ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

реальности в псевдодуховные практики, тоталитарные секты, национализм и т.п. Результативная активность миссионера «в тылу врага» предполагает не только его личную воцерковленность и знания православного вероучения, но и некий спектр дополнительных знаний, навыков и умений, о которых здесь и пойдет речь.

Технические средства в России вполне развиты, самозародившиеся «штаты» интернет-миссионеров уже имеются. Есть все основания полагать, что количественная и качественная активность православных «сетевых миссионеров» в ближайшие годы возрастет за счет притока, как священнослужителей, так и мирян. В количественном отношении миряне сейчас преобладают и будут преобладать, потому как их больше, они более свободны и решительно не связаны заботами о церковной карьере. Несмотря на широкое присутствие священства в сети, миссионеров в узком смысле среди них крайне мало. Однако очевидно, что на плечи представителей священства, взявших на себя труд появиться в сети в качестве миссионеров и не скрывающих свой сан, автоматически ложится функция наставников миссионеров-мирян, вынужденно реализуемая в виде виртуальных консультаций миссионеров, которым нужна помощь.

Говоря о «православной миссии в сети», не будем забывать о куда более активной «миссии неправославной». Еще раз отметим, что этой главе под термином «сетевая работа» мы будем понимать работу миссионера вне православного Интернета как такового. То есть вне мощных православных порталов и сайтов с действующей администрацией и ограниченным доступом, а также вне личных страниц православных сетевых участников (исключения возможны). Эти ресурсы миссионер должен знать и пользоваться ими как справочным аппаратом и для ссылок на размещенные здесь авторитетные источники. Но личное активное его присутствие здесь излишне, исключая ситуации, когда в модерации форумов этих сайтов происходит сбой или на сайте появился некий сомнительный автор. В последнем случае желательно активно возражать, дабы быстро привлечь внимание администрации к появившемуся на сайте проблемному материалу.

Излишне рассчитывать на плодотворную деятельность православного миссионера на мощных сектантских сайтах (Я. Кротов, О. Моленко и т.п.), сайтах католиков, харизматов, СИ и т.п. даже в том случае, ежели сайты предусматривают возможность участия в их работе случайных посетителей и комментаторов. В ряде случаев материалы этих сайтов могут пригодиться как качественные источники размещенной на них литературы (в частности, портал Якова Кротова содержит ценные книги по библеистике, отсутствующие где-либо еще).

Где и как работать. Задачи

Основное место, где миссионеру можно и должно работать, это сетевые «заборы», то есть выделы сети, где всякий участник делает практически все что желает. Таковая «свобода» свойственна в первую очередь так называемым «социальным сетям», а также порталам, созданным именно для свободных собеседований. Особенностью их является легкий доступ, возможность создания сколь угодно большого количества личных страниц с фальшивыми данными, и, главное, быстрое самоорганизующееся сетевое общение в условиях относительного мягкого администрирования. Таковые сообщества, включая и заявляющие себя православными, представляют для миссионера большой практический интерес. Задачи миссионеров могут быть самыми разными: мировоззренческие собеседования с язычниками, агностиками, «просто христианами» и атеистами, противодействие тоталитарным сектам, борьба с церковными суевериями, коррекция «катехизационной» работы полусектантских околоправославных группировок и многое другое.

Анонимность? к проблеме подготовки

Особой нужды сильно маскироваться и скрывать свое подлинное имя у миссионера нет. Напротив, его ощутимая «реальность» вызовет к нему дополнительное доверие. А вот что ему нужно – так это крепкие нервы и готовность к любым неожиданностям. Случайный пример из сетевой болтовни неохаризматов: «Общеизвестно, что Осипов организовал убийство Сысоева[2]. Обычное дело! – точно также православные убили столь опасного для них Александра Меня». В паре с современными событиями могут обсуждаться древние варианты «православного террора» – например, что РПЦ (!) организовала руками турецких властей убийство патриарха Кирилла Лукариса, который-де стал протестантом. Также любимой темой является муссирование православного происхождения еврейских погромов во времена Богдана Хмельницкого (при странной забывчивости того, что в первую очередь тогда пострадали поляки).

