ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
Требования к проверке: |
|
|
|
|
|
|
Виды проверки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- познавательный характер; |
|
|
|
- предварительная; |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- всесторонность и объек- |
|
|
|
|
|
|
|
- текущая (промежуточ- |
тивность; |
|
|
|
|
|
|
|
ная); |
- систематичность; |
|
|
|
|
|
|
|
- контрольная; |
- дифференцированность; |
|
|
|
|
|
- итоговая |
||
|
П Р О В Е Р К А |
|
||||||
- индивидуальность в соче |
|
|
З Н А Н И Й, |
|
|
|||
|
|
|
|
|||||
тании с коллективностью. |
|
Н А В Ы К О В |
|
|
||||
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
Методы проверки в вузе: |
||
|
|
|
|
|
||||
Функции проверки: |
|
|
У М Е Н И Й |
|
- контрольное наблюдение; |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- контрольная; |
|
|
|
|
|
|
|
- устный опрос; |
- обучающая; |
|
|
|
|
|
|
|
- контрольные работы; |
|
|
|
|
|
|
|
||
- воспитательная; |
|
|
|
|
|
|
|
- зачеты; |
- развивающая; |
|
|
|
|
|
|
|
- экзамены; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- психологической подготовки; |
|
|
|
- учет результатов деятельности; |
||||
- самопроверки. |
|
|
|
- проверка с помощью ТСО. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51
РАЗДЕЛ 4. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Педагогическая деятельность преподавателя - один из видов |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ |
человеческого труда, в котором в единстве и взаимосвязи |
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
проявляются социально-педагогический, нормативно- |
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ |
содержательный и функционально-психологический аспек- |
ВУЗА |
ты. |
1. Социально-педагогический аспект педагогической деятельности преподавателя х а р а к т е р и з у е т с я:
Общей социальной заданностью и комплексным характером конечной педагогической цели, вытекающей из конкретного заказа общества и незаданностью частных целей, которых достигает преподаватель
Спецификой целей и задач, которые решает преподаватель в педагогическом процессе вуза, определяемых необходимостью формирования
у студентов общечеловеческих, национально-государственных и личностных ценностей
Особым местом и ролью преподавателя в педагогическом процессе вуза, выполняющего функции учителя, воспитателя, организатора учебно-воспитательных мероприятий и занятий, руководителя познавательной деятельности, процессов самообразования, самовоспитания и перевоспитания студентов
Особенностью объектов труда, каковыми являются личность студента - активного соучастника педагогического процесса и студенческий коллектив, конкретная учебная группа с особым миром социальнопсихологических явлений
Спецификой “орудий”, средств и способов осуществления педагогической деятельности, которыми выступают: грамотное, страстное, убедительное слово, культура и содержание речи, знания, методические навыки и умения, личные качества, образ жизни и поведения, стиль деятельности преподавателя
Сложность оценки результатов педагогической деятельности, которые определяются качественными изменениями в психологическом, социальном, профессиональном развитии личности студента.
Результаты педагогической деятельности часто отдалены во времени (особенно в области воспитания), что затрудняет их оценку
52
2.Нормативно-содержательный аспект педагогической деятельности преподавателя в ы р а ж а е т с я в:
У ч е б н о й р а б о т е
М е т о д и ч е с к о й р а б о т е
Научно-исследовательской работе
В о с п и т а т е л ь н о й р а б о т е
Сл у ж е б н о й д е я т е л ь н о с т и
Др у г и х в и д а х р а б о т
53
3.Функционально-психологический аспект педагогической деятельности преподавателя п р о я в л я е т с я в:
Гностической (познавательной) функ-
ции, определяющей: а) общую эрудированность; б) познание своего предмета;
в) познание объекта педагогической деятельности; г) познание педагогического процесса;
д) познание самого себя и др.
Организаторской функции,
включающей:
а) организацию учебного процесса, любого занятия или воспитательного мероприятия; в) организацию познавательной деятельности слушателей и студентов; г) личную организованность самого преподавателя, его действий и др.
