ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 756
Скачиваний: 1
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
важнейшие стратегические задачи на ближайшие годы: уве- личение в два раза ВВП, борьбу с бедностью и реформу Воо- руженных сил.
Во внешней политике современной России постепенно создается и утверждается новая политическая доктрина. От- ношения с США, странами Западной Европы, СНГ и другими зарубежными странами стали строиться на основе стратегиче- ского партнерства, отстаивания в отношениях с ними собст- венных национальных интересов.
После трагических событий в США 11 сентября 2001 г. «западный» ориентир внешней политики России из значимо- го превратился в доминирующий. Отсюда и решительное осуждение преступлений террористов, участие России в меж- дународной антитеррористической коалиции (1 мая 2002 г. Россия заключила соглашение с НАТО о координации дейст- вий и обеспечении международной безопасности).
Очередное подведение российской общественностью итогов пребывания В. Путина у власти (весна 2003 г.) подтвер- дило одобрение обществом деятельности Президента.
Многие эксперты, несмотря на разность оценок, пришли к одинаковым выводам об отсутствии в стране, несмотря на неустойчивость экономического положения и наличие мно- гих нерешенных социальных проблем, предпосылок к сис- темным кризисам и экономическим катаклизмам.
Президент продолжал пользоваться поддержкой обще- ства, так как никто не мог предложить сколько-нибудь при- влекательную альтернативу его курсу в целом. Более чем убе- дительная победа на Думских выборах в декабре 2003 г. пар- тии власти «Единая Россия» свидетельствовала о дальнейшем укреплении позиций Президента, у которого появилось большинство в парламенте.
В феврале 2004 года, еще до очередных президентских вы- боров, В.В. Путин принял решение об отставке правительства М.М. Касьянова и реорганизации Кабинета министров. Государ- ственная Дума утвердила, по рекомендации Президента, нового премьера, которым стал М.Е. Фрадков (март 2004).
201
История Отечества
Вскоре были проведены структурные реорганизации Правительства и Администрации Президента и сформирова- ны их новые составы. Был сделан еще один шаг к созданию команды компетентных менеджеров, способных обеспечить проекты президентских модернизаций.
Впрограммном выступлении в качестве кандидата и действующего Президента 12 февраля 2004 г. В.В. Путин крат- ко подвел итоги своего четырехлетнего пребывания на посту главы государства, констатировав позитивные изменения в экономической ситуации, политической жизни, улучшение социальных показателей.
Президент обнародовал также основные задачи на оче- редное четырехлетие (2004 – 2008 гг.), которые он ставит перед страной и перед собой при условии его избрания на второй президентский срок. К перечню необходимых для реализации проблем он отнес улучшение качества экономики; реформи- рование государственного аппарата; реформы ЖКХ, здраво- охранения и образования; улучшение пенсионного обеспече- ния; продолжение реформ налоговой, судебной, правоохра- нительной систем, силового блока, борьбу с терроризмом.
Вцелом был выдвинут курс на ускорение либеральных преобразований, осуществление новой модели реформ, спо- собной обеспечить прорыв в экономической, духовно- нравственной, социальной и научно-технической сферах.
Массовая поддержка В.В. Путина, его деятельности еще раз подтвердилась на очередных выборах Президента Российской Федерации, которые состоялись 14 марта 2004 года. Реальных соперников у В.В. Путина фактически не было, он получил 71,3% голосов избирателей, обеспечивающих ему серьезный за- пас политической устойчивости. Теперь перед Президентом стоит серьезная задача конвертировать личный успех в успех страны. (Официальное вступление В.В. Путина в должность Президента РФ(инаугурация) состоялась 7 мая2004 г.)
Вочередном Послании Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 года В.В. Путин огласил «декларацию о намерени- ях» на новый президентский срок, в которой были конкрети-
202
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
зированы пути решения важнейших задач, уже поставленных ранее. Послание нашло свое логическое продолжение в ана- логичном документе от 25 апреля 2005 года. Президент рас- сматривает оба эти документа как единую программу дейст- вий на ближайшее десятилетие. Оба эти документа направле- ны на укрепление государства, демократии, развитие экономики и социальной сферы.
Начало второго срока пребывания В.В.Путина на посту Президента Российской Федерации ознаменовалось ужесто- чением политического курса, дальнейшими шагами по ре- формированию государственного устройства и укреплению вертикали власти. Серия террористических актов в августе – сентябре 2004 г. (особый резонанс вызвали кровавые события 1–3 сентября в Беслане) побудили Президента произвести ряд изменений в структуре государственной власти, призванных, с его точки зрения, повысить эффективность борьбы с терро- ризмом. По предложению Президента 3 декабря 2004 г. была одобрена новая практика избрания губернаторов. Губерна- торский корпус начал формироваться не путем избрания гу- бернаторов прямым волеизъявлением избирателей, а путем избрания высших должностных лиц регионов законодатель- ными собраниями территорий по представлению Президен- та. Эти меры, по мнению В.В. Путина, должны были способст- вовать формированию единства исполнительной власти, не- обходимой для борьбы с террором. Одновременно при каждом губернаторе учреждались первые заместители из офицеров внутренних войск, в распоряжение которых посту- пали силы и средства всех ведомств, находящихся на соответ- ствующей территории, призванные быстро и эффективно реагировать на все акты терроризма.
24 декабря 2004 г. Государственная Дума приняла в первом чтении инициированный Президентом закон о переходе к вы- борам по партийным спискам вместо прежней смешанной сис- темы. Эти меры, означающие пересмотр принципов формиро- вания вертикали власти, по мнению большинства политологов, преследовали цель ускорения процесса централизации власти,
203
История Отечества
укрепления роли Президента в российской политической сис- теме. Обострение же террористической угрозы позволило пред- ставить их каквынужденные, но необходимые.
14 ноября 2005 года В.В. Путин произвел серьезные кад- ровые перестановки в своей Администрации и Правительстве. На вновь введенную в правительстве должность первого вице- премьера был назначен Д.А. Медведев, возглавлявший до это- го администрацию Президента. Был сделан важный шаг по укреплению Правительства администрацией Президента и в целом вертикали власти. В этом ключе следует рассматривать и назначение заместителем Председателя Правительства Рос- сийской Федерации (первым Вице-премьером) с сохранением поста министра обороны С.Б. Иванова. (Назначение состоя- лось 16 февраля 2007 г. На новом посту сфера ответственности С.Б. Иванова значительно расширилась. В его обязанности входит координация не только деятельности военно- промышленного комплекса, но и инновационного развития экономики и науки)
Получение В.В. Путиным мандата доверия от избирате- лей на очередной президентский срок стало основанием для более жестких «рыночных» мер в экономической и особенно социальной сфере, ведущих к минимизации дотационных обязательств государства перед населением. Летом 2004 г. был принят федеральный закон, отменивший практически все льготы, которыми до того пользовались 103 млн. человек. Вме- сто этого для самых социально уязвимых категорий льготни- ков вводилась денежная компенсация («монетизация» льгот); утверждалось, что натуральные или денежные льготы – это нерыночный инструмент. В результате 30% льготников оказа- лись в проигрыше.
Стихийные выступления инвалидов и пенсионеров, за которыми последовали акции протеста чернобыльцев, шахте- ров, строителей, заставили Правительство срочно изменить свою тактику, признать просчеты, изыскивать средства для компенсации убытков льготникам всех категорий. Причем
204