Файл: Культура обслуживания2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Наливайте вино за столом. Обычно, когда клиент заказывает бокал вина, его наливают в баре и к столику приносят уже в бокале. Однако практика по¬казывает, что привлекательнее, когда бутылку или кувшин вина приносят к столику и там наполняют бокал. Это придает винам вообще и домашнему вину в частности больше шарма.

 Если один человек заказывает воду, приносите ее всем, сидящим за этим столиком. Вода - это такой компонент меню, который все чаще и ча¬ще подается по просьбе клиентов во многих ресторанах. Если один человек за столом заказывает воду, естественно предположить, что кто-нибудь из его соседей также захочет утолить жажду. Такова уж человеческая натура. Исходя из этого, введите такую практику — приносите воду всем сидящим за одним столом и тем самым экономьте свои силы.

 Присутствие руководства. Согласитесь, в человеке, который при вашем посещении ресторана демонстративно ни о чем ином не думает, кроме как о вашем хорошем настроении и добром расположении духа, есть нечто осо¬бенное, что делает его в ваших глазах симпатичным и привлекательным.

Если вы из разряда таких людей, ваш персонал обязательно последует ваше¬му примеру. Но если вы отвлекаетесь, когда разговариваете со своими со¬трудниками, на посторонние вещи, те, в свою очередь, также будут отвле¬каться при общении с вашими клиентами. Если для вас работа менеджера подразумевает, помимо всего прочего, создание положительного климата в ресторане, присутствие руководства в зале будет обычным явлением.

 Чаще произносите имя клиента. Среди вещей чрезвычайно приятных людям далеко не последнее место занимает звучание их собственного име-ни. В непринужденной форме узнайте имена ваших гостей и называйте их по имени при всяком удобном случае во время их трапезы. Метрдотелю про¬ще узнать имена клиентов, заглянув в лист заказа столов или вежливо спро¬сив об этом в тот момент, когда он усаживает гостей за столик. Не сочтите за¬зорным называть их предупредительно господин такой-то или госпожа та¬кая-то, если только они сами не предложат вам быть менее официальным.

 Кафетерий самообслуживания. Из рассказа Б. Марвина: “Когда я занялся программой питания Олимпийских тренировочных центров США, то выбрал стандартный воин¬ский тип кафетерия. Спортсмены всегда, хотя и были накормлены, но не бы¬ли довольны. В первую очередь я перевел всю процедуру на самообслужива¬ние. То есть дал спортсменам возможность выбора еды на свой вкус и по сво¬ему желанию из определенного ассортимента. Каждый мог брать столько, сколько ему нужно. “[5, с. 55].


2. УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

2.1. Тип и класс предприятий общественного питания

Основными услугами, предоставляемыми организациями общественного питания, являются услуги по изготовлению кулинарной продукции, созданию условий для ее приобрете¬ния и потребления.

К организациям общественного питания относятся орга¬низации, предназначенные для производства кулинарной про¬дукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реа¬лизации и/или организации потребления (ГОСТ Р 50647).

Деятельность по предоставлению услуг общественного питания регламентируется Правилами оказания услуг обще¬ственного питания [8, с. 187].

Организации общественного питания делятся на типы и классы. Тип организации общественного питания определя¬ется ассортиментом реализуемой продукции, ее разнообра¬зием и сложностью изготовления, технологической оснащен¬ностью (материальная база, инженерно-техническое оснаще¬ние и оборудование, состав помещений, архитектурно-пла¬нировочное решение и т. д.), методами обслуживания и ква¬лификацией персонала, качеством обслуживания (комфорт¬ность, этика общения, эстетика и т. д.) и номенклатурой пре¬доставляемых потребителям услуг.

Тип организации общественного питания — это вид организации с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенк¬латуры предоставляемых потребителям услуг.

Класс организации общественного питания — это сово¬купность отличительных признаков организации определен¬ного типа, характеризующая качество предоставляемых ус¬луг, уровень и условия обслуживания [8, с. 188].

В зависимости от предлагаемых услуг различают услуги питания ресторана, бара, кафе, столовой, закусочной.

Ресторан — организация общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, вклю¬чая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

Рестораны различаются:

 по ассортименту реализуемой продукции (рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран);

 по месту расположения (ресторан при гостинице, вок¬зале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.).

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенкла¬туре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый.

Рестораны и бары различных классов должны соответ¬ствовать следующим требованиям:

"люкс" — изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригиналь¬ных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напит¬ков, коктейлей — для баров;


"высший" — оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для рес¬торанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков и коктейлей — для баров;

"первый" — гармоничность интерьера, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных — для баров [8, с. 189].

Услуга питания ресторана — это услуга по изготовле¬нию, реализации и организации потребления широкого ас¬сортимента блюд и изделий сложного изготовления всех ос¬новных групп из различных видов сырья, покупных товаров и вино-водочных изделий, оказываемая квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.

Бар — организация общественного питания с барной стой¬кой, реализующая смешанные, крепкие алкогольные, сла¬боалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

Бары различаются:

по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления (молочный, пивной, винный, кофейный, кок¬тейль-бар, гриль-бар);

по специфике обслуживания потребителей (видео-бар, варьете-бар и др.).

