ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
есть процесс формирования на основе усвоенных знаний соответствующих навыков и умений эффективного применения педагогических приемов и средств
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ |
|
|
У м е н и я |
|||
|
|
|
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ |
|
|
простые |
сложные |
||
|
|
|
|
|
|
|
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ |
|
|
Н а в ы к и |
Творческое |
||
|
|
|
|
|
применение |
|
|
|
простые |
сложные |
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Первоначальные |
|
Упражнения, |
|
|
|
|
умения |
|
тренировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание |
Первое удачное |
|
|
|
|
|
педагогических |
применение на |
|
|
|
|
|
приемов, средств |
практике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтобы сформировать какой-либо элемент педагогической техники р е к о м е н д у е т с я:
А) усвоить первоначальную сумму знаний о том, как этот прием выполнять и какие условия следует соблюдать; Б) попробовать применить знания на практике и овладеть первоначальным умением;
В) посредством тренировок, упражнений добиться автоматизации выполняемых действий; Г) путем творческого использования сформированных навыков
овладеть простыми и сложными умениями и т.д.
57
|
|
|
|
индивидуально своеобразный процесс теоретиче- |
|
|
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ |
ской и практической деятельности преподавателя, |
|
|
|
|
|
|
ТВОРЧЕСТВО |
направленной на поиск и осуществление новых, |
|
|
|
|
|
|
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ |
оригинальных решений педагогических задач, |
|
|
|
|
|
|
ВУЗА |
способствующих повышению эффективности и |
|
|
|
|
|
|
|
качества обучения и воспитания студентов вузов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание педагогического творчества преподавателя:
создание преподавателем собственной оригинальной системы педагогической деятельности, представляющей собой совокупность приоритетных для педагога принципов, приемов и средств, которые в сочетании с его индивидуальнопсихологическими особенностями дают наивысшую эффективность в обучении и воспитании студентов;
постоянное совершенствование стиля, методов и приемов педагогической деятельности;
гибкое осуществление педагогической деятельности, умение отказаться от сложившихся стереотипов, шаблонных способов работы, если они не дают необходимого результата, импровизация в процессе обучения и воспитания;
поиск и решение наиболее острых проблем учебно-воспитательного процесса, выдвижение новых педагогических идей;
исследовательская работа в соответствии с научными интересами;
неформальное общение со студентами, активное участие во внеучебной, воспитательной работе с ними;
самосовершенствование, всестороннее развитие самого себя как педагога и др.
58
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Педагогическое творчество - это прежде всего сотворчество, сотрудничество. Оно тесно связано с творческой деятельностью студентов, педагогического коллектива кафедры, вуза.
Творчество педагога жестко лимитировано, спрессовано во времени:
преподаватель должен найти необходимое решение к определенному времени, зачастую в считанные секунды.
Педагогическое творчество возобновляется, повторяется в соответствии с повторением тем учебных занятий, содержанием учебных дисциплин.
Педагогическое творчество направлено на формирование и развитие человеческой личности, поэтому оно должно быть пронизано нравственной атмосферой и связано с целями воспитания.
Педагогическое творчество нередко осуществляется в публичной обстановке.
Результаты педагогического творчества носят незавершенный характер
В педагогическом творчестве органически сочетаются элементы научного, художественного творчества и др.
Антиподы |
Прожектерство |
педагогического |
Оригинальничание |
творчества |
Импульсивные решения |
Формализм и догматизм в работе
59
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Индивидуально-личностные - совокупность индивидуально-психологических качеств педагога, которые определяют его творческий потенциал и характеризуют возможность заниматься творческой деятельностью:
-содержание и направленность мотивации педагога;
-интеллектуальные и педагогические способности;
-профессиональные знания, навыки и умения, личностные качества и др.
