ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
сударственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и других нормативных актах.
Бюджетно-правовой статус РФ составляет совокупность следующих бюджетных прав (полномочий):
осуществлять законодательное регулирование бюджетных отношений в закрепленных Конституцией пределах ведения; исходя из компетенции РФ, устанавливать основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития;
•Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет;
•устанавливать налоги, сборы и другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. Установление общих принципов налогообложения относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ);
распределять бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. При этом часть доходных источников РФ остается в ее ведении (федеральные доходы); определять компетенцию субъектов РФ и органов мест-
ного самоуправления по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размеров; устанавливать основы разграничения расходов между
бюджетами. Согласно законодательству РФ, такой основой является разграничение имущества и компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления; регулировать бюджеты субъектов РФ путем передачи отчислений от налогов и других источников доходов, а также выделения в них дотаций, субвенций их федерального бюджета; образовывать в федеральном бюджете оборотную кас-
совую наличность в размере, необходимом для покрытия временных кассовых разрывов, резервные фонды в распоряжении представительных и исполнительных федеральных органов власти, а также целевые бюджетные фонды;
141
• право организации бюджетной отчетности в РФ, в том числе по консолидируемым бюджетам всех уровней; вводить на территории РФ чрезвычайный бюджет; его основанием является введение в РФ чрезвычайного положения.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА СУБЪЕКТОВ РФ
Бюджетные права субъектов РФ реализуются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Все субъекты РФ в соответствии со ст. 5 Конституции РФ являются равноправными.
Бюджетные права субъектов РФ выражаются в праве получать бюджетные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению, самостоятельно исполнять бюджет.
Бюджетное законодательство гарантирует судебную защиту бюджетных прав субъектов РФ. При их нарушении представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ могут обратиться за защитой в арбитражный суд.
Бюджетные права субъектов РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, в Законе РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (в ред. ФЗ от 31 июля 1995 г. № 118-ФЗ), в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в Законе РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», а также в законодательстве субъектов РФ.
Бюджетно-правовой статус субъектов РФ составляет совокупность следующих бюджетных прав (полномочий):
законодательное регулирование бюджетного устройства на соответствующей территории и бюджетного процесса, исходя из основ, установленных законодательством РФ;
142
право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет - республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти;
право объединять бюджетные ресурсы субъектов РФ со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования экономических, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных;
право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги, сборы, другие платежи, подлежащие в зачислению в бюджет субъекта РФ и местные бюджеты, а также отчисления от регулирующих доходов; право распределения доходов между бюджетами субъ-
ектов РФ и местными бюджетами соответствующей территории. При этом субъект РФ вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части (проценте) на долговременной основе; органы исполнительной власти субъектов РФ вправе осуществлять надзор за ходом исполнения бюджета нижестоящим исполнительным органом власти, исходя из требований законодательства РФ;
право образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды, а также оборотную кассовую наличность; право самостоятельно использовать доходы, дополни-
тельно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах, свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года. Все эти средства, именуемые свободными бюджетными средствами, вышестоящим органом власти запрещено изымать из ведения субъектов РФ; право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъ-
екта РФ или увеличения его расходов в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений вышестоящего органа. Недостающие в связи
143
в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ;
органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ;
вдоходной и расходной части местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ; федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; органы местного самоуправления обеспечивают удовле-
творение основных жизненных потребностей населения
всферах, отнесенных к ведению муниципальных образований не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов субъектов РФ;
показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке; увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти РФ, компенсируются органами, принявшими решения;
145
Конспект лекции 22
Государственные и муниципальные доходы
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Состав доходов бюджетов:
налоговые доходы; неналоговые доходы;
• безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов;
остаток средств на конец предыдущего года.
Состав налоговых доходов:
•федеральные налоги и сборы;
•региональные налоги и сборы;
•местные налоги и сборы;
•пени;
•штрафы.
Кналоговым доходам федерального бюджета относятся:
•федеральные налоги и сборы;
•таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
•государственные пошлины.
Состав неналоговых доходов:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
147
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствую-
щими органами государственной власти, местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гра-
жданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектами РФ, муниципальным образованием, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд,
полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы федерального бюджета формиру-
ются за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (в полном объеме); доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ (в полном объеме); доходов от продажи имущества, находящегося в госу-
дарственной собственности (в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ);
• части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в размерах, устанавливаемых Правительством
РФ);
•прибыли Банка России (по нормативам, установленным федеральными законами);
•доходов от внешнеэкономической деятельности;
доходов от реализации государственных запасов и резервов.
148
В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные пе-
речисления:
1) получаемые безвозмездные перечисления:
•от физических лиц;
•юридических лиц; международных организаций;
правительств иностранных государств;
2)безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Взаимные расчеты - это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов и передачей доходов, происшедшими после утверждения и не учтенными законом (решением) о бюджете.
Доходы от использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности:
1) средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2)средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
3)средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
4)плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
5)доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
6)часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
7)другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
149
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Средства, полученные в результате применения мер ответственности :
1)штрафы;
2)суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства;
3)суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 ч. I Налогового кодекса РФ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
В зависимости от времени установления, а также от вида устанавливающего их документа доходы бюджетов подразделяются на собственные доходы бюджетов и регулирующие доходы бюджетов.
1. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
•неналоговые доходы, указанные в абз. 2-5 п. 4 ст. 41 БК РФ;
•иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
150