ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нет сомнений, что вопреки всем человеческим заблуждениям, Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, принимая в себя нашу немощь, благодатью Христовой немощное уврачует и оскудевающее восполнит. Но это никак не отменяет наших усилий непрестанного трезвомыслия и не снимает с нас личной ответственности.

Характеристика современной эпохи постмодерна (тезисы для дискуссии)

Основная характеристика постмодерна – отсутствие критериев различения добра и зла.

Антропологическое следствие – хаотизация сознания (клиповость восприятия и неадекватность реакций), измельчание ценностных потребностей.

В социальной сфере – имитации вместо действий, постоянные подмены понятий и извращения смыслов ради достижения сиюминутных целей.

Реакция на постмодерн в культурной, общественной и религиозной жизни России, на мой взгляд, может быть выражена в двух основных тенденциях.

Во-первых:

Вобласти идеологических моделей для массового потребителя – нагнетание ригористической риторики антиглобалистской и националистической направленности.

Вобласти общественных отношений – это либо «бессмысленный и беспощадный» массовый бунт, либо локальные инциденты на базе идеологии «гнева маленького человека» – всё отнять и поделить. За этими явлениями наверняка будут стоять холодные прагматики, которые будут попытаться «оседлать волну», чтобы направить очередной передел собственности в свою пользу.

Вобласти религии – фундаменталистская «ультраортодоксия» существенной части номинальных православных (в представлении которых образ борьбы с «врагми веры и Отечества» важнее Самого Христа) и экстремистский ислам.

Во-вторых (что гораздо менее вероятно), возможен новый синтез на основе христианских ценностей, воспринимаемых не как идеология, а как нравственная основа жизни.

4. Основные принципы организации миссионерской деятельности

Напомним, что "миссия" по-гречески – священноапостольство. Церковь есть апостольская, и миссия является одной из основных форм ее служения, когда живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром.

Богословие миссии призвано приоткрыть тайну распространения света Евангелия в мире. Миссионерство начинается с образа, который дал нам Христос – образа проповеди. Земное служение Господа заканчивается Его словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя …" (Мф.28:19). Полнота жизни Церкви начинается Пятидесятницей (Деян.2). И здесь же является в полноте миссионерское служение Церкви, когда словами апостола Петра благодать Св. Духа раскрывает сердца слушающих и присоединяет их к Церкви. Здесь же были явлены основные принципы миссионерства (повторение гл.1):

проповедь евангельской вести должна доноситься образами, смысл которых понятен слушающим – примеры:

евангельские притчи;

проповедник – лишь сотрудник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человечества. Проповедник лишь помогает слушающим открыть сердце для принятия благодати Духа – молитва миссионера

(см.);

проповедь должна вестись на родном языке, – в Пятидесятницу каждый слышал слова апостола Петра,

звучавшие на его родном языке – проблема перевода Писания и миссионерского богослужения;


миссионерство – это, в конце концов, всегда экзорцизм, изгнание бесов. Свет оттесняет тьму, борется с князем тьмы. Жизнь каждого апостола и миссионера дает нам многочисленные примеры духовной борьбы и победы Христовой – примеры из житий апостолов и миссионеров;

ненасильственное распространение христианства, т.к. насилие отнимает свободу и упраздняет любовь. В Православии, и особенно на территории России, крестовых военных походов с целью массового обращения в православие никогда не было. И если Стефан Пермский после нескольких лет жизни в среде зырян один или с учениками отправился уничтожать идолов и кумиров, то пошёл он к вооруженным язычникам безоружный. Аналогичная ситуация была в Поволжье с татарами и башкирами, в Сибири, и даже тяжелые войны на Кавказе не привели к насильственному крещению автохтонного населения. Были поощрения крестившихся, особенно местной знати, было освобождение от налогов и пошлин, но насилия не было. Единственным исключением, подтверждающим общее правило, является инструкция Петра I Тобольскому митрополиту с рекомендацией, не стесняясь насильственных мер, крестить народы Сибири. После Петра I правительством было определено о недопустимости принуждения к крещению.

"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного" (Мф.5.16) – пример личной благочестивой жизни строиться основа миссионерского служения и долгом каждого христианина. На этой основе — апостолат мирян.

делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения, а также труды в образовательной и культурной сферах. Святитель Николай Японский выразил это такими словами: "Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие". Апостол Павел о том же говорит: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1Кор.9.22).

Сегодня главная задача – это евхаристическое возрождение православных приходов. Возрождение богослужебной жизни и участие в евхаристической жизни делает каждого члена Церкви полноценным свидетелем Царства Божия, пришедшего в силе, ставит его в ряды миссионеров. Веропроповедничество жизнью является сегодня основной формой миссионерства, т.к. по причине роста беззаконий доверие к словам иссякло. Евхаристичность жизни означает также стяжание благодатной любви к страждущему миру и нашему народу. И эта любовь не расслабляет христиан, а сообщает им духовное напряжение, позволяющее преодолевать одну из основных трудностей современной жизни – противостояния православного и секулярного видения мира.