Педагогическое творчество преподавателя вуза
Социально-педагогические факторы:
-содержание и характер требований, предъявляемых к личности и деятельности педагога;
-уровень и качество организации педагогического труда в вузе;
-отношение студентов к творческой деятельности преподавателя;
-морально-психологический климат в педагогических коллективах;
-материально-техническая обеспеченность педагогического процесса в вузе.
60
ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Формирование устойчивой мотивации преподавателей к творческой педагогической деятельности:
-расширение демократичности и гласности в обсуждении проблем и противоречий педагогического процесса;
-формирование у преподавателей педагогического идеала;
-создание перспектив в деятельности педагога и возможностей для их достижения;
-стимулирование творческой педагогической деятельности преподавателя.
Совершенствование профессионально-педагогической подготовленности преподавателей к творческому труду:
-оптимизация содержания подготовки преподавателей к педагогической деятельности в вузе: методологической, общепедагогической, предметной, методической подготовки к осуществлению научно-исследовательской, воспитательной работы;
-использование разнообразных форм и методов повышения педагогической подготовленности преподавателей к деятельности в вузе;
-активизация работы преподавателей по самосовершенствованию.
Создание в вузе оптимальных условий для творческой педагогической деятельности:
-учет индивидуальных особенностей преподавателей при расстановке и использовании в педагогическом процессе вуза;
-специализация преподавателей в отдельных учебных дисциплинах, их разделах и проблемах;
-рациональное использование рабочего и свободного времени преподавателя;
-всестороннее методическое обеспечение педагогической деятельности;
-поддержание здорового морально-психологического климата в педагогических коллективах;
-улучшение условий труда и отдыха преподавателей.
61
ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Педагогический опыт - |
|
Передовой педагогический опыт - |
совокупность приобретенных педа- |
|
такой уровень практической деятельности, в |
гогом знаний, навыков, умений, |
|
процессе которой создаются новые или со- |
наработанных приемов и средств, |
|
вершенствуются существующие системы, |
достигнутых результатов в процессе |
|
формы, методы обучения и воспитания и |
практического решения учебно- |
|
обеспечивается высокое качество и эффек- |
воспитательных задач. |
|
тивность профессиональной подготовки |
|
|
специалистов. |
|
|
Принципы изучения педагогического опыта |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Единство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
количественных |
|
|
|
|
|
|
|
Всесторон- |
и качественных |
Единство тео- |
|
|
|||
Объективность |
ность |
характеристик |
рии и практики |
Конкретность |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные этапы изучения педагогического опыта
Определение |
Теоретический |
|
Сбор материа- |
|
Теоретический |
|
Внедрение в |
||||||||||
целей и задач |
анализ пробле- |
|
|
лов и фактов |
|
анализ собран- |
|
практику подго- |
|||||||||
изучения педа- |
мы, разработка |
|
опыта обучения |
|
ных материа- |
|
товленных |
||||||||||
гогической |
плана, методики |
|
|
и воспитания |
|
лов, обобщение |
предложений и |
||||||||||
практики |
|
ее изучения |
|
|
|
|
|
|
и описание |
|
рекомендаций |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
опыта |
|
|
|
||
1 этап |
|
|
2 этап |
|
|
3 этап |
|
4 этап |
|
5 этап |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможность |
||
практической |
|
|
Новизна |
|
|
|
|
|
Оптимальное |
|
|
творческого |
|||||
деятельности ос- |
|
выдвигаемых |
|
Уровень и |
|
использование |
|
применения педа- |
|||||||||
новным тенденци- |
|
педагогиче- |
|
устойчи- |
|
|
сил и средств |
|
гогического опыта |
||||||||
ям педагогического |
|
ских идей, |
|
вость ре- |
|
для достижения |
|
другими препода- |
|||||||||
процесса в общест- |
|
применяемых |
|
зультатов |
|
положительных |
|
|
вателями |
||||||||
ве |
|
|
методов и |
|
педагогиче- |
|
|
результатов |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
средств |
|
ской |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
Критерии оценки педагогического опыта |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
62