ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
Переводится – «спасение», но фактически означает «целение» (обретение целостности, истинного тела). Соответственно Sōtēr (Спаситель) фактически означает «Целитель». Чудеса исцелений, играющие столь заметную роль в евангельских повествованиях, имели своей целью символически прообразовать окончательное «целение» человека. Истинную целостность, неделимое, неразложимое тело человек обретает только в телесно Воскресшем Господе, в «теле воскресения». Только в Господе человек исцеляется от болезни греха и смерти.
Эсхатологический аспект.
Неотделимая от человечества вера в существование после смерти в древних обществах приобретала самые разные формы. Очень условно эти верования можно разделить на три основные группы.
Учение о перевоплощении, которое характерно для мира Древней Индии.
Пессимистический взгляд, согласно которому люди, умирая, попадают в подземный мир (греч. Аид). Там пребывают, собственно, уже не люди, а их тени. Само слово haidēs некоторые лингвисты производят от a-idēs, то есть нечто «не-видимое», место, которое не видно и из которого ничего не видно. О нём и сказать почти ничего невозможно. Частичное и временное оживление этих теней возможно только магически: либо кровавым жертвоприношением, либо спиритическим действием. Такой взгляд был характерен для Месопотамии и архаической Греции.
Оптимистический взгляд, согласно которому люди и после смерти сохраняют своё индивидуальное сознание. Переходя в иной мир, люди сначала подвергаются суду. При этом они «по ту сторону» существуют или вполне «материально», почти как на земле (Египет), или «идеально», как бестелесные «души» (классическая Греция и эллинизм).
Священное Писание не знает единого учения о посмертном существовании. Израиль заимствовал свои представления от окружающих народов и культур. Учение о перевоплощении для Библии не характерно. Наиболее устойчивым было представление об аде (аиде, шеоле). Шеол – подземное царство мёртвых. Следует подчеркнуть: именно мёртвых, а не живых. Жизнь даёт только Бог Своим Духом. Когда Дух отнимается, человек перестаёт быть живым и, собственно, перестаёт быть человеком. В шеоле обитают не люди, а их мёртвые тени («нефаим»). Библейский мир велик и разнообразен. Конечно, в Писании можно найти и отражения анимизма, который был неотделим от всякой древней культуры. Но при этом можно утверждать, что ничего подобного греческой «душе» каноническое Писание вплоть до эллинистических времён не знает. Шеол – не место пребывания душ (нефешим, живых дыханий).
«Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его» (Иов 7,9-10).
«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. … Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл 9,4-6.10).
Душа – жизнь. А шеол, то есть могила, - место пребывания не живых, а мёртвых. Эти мертвецы иногда могут подавать лишь некоторые признаки жизни, как в случае некромантии (1 Цар 28), строго запрещенной Законом. Мертвецы оставлены Богом, не знают Его (Пс 88(87),5-13), они – прах, ничего живого в себе не имеют (Быт 1,24-25; Пс 104(103),29; Сир 16,31). Следовательно, мёртвые, как и животные, не несут никакой ответственности за прожитую жизнь:
«Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл 3,19).
Даже после того как было получено откровение о телесном воскресении, многие иудеи придерживались старой пессимистической точки зрения (саддукеи).
Оптимистическая надежда на оживление (или воскресение) сосуществовала с отрицанием такового и нашла себе выражение уже в очень древних книгах Ветхого Завета. «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2,6). «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.»
(Пс 49(48),16). «Я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу» (Пс 73(72),23-24). Сказания о Енохе и об Илии также вселяли надежду на то, что шеол – не обязательная участь человека. Наиболее явственно эта надежда на возможную жизнь после смерти выражена у пророка Исаии (Ис 24-27).
В середине II века до РХ вера в воскресение мёртвых и в посмертное воздаяние становится уже очень распространённой. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на
вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12,2-3). «Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Макк 7,9).
Впервые начинают молиться за усопших: «Если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то
излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12,44-45).
В апокрифической литературе возникает образ «геенны огненной». Платоническое влияние эллинистического времени вносит в иудейство диаспоры понятие бессмертия души: «Души праведных в руке Божией, и мучение
не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия» (Прем 3,1-4). Это учение частично отражается и на поздних новозаветных писаниях. «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр 6,9). «Вы приступили к горе Сиону и ко граду
Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр 12,2223).
