Файл: osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

организационно оформленное, целенаправленное взаимодей- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ствие общества, руководства вуза, подразделений, отделов, ПРОЦЕСС служб, кафедр, преподавательского состава учебного заведе- В ВУЗЕ ния по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке студентов и слушателей к профессиональной дея-

тельности

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель

 

Преподаватель

 

 

Студент

 

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы, методы и средства

вооружение системой знаний, навыков и умений по:

-общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам;

-математическим и общим естественнонаучным дисциплинам;

-общепрофессиональным дисциплинам;

СОДЕРЖАНИЕ - специальным дисциплинам;

-факультативным дисциплинам;

-дисциплинам по выбору;

формирование мировоззрения, профессиональных качеств; интеллектуальное, нравственное, физическое и другое развитие; психологическая подготовка к деятельности по избранной профессии.

Учебные занятия ОРГАНИЗАЦИОН- Воспитательная деятельность НАЯ СТРУКТУРА Служебная деятельность

Система культурно-досуговой и спортивно-массовой работы Самостоятельная деятельность студентов по самообразованию и самовоспитанию

10


 

 

 

Федеральные Законы Российской Федерации «Об об-

 

 

 

разовании», «О высшем и послевузовском

 

 

 

профессиональном образовании» и др.

 

 

 

 

 

 

 

Типовое положение об образовательном учреждении

 

 

 

высшего профессионального образования (высшем

 

 

 

учебном заведении) Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Государственные образовательные стандарты высше-

 

 

 

го профессионального образования

 

 

 

(по направлениям подготовки и специальностям высшего

 

 

 

профессионального образования)

 

 

 

 

Основные

 

 

Государственные требования к минимуму содержания

документы, регла-

 

 

и уровню профессиональной подготовки для получе-

ментирующие

 

 

ния дополнительной квалификации

педагогический

 

 

(дополнительно к основной специальности профессио-

процесс и

 

 

нальной подготовки в вузе)

деятельность

 

 

 

преподавателей

 

 

Структура и основное содержание образовательных

в вузах

 

 

программ подготовки специалистов с высшим про-

 

 

 

фессиональным образованием

 

 

 

(по направлениям подготовки и специальностям, а также

 

 

 

дополнительной профессиональной подготовки)

 

 

 

 

 

 

 

Устав учебного заведения

 

 

 

 

 

 

 

Положения о структурных подразделениях вуза

 

 

 

 

 

 

 

Положения о государственно-общественных объеди-

 

 

 

нениях, других учреждениях и организациях, входя-

 

 

 

щих в структуру системы высшего профессионального

 

 

 

образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебные планы и программы по дисциплинам, цик-

 

 

 

лам дисциплин и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Тематические планы, планы МТО, учебно-

 

 

 

методические комплексы

 

 

 

(по дисциплинам, курсам и т.п.)

 

 

 

Планы работы кафедр, лабораторий, индивидуальные

 

 

 

планы работы, планы проведения занятий и другие

 

 

 

нормативно-методические документы

 

 

 

 

11


СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Единство обучения, воспитания, развития и психологической подготовки студентов, слушателей вузов, проявляющееся в:

-общности содержания;

-направленности обучения и воспитания;

-общности задач;

-единых объектах и субъектах педагогического процесса.

Соответствие учебно-воспитательных воздействий преподавателей, воспитателей целям обучения и воспитания, характеру деятельности студентов, слушателей, их познавательным, духовным, физическим потребностям и возможностям.

Моделирование задач, условий будущей профессиональной деятельности студентов в педагогическом процессе учебного заведения

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Между учебными требованиями к студентам, слушателям и уровнем их познавательных возможностей

Между содержанием, сложностью профессиональной деятельности специалиста и возможностями ее моделирования в педагогическом процессе вуза.

Между групповой формой организации и необходимостью индивидуального подхода к формированию личности студента

Между теоретической и практической подготовкой студентов, слушателей.

Между растущими требованиями к объему знаний, навыков и умений специалиста и ограниченным временем на его подготовку.

Между современными требованиями к педагогической деятельности и уровнем квалификации преподавательского состава

12

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Непосредственная и многогранная связь с государственными интересами, выполнение государственного заказа.

Специфичность целей, задач и содержания педагогического процесса в учебном заведении.

Особая напряженность педагогического процесса в вузе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфичность объектов и

 

Особая регламентация

 

Специфичность

роли,

субъектов педагогического

 

взаимоотношений между

 

задач руководителей вуза,

процесса в вузе

 

участниками педагоги-

 

факультетов, кафедр

 

 

 

 

ческого процесса

 

 

 

 

Совершенствование содержания обучения, воспитания и психологической подготовки слушателей, студентов.

Улучшение организации, планирования учебной, методической, научноисследовательской, воспитательной работы в вузе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование методики обучения и воспитания

 

 

 

 

студентов, слушателей вузов, внедрение инновацион-

 

 

 

 

ных концепций и технологий подготовки современ-

 

 

 

 

ных специалистов.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОВЫШЕНИЯ

 

 

Обновление учебно-материальной базы педагогичес-

ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

 

кого процесса в вузе.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

 

 

Повышение качества профессионального отбора в

 

 

 

 

учебные заведения студентов, преподавателей, других

 

 

 

 

должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение уровня психологопедагогической культуры и профессионального мастерства всех участников педагогического процесса

Совершенствование стимулирования деятельности преподавателей, слушателей, студентов в вузе.

13


МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

совокупность методов, средств и приемов, позволяющих преподавателю изучать и анализировать педагогические явления, процессы, факты и получать объективные научные данные.

Методологические принципы педагогического исследования

Объективность

Единство теории и практики

Единство количественных и качественных характеристик

Всесторонность

Педагогическое явление,

процесс, факт

Учет специфики изучаемых явлений, процессов и фактов

Комплексность

Конкретноисторический подход

Учет личностного фактора в педагогическом исследовании

Основные этапы педагогического исследования в учебном заведении

1 ЭТАП

Выбор темы исследования

 

 

2 ЭТАП

Изучение литературных источников и документов

 

 

 

3

ЭТАП

Определение объекта, предмета, целей и задач исследования

 

 

4 ЭТАП

Составление программы исследования

 

 

5 ЭТАП

Изучение состояния исследуемого явления, процесса в вузовской практике

 

 

6 ЭТАП

Анализ полученного исследовательского материала

 

 

7 ЭТАП

Проверка полученных результатов, сделанных выводов и рекомендаций

 

 

8 ЭТАП

Оформление полученных результатов

 

 

9 ЭТАП

Внедрение результатов исследования в практику

 

 

 

14