Файл: Педагогика досуга. Лекция №1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые попытки научного осмысления деятельности по образованию и обучению взрослых были предприняты еще в начале XIX века. Об этом свидетельствует появление в ту пору термина «андра-гогика», который ввел в научный оборот немецкий исследователь педагогики А. Капп. Понятие возникло на основе двух греческих слов: «андрос» – «мужчина, человек» и «агогейн» – «вести» и означало в буквальном переводе «ведение взрослого человека».

В русской педагогической литературе одним из первых начал разрабатывать андрагогическую проблематику К.Д. Ушинский. В своем фундаментальном труде «Педагогическая антропология» он выдвинул и обосновал идею о необходимости воспитания и обучения человека на протяжении всей его жизни. В вышедшей в 1861 году статье «Воскресные школы» Ушинский дал весьма обстоятельное рассмотрение вопросов о сущности и особенностях просветительно-образовательной работы с взрослым населением, о том, как и в каких формах эту работу следует осуществлять.

Новое понятие «андрагогика» не сразу пришло в сферу русского языка. При описании рассматриваемой нами педагогической деятельности в области досуга здесь довольно долгое время употреблялись термины «внешкольное образование», «внешкольная работа», «внешкольные учреждения». Основой для первоначального научного осмысления педагогической практики подобного рода стал опыт воскресных общеобразовательных школ. Их появление было самым непосредственным образом связано с именами таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин.

Характерной чертой внешкольной работы на рассматриваемом этапе стало то, что эта работа начала все больше и больше выходить за пределы школы и стала превращаться в важную часть деятельности народных домов, рабочих клубов, народных университетов, библиотек, музеев и т.д. Просвещение и обучение в собственном смысле слова вступило здесь в тесное взаимодействие с культурно-творческими занятиями, а также с организацией отдыха и развлечений, которые тоже потребовали своего научно-педагогического обоснования и осмысления.

Несколько позднее в России появляются педагоги-исследователи, которые сделали проблемы образования и воспитания взрослых основным объектом и предметом своих научных изысканий. К ним правомерно отнести прежде всего В.П. Вахтерова («Внешкольное образование народа» М., 1896), В.И. Чарнолуского («Основные вопросы организации внешкольного образования в России» СПб., 1909), СО. Серополко («Внешкольное образование» М., 1912), Е.Н. Медынского («Методы внешкольной просветительной работы» М., 1918).


Нельзя не отметить, что активная разработка внешкольно-педагогических проблем продолжилась и в послереволюционный период.

Крупный шаг вперед в осмыслении новых внешкольных проблем был сделан А.П. Пинкевичем – автором учебника «Педагогика», опубликованного в 1924-1925 годах (Т.1 - 1924, Т.2 - 1925). Серьезным достижением педагогики взрослых стала вышедшая в 1925 году трехтомная «Энциклопедия внешкольного образования» Е.Н. Медынского.

Трудно переоценить вклад в решение рассматриваемых вопросов НИИ вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школ, созданного в 1960 году и переименованного затем в научно-исследовательский институт образования взрослых. Благодаря усилиям таких талантливых исследователей, как А.В. Даринский, В.Г. Онушкин, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, Г.С. Сухобсгсая, Е.П. Тонконогая, В.И. Подобед, российская андрагогика добилась весьма серьезных успехов. С 2000 года в нашей стране начал работать Научно-методический совет по проблемам образования взрослых.

В рамках набирающего силу андрагогического учения досуговая образовательная деятельность рассматривается как целенаправленная, самостоятельная или внешне организуемая деятельность, обеспечивающая усвоение взрослыми людьми научных знаний, а также формирование умение и навыков их приобретения. Будучи составной частью общего процесса культурного развития личности, в сфере свободного времени такая деятельность развертывается в едином контексте с воспитательной, культурно-творческой деятельностью и деятельностью по организации отдыха и развлечений.

Характерной чертой просветительно-образовательной деятельности является ее всемерная нацеленность на непосредственное обслуживание других видов деятельности. Следовательно, понять эту деятельность можно только при условии ее рассмотрения в общей системе социокультурных явлений.