3. Миссионерское поле РПЦ
Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви
(из Концепции Миссионерской Деятельности РПЦ)
Каноническое основание миссии предполагает наличие "территории пастырской ответственности", в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием "миссионерское поле". В евангельском понимании миссионерское поле Церкви есть все мироздание, лучше всего оно обозначено в притче о Добром сеятеле: "Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы" (Мф. 13, 38-39).
Миссионерское поле – это духовное пространство, где борются свет и тьма ("и свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1, 5), а поле битвы – сердца людей.
Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости "второй христианизации" народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой "второй христианизации" беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:
1.Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви, а современная светская культура все больше ориентируется на "неоязычество"; в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием, уменьшается.
2.Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на
ценностные приоритеты людей. Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект. Противостояние таким культам – одно из направлений миссионерской деятельности.
3. Миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, требует более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция пастырского окормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям, уже пришедшим в Церковь: воцерковленным или воцерковляющимся. В ней существует своя мера строгости, свои способы духовного управления и наставничества. Традиция эта, по моему мнению, практически утрачена.
В условиях, когда миссия осуществляется, в основном, в городах, монашеская парадигма наставничества превращается в некую ролевую игру и, в большинстве случаев, оказывается неэффективной. Миссионеры, как правило, - белое духовенство и подготовленные миряне. Соответственно меняются способы и методы ведения миссии, которая выходит на уровень, в основном, личного общения или общения в малых аудиториях.
Пастырско-миссионерская традиция, основанная на образцах миссионерской проповеди и деятельности выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, предполагает особые способы и методы приведения людей ко Христу, когда миссия осуществляется среди некрещеных или крещенных, но не наставленных в вере людей.
4.Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по "Закону Божию") и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому.
5.Роль миссии Русской Православной Церкви сегодня заключается в активизации процессов единения и духовнонравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе, первостепенными из которых необходимо отметить:
1)вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача – нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих);
2)вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача – защита социально незащищенных слоев населения);
3)вызов развития науки, связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача – противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам её "обожествления", особенно в сфере общественных исследований);
4)вызов информационного общества (миссионерская задача – противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии);
5)вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача – противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой "единой и универсальной" религией).
Проводимые миссиологические исследования этих вызовов открывают основные характеристики миссионерского поля Русской Православной Церкви, что позволяет находить адекватные эффективные формы и методы миссионерского служения.
Основные аспекты современной миссии в РПЦ
(Священник Александр Короткий, зам. Председателя Синодального миссионерского отдела, доклад на миссионерской конференции «Стратегия и тактика миссионерского служения»)
Возрождая свое миссионерское служение в наши дни Русская Православная Церковь решает самую масштабную за последние несколько столетий миссионерскую задачу – приведение ко Христу всех народов, освобожденных из-под ига безбожной идеологии, живущих в мире социальных потрясений, конфликтов и противостояний. Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей. Современная светская культура все больше ориентируется на "неоязычество" и в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием уменьшается.
В современной миссионерской деятельности оказывается малоэффективным использование литературы, образовательных программ (например, по Закону Божию) и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей. Подобная литература не ставила перед собой цель приведение обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому. Современная миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, потребовала более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция пастырского окормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям уже пришедшим в Церковь, уже воцерковленным или воцерковляющимся. В ней существует своя мера строгости, свои способы духовного управления и наставничества. Пастырско-миссионерская традиция, основанная на образцах миссионерской проповеди и деятельности выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, предполагает особые способы и методы приведения людей ко Христу, когда миссия осуществляется среди "крещенных, но непросвещенных", со своей мерой строгости, своим языком проповеди. В-третьих, сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект. Противостояние таким культам – одно из направлений миссионерской деятельности. Миссиологические исследования этих вызовов, как в каноническом, так и в историческом, культурологическом аспектах открывают нам новые характеристики современного миссионерского поля Русской Православной Церкви. Они позволяют также находить соответствующие эффективные формы и методы миссионерского служения. В настоящее время можно уже выделить несколько направлений в современной миссионерской деятельности:
Прежде всего это миссия воцерковления. Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии – включение оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и образа их жизни.
