президент США Р. Рейган назвал СССР
«империей зла», и в качестве защитной меры против потен- циального советского экспансионизма выдвинул программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). В результате наша страна была выведена на такую дистанцию забега в гон- ке вооружений, которую ее экономика выдержать не смогла.
Многолетняя иллюзорная стабильность, благополучие 70-х – начала 80-х гг. имели по существу тупиковый, стагнаци- онный характер, «брежневщина» оказала на развитие совет- ского общества негативное влияние: в экономике – развал и застой, в политике – ложь, двуличие, коррупция, монополизм КПСС, в душах – цинизм, отчаяние, социальная апатия. Все эти накопившиеся противоречия и нерешаемые проблемы создавали предпосылки для углубления всестороннего сис- темного кризиса.
* * *
После смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю.В. Андро- пов, ранее возглавлявший КГБ, а затем – Секретариат ЦК по идеологии. Он признавал наличие многих нерешенных проблем и необходимость перемен, но видел пути их осу- ществления с помощью жестких административных мер и
187
История Отечества
вряд ли смог бы провести радикальные шаги по демократи- зации общества. Курс был взят на преодоление некоторых деформаций социализма, укрепление дисциплины и по- рядка. Эти мероприятия дали определенный, но временный эффект, хотя и зародили в народе надежды на перемены к лучшему. Однако на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропов пробыл недолго, в феврале 1984 г он скончался.
Приход к власти старого и больного К.У. Черненко вы- звал всеобщее уныние – трудно было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. Это означало возврат к брежневской партократической системе, дальнейшей пропа- ганде идей «развитого социализма».
Однако в этот период происходит «дозревание» общест- венного сознания, укрепление в нем понимания необходимо- сти радикальных перемен.
5.3.От попытки перестройки социалистической системы – к смене модели общественного развития
Встареющей правящей элите постепенно складывалась группа относительно молодых руководителей, которая не толь- ко боролась за власть, но и готова была кобновлению системы.
Начало ожидавшимся переменам было положено 11 марта 1985 г., когда (после кончины К.У. Черненко) новым Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается самый моло- дой (54 г.) член Политбюро – М.С. Горбачев.
Его деятельность как лидера партии была противоречи- вой, непоследовательной, но бесспорны его заслуги как поли- тика-реформатора, продолжившего демонтаж тоталитарной системы, сделавшего попытку повернуть страну к общечело- веческим ценностям.
Начало деятельности нового руководства было связано с попыткой модернизировать социализм, очистить его от уста-
188
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
ревших, одиозных форм и деформаций, придать его облику «человеческое лицо», ликвидировать катастрофическое отста- вание СССР в области новейших технологий.
В апреле 1985 г. провозглашается «курс на ускорение со- циально-экономического развития СССР», ликвидацию предшествующих негативных явлений – «механизма тормо- жения», «застоя». Это предполагало повышение темпов эконо- мического роста, эффективное использование достижений НТР, децентрализацию управления народным хозяйством, укрепле- ние порядка и дисциплины, утверждение принципа социальной справедливости. И одновременно подтверждается «генеральная линия на совершенствование общества развитого социализма». Эта идея находит отражение и в новой редакции Программы КПСС (1986), из которой, правда, были убраны скомпрометиро- вавшие себя задачи по построению основ коммунистического общества к 1980 г. Однако предложенная традиционная модель не оправдала возлагавшихся на нее надежд.
Экономика страны продолжала функционировать по старой схеме: активно использовались методы приказа, нажи- ма, политические кампании, штурмовщина, корректировка планов; громоздкий бюрократический аппарат (ок. 18 млн. чел.) тормозил, глушил и выхолащивал все новые и позитив- ные начинания.
Авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), назван- ная «катастрофой века», подтолкнула к выводу о необходимо- сти более глубоких изменений ранее существовавших и ка- завшихся незыблемыми порядков.
Не оправдавшая себя «концепция ускорения» была за- менена в 1987 г. «концепцией перестройки», в основе которой лежала идея перевода жестко централизованного планово- государственного хозяйства на рыночную товарно-денежную основу (в рамках социализма). В 1987 г. на первый план вы- двигается задача «обновления идеологии», демократизации общественной жизни, дальнейшего развития гласности. Предпринимается попытка сделать информацию, которая
189
История Отечества
раньше строго дозировалась или скрывалась вообще, достоя- нием людей; начинается вторая волна критики сталинизма; осуществляются первые попытки «нового прочтения», осмыс- ления и оценки нашего исторического прошлого. Это вызвало сопротивление наиболее консервативных сил.
Летом того же 1987 г. была начата «радикальная эконо- мическая реформа», целью которой являлся переход от адми- нистративных к экономическим методам руководства. Но ме- ханизм ее реализации был явно несовершенен, поскольку не допускал плюрализма форм собственности, не затрагивал ос- нов административно- командной системы в экономике.
В 1988 г. начинается реформа политической системы
СССР, которая предполагала соединение «социалистических ценностей» с элементами буржуазного либерализма, создание правового государства. В марте 1989 г. состоялись первые в ис- тории советской власти действительно свободные выборы на- родных депутатов на альтернативной основе. На I съезде на- родных депутатов СССР (июнь 1989 г.) развернулась яростная борьба между сторонниками различных подходов к перспек- тивам и вариантам развития страны. Председателем Верхов- ного Совета был избран М.С. Горбачев. В марте 1990 г., на III внеочередном съезде народных депутатов СССР он же ста- новится первым (и последним) Президентом СССР – главой исполнительной власти.
Поскольку этот же форум отменил 6-ю статью Консти- туции о монополии КПСС в политической системе, начинают появляться многочисленные партии, движения, объединения с весьма широким идеологическим спектром – от анархизма до монархизма. Страна сделала реальный шаг к многопар- тийности. В этих условиях КПСС предпринимает попытку реформироваться по образцу западной социал-демократии на платформе «демократического социализма», но безуспешно.
Попытки перестройки экономической и политической системы дали неожиданные результаты. Экономическая ре- форма «пробуксовывала», зато политическая демократизация
190