Массовое просвещение и самообразование направлены на то, чтобы постоянно поддерживать имеющиеся у взрослых людей знания на уровне современной научной картины мира как целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях окружающей действительности. Это особенно необходимо, если учесть, что научная картина мира находится в непрерывном совершенствовании и многие из ее элементов, усвоенные человеком на этапе базового обучения, могут устаревать, меняться и обновляться.

Очень важной задачей является мировоззренческое развитие личности, основу которого составляет система философских, экономических и социально-политических взглядов. На этой базе происходит органичный синтез образования и воспитания человека, ибо сформировавшиеся взгляды на окружающий мир неизменно влияют на убеждения, идеалы и общую направленность личности, на образ ее жизни и деятельности.


В системе организации просветительно-образовательной деятельности на современном этапе весьма продуктивен подход к ней как к процессу вооружения людей умениями и навыками самостоятельного, научно обоснованного анализа явлений окружающей действительности. Постигая окружающий мир с помощью научного знания, человек всегда стремится найти причинные и другие обуслов­ленности событий, определить закономерности их развития, установить существующие взаимосвязи и т.д.

Принципиально важным является рассмотрение просветительно-образовательных усилий культурно-досуговых центров в качестве одной из форм всесторонней помощи самообразованию и саморазвитию человека, направленной в конечном счете на то, чтобы помочь людям учиться. При подобном рассмотрении, с одной стороны, достаточно полно и верно отражаются суть, цели и задачи сложившейся в сфере свободного времени просветительной работы, а с другой – эта работа четко разграничивается с другими видами общей системы образования. Обращение к этому основному отношению является исключительно плодотворным в операциональном плане. Установив, что просветительно-образовательная деятельность имеет своей главной функцией содействие и создание благоприятных условий для познавательного самодвижения личности, мы получаем возможность точнее определить наиболее важные элементы структуры рассматриваемого феномена. При этом обнаруживается, что все раскрываемые состояния, связи, взаимодействия так или иначе замыкаются на формуле «помощь в развитии самообразования».

Цели просветительно-образовательной деятельности реализуются через конкретное содержание. Если цели представляют собой определенное предвосхищение результатов этой деятельности, то содержанием является разнообразный материал, отобранный из таких источников, как наука, мораль, право, искусство, несистематизированный общественно ценный опыт. Во всяком случае, любое содержание черпается из сферы культуры и кристаллизируется в духовном мире индивида в виде системы знаний (гносеологический компонент), оценочных отношений (аксиологический компонент), совокупности технологий осуществления разнообразных видов деятельности (креативный компонент). Мера приобщения людей к культуре выражается в их культурном уровне, который во многом характеризует степень подготовленности этих людей к активному и плодотворному участию в жизни общества.

В социокультурной сфере давно уже стало аксиомой положение о том, что массовое просвещение не может ориентироваться на передачу взрослым всего открытого и накопленного наукой материала. Этот материал исключительно объемен, и делать его объектом широкого распространения нет никакой возможности. Информацию приходится постоянно сортировать, принимая во внимание множество разнообразных факторов и условий. В процессе такой сортировки осуществляется тщательный отбор распространяемых знаний с учетом конкретных задач и особенностей определенных категорий населения.


Все большее значение приобретает сегодня проблема реккурентности образования взрослых. Это связано с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, с элементарным несовершенством человеческой памяти, в результате которого знания, полученные в сфере базового образования, по истечению определенного времени начинают заметно забываться. Особенно интенсивно этот процесс захватывает те области первоначальной подготовки, которые в дальнейшем не использовались в профессионально-трудовой деятельности взрослого человека. Отмеченные обстоятельства порождают необходимость выстраивать просветительно-образовательную деятельность в соответствии с принципом рекуррентной последовательности, предполагающим периодическое возращение к той совокупности знаний, которая когда-то была уже усвоена людьми в сфере базового и дополнительного образования.

Неуклонно убыстряющиеся темпы социального и научно-технического прогресса приводят к лавинообразному росту новой научной информации и довольно быстрому моральному износу ранее приобретенных знаний. Школа, колледж, вуз уже не могут дать человеку запаса знаний на многие годы. Следовательно, все более возрастает роль самостоятельной работы взрослых по повышению своего общекультурного уровня и производственной квалификации, их умения учится за счет активного использования свободного времени.