Библия

Абсолютным условием плодотворной работы является хорошее знание Писания. Библия обладает «автоматическим авторитетом» практически для любого собеседника, включая атеистов, потому миссионер должен легко в Библии ориентироваться и при необходимости уметь легко (и к месту) цитировать Писание. Для этого, помимо «бумажной»


Библии Синодального перевод, собственных знаний и справочников[3], нужно иметь быстро доступную электронную Библию, желательно многоязычную и обладающую поисковой системой не только по русскому тексту, но и как минимум по числам Стронга. Наиболее известна программа «Цитата из Библии» - BibleQuote 5.0. Bibliologia Edition. 2003 - и ее более современные выпуски[4]. Базовая версия программы содержит разные варианты греческого текста Нового Завета (Textusreceptus, Westcott-Hort, Nestle-Aland), в том числе с грамматическим анализом), огласованный и неогласованный еврейский тексты и разнообразные переводы, включая Синодальный с числами Стронга. К программе BibleQuote, установленной на компьютере, легко находить и подключать новые модули. Это, в частности, несколько вариантов Септуагинты, прекрасная церковнославянская Библия, переводы на европейские и русский языки, включая русский вариант ПНМ (Библия Свидетелей Иеговы). Для более детального анализа оригинальных текстов может пригодиться онлайновые ресурс http://biblezoom.ru/ (Септуагинта и масоретский текст с грамматическим анализом и русским переводом, а также греческий новозаветный текст) и еще более многофункциональный портал http://biblos.com/ (на английском языке), где помимо огромного количества текстов Библии содержится мощный справочный аппарат, в частности Brown-Driver-Briggs[5]. Для справок по библеистике, истории написания книг Библии, текстологии Библии и становлении ее канона существует многочисленная литература[6], обычно легкодоступная в сети.

При собеседованиях с мусульманами «под рукой» должен быть Коран. Перевод И.Ю. Крачковского входит как обязательный модуль в программу «Цитата из Библии», другие варианты переводов Корана, хадисы и толкования можно найти на http://www.crimean.org/islam/koran или самостоятльно.

Прочее важное, что нужно знать

История Церкви – опыт показал – стоит на втором месте после Библии по важности ее для сетевой миссионерской работы. Этот материал позволяет легко визуализировать историческую непрерывность Церкви (врата ада не одолеют ее, Мф.16:18) в сознании беспочвенных «просто христиан» и убедительно продемонстрировать им становление христианской догматики в ходе отвержения Церковью сект и ересей. Святоотеческое наследие (рассматриваемое здесь в едином блоке с Историей Церкви) можно использовать двумя способами. В собеседованиях с католиками и образованными атеистами можно подверждать свои рассуждения святоотеческими цитатами с указанием автора (для католиков - авторитетными для них авторами периода до 1054 года). Иначе нужно действовать с публикой «протестантского» генезиса, одержимой боязнью «предания старцев». В такой ситуации святоотеческие суждения желательно раскавычить или давать в пересказе. Если собеседник с ними согласится, заметить: «Это, собственно, не мое. Я просто пересказал мысли Иоанна Златоуста», далее точно процитировать и дать ссылку на источник.

Общекультурные требования к «сетевому миссионеру» предельно просты: чем его культура выше, тем лучше. При собеседованиях с атеистами желательна высокая подготовка по естественнонаучным дисциплинам и хотя бы минимальное знание философии. Недопустим плохой русский язык, в частности, столь обычное в интернете пренебрежение знаками препинания. Необходим навык пользования сетевыми поисковыми системами и критической оценка достоверности находимой информации, поданные через ресурсы с необязательным научным и иным квалифицированным рецензированием (wikipedia.org).

