ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
2. Регулирующиедоходы бюджетов - федеральные ирегиональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ И ПО ДРУГИМ ОСНОВАНИЯМ
(схема № 66)
По методам взимания:
•налоговые;
•неналоговые.
Взависимости от государственного устройства страны: доходы федерального бюджета; доходы бюджетов субъектов Федерации; доходы местных бюджетов.
По источникам мобилизации:
•доходы, поступающие от юридических лиц;
•доходы, поступающие от населения.
Взависимости от гражданства субъектов налогообложе-
ния:
•доходы, поступающие от резидентов;
•доходы, поступающие от нерезидентов.
По конкретным объектам налогообложения:
• налоги с имущества; налоги с дохода (прибыль).
151
-аппарат управления (государственное управление и местное самоуправление);
-создание запасов и резервов;
-прочие расходы;
ФОРМЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ (ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯБЮДЖЕТНЫХСРЕДСТВ)
{схема№ 69):
1)ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
2)средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
3)трансферты населению, включающие:
а) ассигнования на реализацию органами самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми сметами представительных органов местного самоуправления;
б) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
в) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
4)бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств);
5)субвенции и субсидии физическим и юридическим ли-
цам;
6)инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
7)бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
8)кредиты иностранным государствам;
9)средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственные и муниципальные гарантии.
155
Схема № 67. Классификация расходов бюджетов
Схема № 68. Виды государственных расходов по функциональному признаку
Схема № 69. Формы расходов бюджетов
00
2)выпускаемые единственными уполномоченными органами субъектов РФ;
3)выпускаемые уполномоченными органами местного самоуправления.
По субъектам - держателям ценных бумаг займы делятся на реализуемые:
1)только среди физических лиц;
2)только среди юридических лиц;
3)среди как юридических, так и физических лиц.
По форме выплаты доходов займы делятся на:
1) процентные - владельцы долговых обязательств получают твердый доход путем оплаты купонов либо при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг;
2)выигрышные - владелец займа получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций;
3)целевые - гарантируют получение определенного товара
или предусматривают выплату доходов держателям облигаций.
По методам размещения займы классифицируются на:
1)добровольные;
2)принудительные.
По форме займы могут быть:
1) облигационными - предполагают эмиссию ценных бумаг;
2) безоблигационными - оформляются подписанием договоров, соглашений, а также путем записи в долговых книгах и выдачи особых обязательств.
Управление государственным (муниципальным) долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, а также по размещению долговых обязательств.
Методы управления государственным долгом {схема
№72):
1)рефинансирование - погашение старой задолженности путем выпуска новых займов;
161
2)конверсия - изменение размера доходности займа, т.е. снижение или повышение процентной ставки дохода;
3)консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;
4)унификация - объединение (обмен) нескольких ранее выпущенных займов в один новый;
5)аннулирование долга (дефолт) - полный отказ от долговых обязательств;
6)реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Государственный долг связан с дефицитом бюджета. Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над
его доходами.
В 1990 г. в связи с дефицитом бюджета из его расходной части были выделены:
1)бюджет текущих расходов;
2)бюджет развития.
Впоследствии это стало общим требованием законодательства для бюджетов всех уровней.
Бюджет текущих расходов предусматривает расходы, обеспечивающие текущие потребности организаций и учреждений, в том числе государственных (местных) органов власти, финансируемых из бюджета соответствующего уровня.
Ктаким расходам относятся:
1)расходы на содержание - заработная плата, администра- тивно-хозяйственные расходы, текущий ремонт, приобретение инвентаря и т.д.;
2) расходы на капитальный (восстановительный) ремонт.
В соответствии с бюджетным законодательством при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
162
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других
уровней бюджетной системы РФ; 2) внешние источники:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.
164
Схема № 71. Виды государственного долга
а
Схема № 73. Виды государственных займов
Схема№74.Классификацияисточниковфинансированиядефицитагосударственногобюджета
1 - от имени РФ;
2 - от имени субъекта РФ;
3 - от имени муниципального образования.
* Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют только те субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной отчетности.