Коммуникативной функции,
реализующейся в системе взаимоотношений педагога:
а) со студентами; б) с руководством кафедры;
в) с коллегами своей и других кафедр; г) с представителями учебного отдела, НИО, другими службами; д) с руководством факультетов и др.
Ориентационной функции,
реализуемой путем:
а) определения ценностных ориентаций, соответствующих данному периоду жизни и деятельности; б) ориентировки в мотивационной сфере студентов;
в) оказания помощи в поиске необходимых научных и прикладных знаний и др.
Конструктивной функции,
включающей:
а) конструктивно-содержательный элемент;
б) конструктивно-процессуальный элемент;
в) конструктивно-технический элемент и др.
Воспитательно-развивающей функции,
реализующейся через:
а) содержание учебного материала; б) высокую организацию учебных занятий;
в) методику проведения учебных занятий; г) индивидуализацию обучения и воспитания; д) воспитательную работу во внеучебное время;
е) личность преподавателя, его общую, профессионально-педагогическую культуру и др.
Информационной функции,
проявляющейся в:
а) умении осуществлять поиск информации и анализировать ее; б) умении быть носителем необходимой,
общей и профессиональной информации; в) обмене информацией путем прямой и
обратной связи с объектами и субъектами педагогического процесса, др.
Мобилизационной функции,
реализуемой в интересах оказания помощи студентам в мобилизации своих внутренних ресурсов для повышения эффективности восприятия учебного материала, проявления ими внутренней и внешней активности в решении учебно-воспитательных задач и др.
Исследовательской функции, реализуемой с целью:
а) поиска, анализа и получения необходимой научной информации; б) обеспечения научного подхода к изучению педагогической теории и практики; в) постоянного профессионального самосовершенствования;
г) проведения опытно-экспериментальной работы в интересах совершенствования педагогического процесса; д) привития исследовательских навыков и умений у студентов и др.
54
совокупность интеллектуальных, духовных, творческих педагогических способностей, качеств и свойств личности ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ преподавателя, сложившегося стиля педагогической дея- КУЛЬТУРА тельности, устойчивого образа жизни, сформированных
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ на основе общих и специфических психологопедагогических знаний, общей культуры, положительного опыта, позволяющих ему эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи.
П е д а г о г и ч е с к о е м а с т е р с т в о
Психолого-педагогическая |
Педагогическая |
эрудиция |
техника |
Специфические профессиональнопедагогические качества:
-педагогическая наблюдательность;
-педагогическое воображение;
-педагогическая требовательность;
-педагогический такт и др.
Профессионально-этическая культура
Культура организации педагогического труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура |
|
Культура |
|
|
Культура |
|
|
|||
|
|
педагогического |
|
поведения |
|
|
педагогических |
|
|
|||
|
|
общения |
|
|
|
|
|
чувств |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Познавательная |
|
Культура |
|
|
Культура |
|
|
|||
|
|
Культура |
|
педагогического |
|
|
речи |
|
|
|||
|
|
|
|
|
мышления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
О Б Щ А Я К У Л Ь Т У Р А |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
55
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ |
совокупность навыков и умений эффективного |
|
ТЕХНИКА |
использования педагогических приемов и средств |
|
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ |
в целях качественного решения учебно-воспита- |
|
|
тельных задач. |
Техника
общения
и поведения
Техника
изучения и учета индивидуальных,
групповых
особенностей
студентов
Техника
непосредственного решения педагогических задач
СО Д Е Р Ж А Н И Е
техника речи
мимика
пантомимика
саморегуляции
Техника наблюдения
Техника изучения и анализа документов
Техника диагностирования
Техника прогнозирования и др.
Техника решения дидактических задач
Техника воспитательного воздействия и влияния
Техника развития интеллектуальных и физических качеств
Техника решения задач психологической подготовки и др.
|
|
|
|
Техника изучения условий и оценки резуль- |
|
Техника анализа |
|
|
татов педагогической деятельности |
|
результатов |
|
|
Техника оформления аналитических |
|
педагогической |
|
|
документов |
|
деятельности |
|
|
Техника анализа взаимодействия со студен- |
|
|
|
|
тами и слушателями |
56