Такая просветительская деятельность среди различных слоев населения, предполагает постоянное обновление форм миссионерского служения и выдвигает жесткие требования к миссионерам. Миссионеры несут Благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Боге и в Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному опыту, возрасту, образованию, профессиям, и в быстро меняющемся мире требуют постоянной заботы и участия. И здесь на помощь приходит и проведение специальных миссионерских богослужений с привлечением всех клириков и инициативных мирян к участию в процессе воцерковления новых членов общины. И практика включения в миссионерскую деятельность прихода мирян, через "миссионерские поручения". Где главной задачей таких поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви, посредством участия мирян в богослужении: несении клиросного и алтарного послушания, организацию крестных ходов и иных церковных торжеств. А также через участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет форумах, теле и радио передачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.
Другое направление – информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные СМИ, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы. Ведь по-прежнему главной задачей для церковных СМИ является просвещение народа, так как наши соотечественники, оторванные в период богоборчества от церковных традиций прошлого, от религиозного образования, остаются до сих пор несведущими в том, что является нашим национальным богатством: они не имеют представления об основах православной культуры, о христианской этике, лишены элементарных знаний о Церкви и смысле православной веры.
Отдельно хотелось бы коснуться такого явления в нашей жизни как интернетсообщество. Ни для кого не секрет,
что существенным свойством интернет пространства является свобода. Ничто и никто не может помешать человеку изложить свои мысли и поместить в международную сеть то, что ему нравится, что его интересует и волнует. Естественно, что интернет, являясь не только средством связи между людьми, но в большей степени – средством выражения их внутреннего мира, отражающий всю падшесть и противоречивость души современного человека. В настоящее время интернет, как и вся наша страна, представляет собой огромную невозделанную миссионерскую территорию. Как и в нашем обществе, большинство людей в интернете – нецерковные, есть также христиане – приверженцы различных традиций, есть активные атеисты, есть люди интересующиеся и тянущиеся к вере, есть те, кто не верует только потому, что находится далеко от российских духовных центров и Евангелие им еще не проповедано. Коснемся же ряда моментов несения миссии в интернет сообществе. Итак, миссия во всемирной паутине, как часто именуют интернет пространство, может осуществляться тремя способами: 1) через представление информации на web странице; 2) через участие в открытых беседах – телеконференциях или интернет-форумах; 3) через личную переписку.
Каковы характерные особенности и преимущества миссии через Интернет?
1.Независимость от расстояний, что особенно важно для нашей протяженной страны.
2.Быстрота распространения информации.
3.Сравнительно (с изданием газет, телепрограммами) небольшие вложения денег и времени.
4.Время на раздумье и подбор материалов.
5.Творческая свобода.
Но каковы же трудности такой миссии, а их замечу также не мало.
Во-первых, «рядом», то есть по другим web адресам, столь же доступным для читателя, находятся неприемлемые вещи – развратного содержания контент, сайты оккультного характера и т.д.
Во-вторых, нет, как и при использовании других СМИ, столь важного для миссии начала – а именно, живого личностного общения.
В-третьих, электронное сообщество, значительную часть которого составляют программисты и вообще люди, по работе связанные с компьютером, имеет свой язык, которым приходится если не пользоваться, то, по крайней мере, понимать.
В-четвертых, для всех участников требуется владение техническими средствами – компьютером и мало-мальским навыком обращения с соответствующим программным обеспечением.
Итак, как мы видим трудностей немало, но, несмотря на все эти трудности, главным существенным плюсом миссии в интернете является то, что и один в поле – вполне воин, один активный человек может сделать очень много. Ведь главным принципом интернета является общедоступность, и соответственно каждая православная страница просто не может не быть при этом миссионерской в большей или меньшей степени.
Дает ли миссия через Интернет какие-то плоды? Безусловно. Известны случаи крещения людей после продолжительного общения с православными через интернет, другие люди просто становятся ближе к Церкви, третьи становятся образованнее, учатся говорить о своей вере, задумываются над тем, что раньше упускали. Интернет быстро развивается, и, по-видимому в будущем, будет развиваться еще быстрее, есть и будут в нем как православные так и иноверцы и воинствующие богоборцы, но от того, кто будет в нем активнее, кто сможет давать с его помощью ответы на насущные вопросы времени, зависит в некоторой степени и наше будущее, будущее нашего отечества. Конечно же современным миссионерам в своей деятельности, как никогда ранее, приходится искать нестандартные решения. Для них особенно важно уметь донести опыт апостольской и святоотеческой традиции на языке, понятном современникам. А интернет это, конечно же, подходящий инструмент, но ни в коем случае не заменяющий живого общения. И компьютер, и интернет – это инструменты. Их можно сравнить со скальпелем, который в руках хирурга является благом, потому что с его помощью спасается жизнь человеческая, но