К методике поиска места приложения усилий

«Место приложения сил» сетевого миссионера может носить случайный характер (например, просьба коллеги о помощи и т.д.). С практической стороны, однако, полезно поставить перед собой задачу, соответствующую собственной подготовке и интересам. Для нахождения начального взаимопонимания понятийные категории должны быть общими. Бесполезно начинать собеседование с мусульманином, не зная Корана и истории Ислама, даже не имея представления о том, что существуют мечети, посвященные «слову Аллаха» - «пророку Исе» (Коран 4:171). Или не зная, что термин «Библия» решительно по-разному понимают мусульмане и христиане (для мусульман Библия означает некую абстракцию, священный текст, который никто в глаза не видал, потому что «иудеи и христиане его давно исказили»). Кстати сказать, подводные камни существуют при рассуждениях о Библии даже внутри Православия, потому как книжный состав Библии можно понимать по-разному: в России в Библию входит 3-я книга Ездры (у греков ее нет), тогда как в греческую Библию попали Псалмы Соломона и 4-ая Маккавейская книга, отсутствующие у православных России.

Попав куда-либо впервые, нужно быстро оценить цель создания самого сообщества – дискуссионное оно, или рекламное, или создано социологами или спецслужбами для каких-то своих задач. Затем изучить основные мировоззренческие установки реальных участников собеседования и их ожидания. Полезно оценить текущую активность сообщества, оцениваему по количеству конструктивных информационных или дискуссионных материалов, поступающих за единицу времени (что толку подавать голос в пустом лесу или среди пьяной толпы?), выявить лидеров и сопутствующий им «кордебалет» (хор поддержки), а также суточную активность сообщества.


Русскоязычные нынче по всей планете рассеяны, и активность сообщества может оказаться практически круглосуточной.

Если сообщество не удовлетворяет параметрам подготовки миссионера, его после нескольких уместных комментариев можно с легким сердцем покинуть. Примеры из жизни: миссионер попал на форум «усомнившихся СИ», где каждое третье слово на библейском иврите, который мало знакомом миссионеру. Или: с виду православная группа «Матрона Московская», основная цель которой – реклама паломнических услуг и сопутствующих им суеверий. Здесь бы и можно сказать слово против суеверий, но: 1. создание тем отключено администрацией, 2. существующие темы посвящены только просьбам к св. Матроне и справкам по паломничествам 3. существующая тема «Вопросы священнику» не работает за многомесячным отсутствием священника и 4. создатель темы ставит на открытом доступе матерный статус. Следовало бы, конечно, кинуть в это болото камень (в реале он и был брошен, и вызвал положительную реакцию внешних для группы наблюдателей, однако внутри группы остался незамеченным, утонув в молитвенных и иных обращениях к св. Матроне). Или: ньюэйджевская рекламно-образовательная группа «Ангелы» (абсолютно нехристианская), из которой миссионера изгоняют после цитирования им 2Кор.11:14. Нельзя сказать, что во всех трех случаях миссионер зря потерял время, ибо он набрался некоторого опыта, но реально-то он ни о чем не свидетельствовал. Причины неэффективности во все трех случаях разные: невозможность войти в обсуждение дела по незнанию иврита («усомнившиеся СИ»), из-за своего бессилия хотя бы временно остановить коммерческий конвейер рекламы («св. Матрона»). А закономерное изгнание его из группы «Ангелы» показало, что миссионер работал крайне грубо и испугал хозяев форума ранее, нежели сделал что-то полезное.

Очем можно поговорить с мусульманами

Внастоящее время в «смешанных» дискуссионных сообществах активность квалифицированных мусульманских проповедников невысока. Чаще всего обсуждается тема «Может ли христианка выйти замуж за мусульманина?», в ходе которой мусульманские подсылы и подсылки косвенно восхваляют Ислам, не слишком умело обосновывая его вероучение и практику, и обычно довольно косноязычно. Расправиться с этой темой довольно просто: непосредственно в ней или рядом создается обсуждение «Может ли мусульманка выйти замуж за христианина?» В связи с тем, что Шариат категорически запрещает мусульманкам выходить замуж за христиан и иудеев, а признать это вслух с разумным обоснованием верности этого установления мусульманам не удается, то обе темы быстро сходят на нет.