Первоначальные формы американских баров трансфор¬мировались в несколько видов. В настоящее время наиболее распространенными из них являются:

 американский коктейль-бар;

 бар при отеле;

 бар при ресторане;

 дневной бар;

 танцевальный бар;

 бар-эспрессо;

 бар мороженого, снежный бар;

 пляжный бар;

 пул-бар.

Американский коктейль-бар — это старейшая и наибо¬лее распространенная форма баров. Основу американских баров составляет баротека, где сосредоточена большая часть продуктов. В отличие от старых баров в оборудование вклю¬чаются уютные кресла и столики. Наибольший удельный вес в ассортименте баров занимают коктейли. Предлагаются и некоторые услуги питания (простые блюда, закуски и мел-кие сопутствующие товары).

Бары при отелях обеспечивают людям, проживающим в отелях, возможность общения между собой. В таких барах реализуется широкий ассортимент напитков и закусок, иног¬да устанавливаются музыкальные автоматы. Дизайн баров при отелях часто схож с дизайном американских баров.


Бары при ресторанах обеспечивают продажу напитков и многочисленных коктейлей. Посетителям за стойкой бара быс¬трее, чем посетителям за столиками, подаются напитки, меню. Потребляя напитки, посетители делают основной заказ.

Дневные бары работают только в течение дня. В таких барах проходят встречи деловых людей. Дневные бары рас¬пространены в Англии и Америке и являются центрами ком¬муникаций. Музыки в дневных барах нет.

Танцевальные бары обеспечивают услуги бара и услуги по проведению танцевального досуга. Современной формой являются дискотеки. На дискотеках предлагаются освежа¬ющие напитки и безалкогольные, а также легкие освежаю¬щие алкогольные напитки с запахом плодов и ягод (алко-попсы) [8, с. 190].

Бары-эспрессо возникли в Италии и во Франции. Они рассчитаны на быструю смену посетителей. Меблировка ба¬ров предполагает потребление напитков стоя, число сидячих мест ограничено. Наибольший удельный вес в ассортименте занимают разновидности кофе (кофе-эспрессо) и аперитивы. Количество блюд ограничено.

Бары мороженого, снежные бары имеются в большом ко¬личестве в местах, где люди занимаются зимними видами спорта. Там помещения для баров иногда сооружаются из снега и льда. Снег обливается водой, пока не образуются ледяные глыбы необходимой формы. В этих барах заказываются горя¬чие напитки (глинтвейн, грог, чай, кофе).

Пляжные бары обеспечивают услуги бара на пляжах. Предлагается много безалкогольных и легких алкогольных напитков.

Пул-бары устраивают рядом с плавательным бассейном. Ассортимент напитков состоит из экзотических коктейлей.

Услуга питания бара — это услуга по изготовлению и реализации широкого ассортимента напитков, закусок, кон¬дитерских изделий, покупных товаров и созданию условий для их потребления у барной стойки или в зале.

Кафе обеспечивают питание и отдых потребителей с

предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном

ассортимента продукции. В кафе реализуются фирменные,

заказные блюда, изделия и напитки.

Кафе различаются:

 по ассортименту реализуемой продукции (кафе-моро¬женое, кафе-кондитерская, кафе-молочная);

 по контингенту потребителей (молодежное, детское и др.).

Услуга питания кафе — это услуга по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ог¬раниченном ассортименте по сравнению с организациями других типов и, в основном, несложного изготовления, а так¬же по созданию условии для их потребления [8, с. 191].


Столовая — общедоступная или обслуживающая опре¬деленный контингент потребителей организация общественного питания, производящая и реализующая блюда в соот¬ветствии с разнообразным по дням недели меню. Столовые различаются:

 по ассортименту реализуемой продукции (общего типа

и диетическая);

 по обслуживаемому контингенту (школьная, студен¬ческая и др.);

 по месту расположения (общедоступная, по месту уче¬бы, работы).

Услуга питания столовой — это услуга по изготовле¬нию кулинарной продукции, разнообразной по дням недели, или специальных рационов питания для различных групп об¬служиваемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.), а также по созданию условий для реализации и орга¬низации их потребления на предприятии.

Закусочная — организация общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовле¬ния из определенного вида сырья, предназначенная для быс¬трого обслуживания потребителей. Закусочные разделяются по ассортименту реализуемой продукции, общего типа и спе¬циализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирож¬ковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т. д.).

Услуга питания закусочной — это услуга по изготовле¬нию узкого ассортимента кулинарной продукции, в том чис¬ле из определенного вида сырья, а также созданию условий для ее реализации и потребления.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделя¬ются.

Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реали¬зацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей [8, с. 192].

Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кон¬дитерских изделий включают:

— изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе, в сложном исполнении и с дополнительным оформлением в организаци¬ях общественного питания;

— изготовление блюд из сырья заказчика на предприя¬тии;

— услугу повара, кондитера по изготовлению блюд, ку¬линарных и кондитерских изделий на дому.

Услуги по организации потребления продукции и обслу¬живания включают:

—организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов, ритуальных мероприятий, конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отды¬ха и т. д.;

— услугу официанта (бармена) по обслуживанию на дому;

— доставку кулинарной продукции и кондитерских изде¬лий по заказам потребителей, в том числе, в банкетном ис¬полнении;