27 декабря 2011 г. Священным Синодом был утвержден документ «Об организации миссионерской деятельности в РПЦ», принятый ранее Межсоборным Присутствием:

Миссия ― проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу ― неотъемлемая часть служения Святой Соборной и Апостольской Церкви, пастырям и чадам которой Господь Иисус заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Церковь именуется Апостольской не только потому, что она утверждена на основании Апостолов (Еф. 2:20) но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается до сего дня. Свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).

Православная миссия имеет целью приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины.

I

Миссионерская деятельность в Русской Православной Церкви имеет свою структуру и осуществляется на следующих четырех уровнях:

Общецерковный уровень

На общецерковном уровне за организацию и осуществление миссионерской деятельности отвечает Синодальный миссионерский отдел. В задачи Отдела входит:

исследование миссионерского поля на канонической территории Русской Православной Церкви;


разработка общецерковных миссионерских программ и координация их осуществления;

подготовка методических материалов по отдельным направлениям миссионерской деятельности с учетом региональных особенностей и распространение этих материалов в епархиях;

оказание помощи епархиям Русской Православной Церкви в организации и деятельности миссионерских станов, направление священнослужителей-миссионеров и студентов духовных школ для служения в них по согласованию с епархиальными Преосвященными и Учебным комитетом;

мониторинг и анализ деятельности на канонической территории Московского Патриархата сектантских и раскольнических образований; публикация соответствующих миссионерских материалов;

совместно с Учебным комитетом ― подготовка в духовных школах миссионерских кадров Русской Православной Церкви и проведение регулярных семинаров преподавателей миссиологии;

создание методик и учебных пособий для проведения на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях занятий по подготовке активных мирян к миссионерскому служению;

издание миссионерской литературы;

обмен опытом с зарубежными православными миссионерскими организациями, анализ миссионерского опыта других конфессий;

организация и проведение всецерковных миссионерских съездов, конференций и семинаров;

проведение общецерковных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;

совместно с Синодальным информационным отделом и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества ― поддержка миссионерской работы Церкви через информационную деятельность и контакты с общественными объединениями;

во взаимодействии с Синодальным информационным отделом — сотрудничество со средствами массовой информации в целях предоставления им материалов, имеющих миссионерскую ценность, и организации программ с участием духовенства и миссионеров;

совместно с Синодальной комиссией по делам монастырей ― содействие монашеским обителям в организации их миссионерской деятельности;

Осуществление контроля за реализацией определений Поместных и Архиерейских Соборов, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода в области миссионерского служения.

Епархиальный уровень

Общее руководство миссионерской деятельностью осуществляет епархиальный архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или, там где таковой создать невозможно, — профильный ответственный епархиальный сотрудник, которые в своей работе руководствуются общецерковными нормативными документами, указаниями епархиального архиерея, рекомендациями Синодального миссионерского отдела.

Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

В задачи профильного епархиального отдела (ответственного епархиального сотрудника) входит:


координация всей миссионерской работы в епархии во взаимодействии с Синодальным миссионерским отделом;

распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных Синодальным миссионерским отделом и предназначенных для обучения различным видам миссионерской работы;

определение направлений и приоритетов миссионерской деятельности благочиний и приходов;

по представлению благочинных — определение меры участия приходов в миссионерской деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан, уровня их воцерковленности и материального достатка, а также наличия раскольнических и сектантских угроз;

проведение обучающих семинаров по организации миссионерской работы, а также курсов подготовки приходских миссионеров;

размещение миссионерских материалов в СМИ, на улицах городов и общественных местах;

проведение миссионерской работы в учебных заведениях, на предприятиях и в рамках общественных объединений;

создание оперативно обновляющегося сайта отдела;

создание базы данных о действующих на территории епархии раскольнических и сектантских образованиях, своевременный мониторинг их деятельности;

содействие укреплению материальной базы епархиальных, благочиннических, приходских и монастырских миссионерских программ за счет церковных и привлеченных средств;

ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную миссионерскую работу;

проведение епархиальных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;

привлечение учащихся духовных учебных заведений к миссионерской работе;

координация миссионерской работы действующих в епархии братств и сестричеств.

Благочиннический уровень

На уровне благочиния общая организация, координация и контроль миссионерской работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за миссионерскую работу в благочинии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем миссионерского отдела епархии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

В обязанности ответственного за миссионерскую работу в благочинии входит:

исследование миссионерского поля благочиния, выработка главных направлений миссионерского служения;