Проповедники более высокой квалификации могут начать обсуждать тему «Был ли Иса христианином?» - с намерением подвести обсуждение к признанию Иисуса гением-одиночкой, представителем неопределенного класса древних единобожников-ханифов, к которым Ислам относит Ноя, Авраама (Ибрагима), Моисея, Иисуса и самого Мухаммада (список ханифов приводим неполный). Здесь уместно провести развернутый экскурс по истории ветхозаветной Церкви, и реальность гениев-«одиночек» сама собой отмирает.

Интересным может быть обсуждение темы «Библия и Коран». Здесь можно подвести собеседников к утверждениям об «искаженности» Библии «злонамеренными» иудеями и христианами, после чего дать развернутую справку по кумранским находкам и краткий перечень новозаветных папирусов первых веков. Особо нужно остановиться на искажениях библейской истории в версии Корана, где, например, Марйам описана как мать Иисуса и одновременно

– сестра Моисея (как дочь Имрана, библ. Амрана, Коран 3:35 слл.); введены в Исход самаряне, что является невероятным анахронизмом, объединены эпизоды из войн судьи Гедеона, Саула и Давида (3:249-251) в одно целое и т.д. Из коранических характеристик Аллаха нужно обязательно указать на поразительный факт сотворения Аллахом смерти (67:1-2), отсутствующий в Библии и отрицаемый христианством. Можно напомнить, что в Коране есть т.н. «сатанинские стихи» и существуют айяты, не имеющие никакого вероучительного значения, но «обслуживающие» личные амбиции Мухаммада: дозволение взять еще одну жену[7], или айят, посвященный разрешению сомнений Мухаммада в супружеской верности Аиши.

При рассмотрении истории Ислама уместно делать упор на политической (ослабление Персии и Византии), экономической и этнографической ситуации в Аравии эпохи Мухаммада, на фактическое нежелание признавать Ислам истиной для всего человечества, но лишь источником земного и небесного процветания арабов-мусульман (как мыслил сам Мухаммад), что для начального Ислама фактически засвидетельствовано пресечением массовых обращений в Ислам при первых халифах ради сохранения дополнительных налогов с населения завоеванных территорий. Следует обратить внимание мусульман, что христианство прошло проверку трехвековым «инкубационным» период внешних гонений, чему в истории Ислама аналога нет, поскольку он немедленно стал обслуживать нужны арабского социума как объединяющая и цементирующая его сила.

Проблемы исламского терроризма, которые только и на слуху у случайных критиков ислама, лучше обсуждать не с фальшивой точки зрения «мусульманин обязан убивать неверных», а комлексно, привлекая исторический материал


по периодам мирного сожительства двух религий вместе, не исключая из рассмотрения прискорбные для истории христианства факты сознательного покорения христианских территорий мусульманам из-за соображения «лучше Ислам, чем еретическая Византия», каковой является сдача православного Иеруслаима в 634 году халифу Омару и потеря в основном монофизитского Египта по той же причине и в ту же эпоху.

Истерические вопли о терроризме, и некультурности мусульман, о забитости их женщин и т.п. лучше опровергать. Терроризм рассматривать как прискорбную сектантскую частность политической активности (чем он и является), о планетарной культурной роли Ислама желательно рассуждать на примере культуры халифата, которая спасла для человечества основную часть наследия античного мира, создала высокую техническую культуру и во многом служила эталоном для средневековой Европы по части культуры письменной (около 1000 лет назад ученые халифата располагали несколькими вариантами толковых словарей арабского языка, то есть типом научной литературы, в тогдашней Европе практически неизвестном).

