Файл: osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

есть процесс формирования на основе усвоенных знаний соответствующих навыков и умений эффективного применения педагогических приемов и средств

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

 

 

У м е н и я

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

 

 

простые

сложные

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

 

Н а в ы к и

Творческое

 

 

 

 

 

применение

 

 

простые

сложные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоначальные

 

Упражнения,

 

 

 

умения

 

тренировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание

Первое удачное

 

 

 

 

педагогических

применение на

 

 

 

 

приемов, средств

практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы сформировать какой-либо элемент педагогической техники р е к о м е н д у е т с я:

А) усвоить первоначальную сумму знаний о том, как этот прием выполнять и какие условия следует соблюдать; Б) попробовать применить знания на практике и овладеть первоначальным умением;

В) посредством тренировок, упражнений добиться автоматизации выполняемых действий; Г) путем творческого использования сформированных навыков

овладеть простыми и сложными умениями и т.д.

57


 

 

 

 

индивидуально своеобразный процесс теоретиче-

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ской и практической деятельности преподавателя,

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСТВО

направленной на поиск и осуществление новых,

 

 

 

 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

оригинальных решений педагогических задач,

 

 

 

 

 

 

ВУЗА

способствующих повышению эффективности и

 

 

 

 

 

 

 

качества обучения и воспитания студентов вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание педагогического творчества преподавателя:

создание преподавателем собственной оригинальной системы педагогической деятельности, представляющей собой совокупность приоритетных для педагога принципов, приемов и средств, которые в сочетании с его индивидуальнопсихологическими особенностями дают наивысшую эффективность в обучении и воспитании студентов;

постоянное совершенствование стиля, методов и приемов педагогической деятельности;

гибкое осуществление педагогической деятельности, умение отказаться от сложившихся стереотипов, шаблонных способов работы, если они не дают необходимого результата, импровизация в процессе обучения и воспитания;

поиск и решение наиболее острых проблем учебно-воспитательного процесса, выдвижение новых педагогических идей;

исследовательская работа в соответствии с научными интересами;

неформальное общение со студентами, активное участие во внеучебной, воспитательной работе с ними;

самосовершенствование, всестороннее развитие самого себя как педагога и др.

58


ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Педагогическое творчество - это прежде всего сотворчество, сотрудничество. Оно тесно связано с творческой деятельностью студентов, педагогического коллектива кафедры, вуза.

Творчество педагога жестко лимитировано, спрессовано во времени:

преподаватель должен найти необходимое решение к определенному времени, зачастую в считанные секунды.

Педагогическое творчество возобновляется, повторяется в соответствии с повторением тем учебных занятий, содержанием учебных дисциплин.

Педагогическое творчество направлено на формирование и развитие человеческой личности, поэтому оно должно быть пронизано нравственной атмосферой и связано с целями воспитания.

Педагогическое творчество нередко осуществляется в публичной обстановке.

Результаты педагогического творчества носят незавершенный характер

В педагогическом творчестве органически сочетаются элементы научного, художественного творчества и др.

Антиподы

Прожектерство

педагогического

Оригинальничание

творчества

Импульсивные решения

Формализм и догматизм в работе

59


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Индивидуально-личностные - совокупность индивидуально-психологических качеств педагога, которые определяют его творческий потенциал и характеризуют возможность заниматься творческой деятельностью:

-содержание и направленность мотивации педагога;

-интеллектуальные и педагогические способности;

-профессиональные знания, навыки и умения, личностные качества и др.

Педагогическое творчество преподавателя вуза

Социально-педагогические факторы:

-содержание и характер требований, предъявляемых к личности и деятельности педагога;

-уровень и качество организации педагогического труда в вузе;

-отношение студентов к творческой деятельности преподавателя;

-морально-психологический климат в педагогических коллективах;

-материально-техническая обеспеченность педагогического процесса в вузе.

60

ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Формирование устойчивой мотивации преподавателей к творческой педагогической деятельности:

-расширение демократичности и гласности в обсуждении проблем и противоречий педагогического процесса;

-формирование у преподавателей педагогического идеала;

-создание перспектив в деятельности педагога и возможностей для их достижения;

-стимулирование творческой педагогической деятельности преподавателя.

Совершенствование профессионально-педагогической подготовленности преподавателей к творческому труду:

-оптимизация содержания подготовки преподавателей к педагогической деятельности в вузе: методологической, общепедагогической, предметной, методической подготовки к осуществлению научно-исследовательской, воспитательной работы;

-использование разнообразных форм и методов повышения педагогической подготовленности преподавателей к деятельности в вузе;

-активизация работы преподавателей по самосовершенствованию.

Создание в вузе оптимальных условий для творческой педагогической деятельности:

-учет индивидуальных особенностей преподавателей при расстановке и использовании в педагогическом процессе вуза;

-специализация преподавателей в отдельных учебных дисциплинах, их разделах и проблемах;

-рациональное использование рабочего и свободного времени преподавателя;

-всестороннее методическое обеспечение педагогической деятельности;

-поддержание здорового морально-психологического климата в педагогических коллективах;

-улучшение условий труда и отдыха преподавателей.

61


ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Педагогический опыт -

 

Передовой педагогический опыт -

совокупность приобретенных педа-

 

такой уровень практической деятельности, в

гогом знаний, навыков, умений,

 

процессе которой создаются новые или со-

наработанных приемов и средств,

 

вершенствуются существующие системы,

достигнутых результатов в процессе

 

формы, методы обучения и воспитания и

практического решения учебно-

 

обеспечивается высокое качество и эффек-

воспитательных задач.

 

тивность профессиональной подготовки

 

 

специалистов.

 

 

Принципы изучения педагогического опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единство

 

 

 

 

 

 

 

 

количественных

 

 

 

 

 

 

Всесторон-

и качественных

Единство тео-

 

 

Объективность

ность

характеристик

рии и практики

Конкретность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы изучения педагогического опыта

Определение

Теоретический

 

Сбор материа-

 

Теоретический

 

Внедрение в

целей и задач

анализ пробле-

 

 

лов и фактов

 

анализ собран-

 

практику подго-

изучения педа-

мы, разработка

 

опыта обучения

 

ных материа-

 

товленных

гогической

плана, методики

 

 

и воспитания

 

лов, обобщение

предложений и

практики

 

ее изучения

 

 

 

 

 

 

и описание

 

рекомендаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опыта

 

 

 

1 этап

 

 

2 этап

 

 

3 этап

 

4 этап

 

5 этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможность

практической

 

 

Новизна

 

 

 

 

 

Оптимальное

 

 

творческого

деятельности ос-

 

выдвигаемых

 

Уровень и

 

использование

 

применения педа-

новным тенденци-

 

педагогиче-

 

устойчи-

 

 

сил и средств

 

гогического опыта

ям педагогического

 

ских идей,

 

вость ре-

 

для достижения

 

другими препода-

процесса в общест-

 

применяемых

 

зультатов

 

положительных

 

 

вателями

ве

 

 

методов и

 

педагогиче-

 

 

результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

средств

 

ской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деятельно-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки педагогического опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62