Файл: osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

определенная последовательность методов, приемов и средств изучения педагогической практики, используемых в целях их наиболее эффективной реализации

Структура педагогического опыта

элементы опыта,

приемы и способы

наиболее общие

обусловленные

деятельности, ха-

приемы и спосо-

индивидуальным

рактерные только

бы деятельности,

своеобразием

для данной

которые могут

личности педаго-

специальности или

быть использова-

га

направления обра-

ны другими педа-

 

зования

гогами

Содержание деятельности преподавателя по изучению передового педагогического опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение содержания, приемов и мето-

 

 

Изучение уровня знаний, навыков и уме-

дов работы

 

 

ний обучаемых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы с

 

 

Изучение его

 

 

По оценкам,

 

 

 

По итогам

педагогом

 

 

учебного фонда

 

 

выставленным

 

 

 

контрольных за-

 

 

 

 

 

 

 

педагогом

 

 

 

нятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещение

 

 

Учет мнения

 

 

При посеще-

 

 

 

По степени

учебных занятий

 

 

обучаемых о

 

 

нии учебных

 

 

 

подготовки обу-

 

 

 

 

педагоге

 

 

занятий

 

 

 

чаемых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение и оценка личностных качеств, отношения преподавателя к педагогической деятельности

Теоретическое обоснование положительных результатов работы преподавателя. Оформление опыта, определение путей его внедрения в педагогическую деятельность.

63


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

организованный, последовательный процесс профессионального совершенствования, в ходе которого у преподавателя развивается педагогическая направленность, формируется профессиональная компетентность, совершенствуются необходимые педагогические качества, происходит утверждение в коллективе преподавателей и студентов, вырабатывается личная система педагогической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

П о д г о т о в и т е л ь н ы й э т а п

Обучение в школе

Обучение в вузе

Практическая деятельность

Обучение на курсах повышения квалификации

Готовность к педагогической деятельности

Основной этап становления в должности

Адаптация

Активное овладение педагогическим опытом

Педагогическая зрелость

Творческая педагогическая деятельность

Совершенствование педагогической культуры и педагогического мастерства преподавателя

64

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Противоречия

 

Основные пути

 

 

процесса

 

процесса

 

повышения эффектив-

 

 

профессионального

 

профессионального

 

ности процесса про-

 

 

становления

 

становления

 

фессионального ста-

 

 

преподавателя

 

преподавателя

 

новления

 

 

 

 

 

 

 

 

преподавателя

 

 

 

Между сложностью

 

Повышение уровня

Формирование

 

педагогических

 

психолого-педагоги-

и развитие

 

задач и уровнем

 

ческих, специальных,

педагогической

 

профессионально-

 

профессиональных,

направленности

 

педагогической

 

общекультурных

 

 

подготовленности пре-

 

знаний

Повышение

 

подавателя

 

 

педагогической

 

 

 

Формирование и

компетенции

 

Между возрастаю-

 

совершенствование

 

 

щими требованиями

 

методических

Выработка

 

к преподавателю и

 

навыков и умений

индивидуальной

 

его стремлением

 

 

системы

 

соответствовать

 

Активность в само-

педагогической

 

этим требованиям

 

совершенствовании

деятельности

 

 

 

 

65


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Изучение и анализ опыта чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий ведущими преподавателями кафедры

Активное участие в работе методологических семинаров, заседаниях кафедр, предметно-методических комиссий и т.д.

Подготовка и проведение под контролем и при методической помощи

со стороны ведущих преподавателей семинарских и практических занятий

Участие в разработке учебнометодических материалов к проведению лекций, семинарских и практических занятий

Участие в руководстве научноисследовательской работой слушателей, студентов, в разработке научнопрактических проблем кафедры

Самостоятельная работа по изучению научной и учебной литературы применительно к преподаваемой учебной дисциплине

Подготовка и чтение пробных лекций перед преподавателями, их обсуждение на заседаниях кафедр, методических советов, ПМК и др.

Чтение слушателям и студентам лекций по несложным темам в присутствии ведущих преподавателей с последующим их обсуждением (пробные лекции)

Участие в проверке контрольных работ, руководство курсовыми и дипломными (выпускными квалификационными) работами

Изучение имеющихся технических средств обучения, средств наглядности и методики их использования в учебном процессе

Изучение нормативных документов Минобрнауки России по высшему образованию, руководства вуза по вопросам организации педагогического процесса и деятельности преподавателей в учебных заведениях

66

Вдовюк Владимир Иосифович

Заслуженный деятель науки Российской Федерации действительный член Международной академии акмеологических наук

доктор педагогических наук, профессор

Фильков Сергей Михайлович

член-корреспондент Академии гуманитарных наук кандидат педагогических наук, доцент

67