ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
определенная последовательность методов, приемов и средств изучения педагогической практики, используемых в целях их наиболее эффективной реализации
Структура педагогического опыта
элементы опыта, |
приемы и способы |
наиболее общие |
обусловленные |
деятельности, ха- |
приемы и спосо- |
индивидуальным |
рактерные только |
бы деятельности, |
своеобразием |
для данной |
которые могут |
личности педаго- |
специальности или |
быть использова- |
га |
направления обра- |
ны другими педа- |
|
зования |
гогами |
Содержание деятельности преподавателя по изучению передового педагогического опыта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение содержания, приемов и мето- |
|
|
Изучение уровня знаний, навыков и уме- |
||||||||
дов работы |
|
|
ний обучаемых |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беседы с |
|
|
Изучение его |
|
|
По оценкам, |
|
|
|
По итогам |
|
педагогом |
|
|
учебного фонда |
|
|
выставленным |
|
|
|
контрольных за- |
|
|
|
|
|
|
|
|
педагогом |
|
|
|
нятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Посещение |
|
|
Учет мнения |
|
|
При посеще- |
|
|
|
По степени |
|
учебных занятий |
|
|
обучаемых о |
|
|
нии учебных |
|
|
|
подготовки обу- |
|
|
|
|
|
педагоге |
|
|
занятий |
|
|
|
чаемых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение и оценка личностных качеств, отношения преподавателя к педагогической деятельности
Теоретическое обоснование положительных результатов работы преподавателя. Оформление опыта, определение путей его внедрения в педагогическую деятельность.
63
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
организованный, последовательный процесс профессионального совершенствования, в ходе которого у преподавателя развивается педагогическая направленность, формируется профессиональная компетентность, совершенствуются необходимые педагогические качества, происходит утверждение в коллективе преподавателей и студентов, вырабатывается личная система педагогической деятельности.
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
П о д г о т о в и т е л ь н ы й э т а п
Обучение в школе
Обучение в вузе
Практическая деятельность
Обучение на курсах повышения квалификации
Готовность к педагогической деятельности
Основной этап становления в должности
Адаптация
Активное овладение педагогическим опытом
Педагогическая зрелость
Творческая педагогическая деятельность
Совершенствование педагогической культуры и педагогического мастерства преподавателя
64
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание |
|
Противоречия |
|
Основные пути |
|
|||
|
процесса |
|
процесса |
|
повышения эффектив- |
|
|||
|
профессионального |
|
профессионального |
|
ности процесса про- |
|
|||
|
становления |
|
становления |
|
фессионального ста- |
|
|||
|
преподавателя |
|
преподавателя |
|
новления |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
преподавателя |
|
|
|
Между сложностью |
|
Повышение уровня |
Формирование |
|
педагогических |
|
психолого-педагоги- |
и развитие |
|
задач и уровнем |
|
ческих, специальных, |
педагогической |
|
профессионально- |
|
профессиональных, |
направленности |
|
педагогической |
|
общекультурных |
|
|
подготовленности пре- |
|
знаний |
Повышение |
|
подавателя |
|
|
педагогической |
|
|
|
Формирование и |
компетенции |
|
Между возрастаю- |
|
совершенствование |
|
|
щими требованиями |
|
методических |
Выработка |
|
к преподавателю и |
|
навыков и умений |
индивидуальной |
|
его стремлением |
|
|
системы |
|
соответствовать |
|
Активность в само- |
педагогической |
|
этим требованиям |
|
совершенствовании |
деятельности |
|
|
|
|
65
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Изучение и анализ опыта чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий ведущими преподавателями кафедры
Активное участие в работе методологических семинаров, заседаниях кафедр, предметно-методических комиссий и т.д.
Подготовка и проведение под контролем и при методической помощи
со стороны ведущих преподавателей семинарских и практических занятий
Участие в разработке учебнометодических материалов к проведению лекций, семинарских и практических занятий
Участие в руководстве научноисследовательской работой слушателей, студентов, в разработке научнопрактических проблем кафедры
Самостоятельная работа по изучению научной и учебной литературы применительно к преподаваемой учебной дисциплине
Подготовка и чтение пробных лекций перед преподавателями, их обсуждение на заседаниях кафедр, методических советов, ПМК и др.
Чтение слушателям и студентам лекций по несложным темам в присутствии ведущих преподавателей с последующим их обсуждением (пробные лекции)
Участие в проверке контрольных работ, руководство курсовыми и дипломными (выпускными квалификационными) работами
Изучение имеющихся технических средств обучения, средств наглядности и методики их использования в учебном процессе
Изучение нормативных документов Минобрнауки России по высшему образованию, руководства вуза по вопросам организации педагогического процесса и деятельности преподавателей в учебных заведениях
66
Вдовюк Владимир Иосифович
Заслуженный деятель науки Российской Федерации действительный член Международной академии акмеологических наук
доктор педагогических наук, профессор
Фильков Сергей Михайлович
член-корреспондент Академии гуманитарных наук кандидат педагогических наук, доцент
67