Массовое просвещение на современном этапе призвано оказывать серьезную помощь выпускникам средней школы. Как известно, число предметов, используемых в сегодняшней школе, сравнительно невелико, а возможности их расширения практически исчерпаны. В результате выпускник этой школы неизменно входит в жизнь с довольно существенными пробелами в своем культурном кругозоре.

Не менее важные задачи предстоит решить при обеспечении непрерывного образования выпускников специальных учебных заведений, включая и высшую школу. В этой области превалирующей является сравнительно узкая и, в определенной мере, односторонняя подготовка профессионального типа, которая не может стать эффективным средством широкого обогащения культуры личности. Таким образом, и данную категорию взрослых людей ждет большая и серьезная работа по преодолению ограниченности своего базового образования.

Еще одна задача просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени – задача последовательной модернизации общеобразовательной и профессиональной подготовки. Вновь получаемые знания должны органически объединяться с ранее приобретенными. В некоторых случаях здесь возможен, как уже отмечалось, даже частичный возврат к школьным программам. Однако его не следует сводить к прямому повторению уже изученного материала: весь смысл как раз и заключается в том, чтобы с помощью внешкольных средств осуществлялось последовательное расширение и углубление имеющихся знаний, их актуализация и обновление.


По своему объему содержание массового просвещения может быть представлено как система знаний человека о предметном мире, других людях и самом себе. Здесь находят отражения сведения из области общественных, естественных и технических наук, передача которых имеет своей целью формирование у людей новых понятий и суждений, новых образов и новых действий, необходимых для более совершенного участия в производственной, общественной, бытовой и досуговой деятельности. Содержание должно быть целенаправленным, т.е. соотнесенным и приведенным в соответствие с поставленными целями; мотивированным, т.е. отобранным и сконструированным с учетом потребностей и мотивов человека; актуальным, т.е. взятым и выстроенным в соответствии с насущными потребностями и интересами личности; посильным, т.е. дифференцированным применительно к реальным познавательным возможностям аудитории. При разработке содержания просветительной работы необходимо учитывать логические сферы (объективные свойства отобранного материала), психологические факторы (особенности реальной аудитории) и педагогические факторы (характер планируемого взаимодействия).

Большое значение для правильного решения вопросов, связанных с содержанием просветительно-образовательной деятельности, имеет проблема соотношения в этом содержании конкретного и абстрактного. Сегодня мы решительно отходим от ранее встречавшегося примитивного толкования данных категорий, когда под конкретным понималось элементарное насыщение учебного материала примерами и фактами, взятыми из окружающей жизни, а под абстрактным – те или иные обобщения. На смену этому приходит понимание общего как ступени к познанию конкретного, а в самом процессе познания выделяется движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но осознаваемому уже на более глубоком уровне.

Представляется особенно важным, чтобы все связанное с отбором содержания выстраивалось на основе перехода от общего к особенному. Это прежде всего касается специфики популяризаторских структур в соответствии с возрастными, образовательными, профессиональными, национальными, региональными характеристиками объекта, когда, наряду с учетом общих признаков, содержание интерпретируется применительно к тому, в какой мере его основные компоненты необходимы каждой из данных категорий населения и как они могут восприниматься и усваиваться.

Наряду с правильным решением вопросов отбора, еще одной очень важной задачей является обеспечение оптимальной организации отобранного материала. Научное знание не может стать предметом массового распространения ни в виде непосредственных результатов проведенных исследований, ни в виде специально выстроенных для различных форм преподавания учебных дисциплин. Применение их в просветительно-образовательных целях предполагает совершенно особую дидактическую интерпретацию информации, учитывающую не только своеобразие объекта, но и специфику обстоятельств, в которых знания будут усваиваться. Для этого исходный научный матерная соответствующим образом обрабатывают: из него производят определенные извлечения, вводят новую логическую упорядоченность, одни положения свертываются, а другие, наоборот, приобретают более широкий разворот, достигается иное соотношение теоретических и эмпирических данных, понятия получают популярную экспликацию и т.д.