Сложную историю взаимоотношений Ислама и иудаизма желательно обсуждать не менее комплексно, в строго историческом ключе. Обязательно можно отметить начальную симпатию Мухаммада к иудейским племенам Медины, который он рассматривал как «естественных» союзников и легкий «субстрат обращения» (мекканский период и начало мединского). Не следует забывать, что и иудеи впоследствии рассматривали Халифат как внешнюю политическую силу, при которой евреям жить предпочтительнее, нежели под властью христианских императоров.

Не только тема терроризма волнует почтенную публику и, соответственно, мешает осмысленным беседам. Второй обязательной фоновой темой при общедоступном обсуждении Ислама станет «Защитим Землю Обетованную - Израиль!» Обсуждение новейшей истории сионизма и всех тех событий, что привели к захвату еврейскими колонистами Палестины и созданию государства Израиль, следует перевести из режима массовой политической истерики в чисто религиозный аспект. Это позволит быстро снять со всех этих печальных событий флёр «исполнения Божиих обетований», что вполне соответствует точке зрения классического иудаизма («не пришел Машиах? Ну, так и не пришло время воссоздания Земли Израиля»). Нужно четко заявить: христианам, коли уж они христиане, следует помнить, что иудаисты не признали Иисуса Христа как Единородного Сына Божия и Мессию и, соответственно, утратили право на владение Землей Обетованной (Втор.28:63 и др.). После этого сообщество к теме не возвращается.

О чем можно поговорить с атеистами

Квалифицированный атеист всегда был (и есть) raraavisinterris, потому публичная беседа с ним представляет особый интерес. В чисто «научных», а тем более «атеистических» сообществах начало беседы, как правило, несколько осложняется помехами от малограмотного хора троллирующих диалогу подпевал, однако при некотором навыке – путем ненавязчивого повтора вопросов и иного материала главе атеистического сообщества при игнорировании «хора» - беседе можно придать вполне осмысленный характер. В том случае, если это не удалось, нужно предложить интересному атеисту перейти с его игрового поля (где ему уже давно скучновато) на наше – в подходящую широкопрофильную мировоззренческую группу, где и продолжить беседу, по возможности пресекая пустой троллинг хора «религиозников».

Продуктивной основой начала беседы может послужить гносеология в самом общем ее смысле. Кто познает мир, как познает, что такое гипотеза, теория, объективное познание и его недостатки (отстраненность от объекта познания, расчленение объекта для анализа, воссоздание объекта в виде его работающей модели, которая вовсе не тождественна самому объекту). Полезно подтвердить положительное значение положения «истина проверяется практикой» и обсудить, можно ли строить полноценные научные гипотезы при невозможности практической проверки их выводов. Поговорить о понятии «сущность» и о возможности ее постижимости, после чего можно обсудить несинонимичность «еще непознанного» и «абсолютно непостижимого». Схема эта сама приблизительная, назначение ее – подойти к категории «научная картина мира» понимаемой как в виде безразрывной схемы наших положительных знаний о мире в пространстве и во времени, от микромира до всей Вселенной, включая сюда и человеческую психику, законы истории, а также происхождение этики и эстетки. А затем можно начать обсуждать «дыры» в этой гипотетической конструкции, ее полную зависимость от веры в недоказуемое (например, в независимость физических констант от времени существования Вселенной), визуализировать обилие в этой картине событий, не поддающихся экспериментальной проверке: Большой взрыв, появление макротел (звезд и планет); появление жизни, дивергенция живого (= эволюция), возникновение сознания и языка. В ходе дискуссии можно обращать внимание собеседников на библейскую космогонию (элементы Шестоднева с соответствующим комментарием, связывающим его с гипотезой Большого Взрыва, Иов.26:7; 38:31 как указания на космологические процессы). Особо поучительно потолковать о Вселенной как закрытой системе и вытекающей из этого ее качества будущей тепловой смерти. В том случае, если собеседнику по душе идея об открытой Вселенной, обсудить и ее