ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 600
Скачиваний: 0
Глава 9
Как покупать шрифты
После того как мы выяснили устройство цифровых шрифтов
иособенности их применения в разных ситуациях, остается решить главный вопрос: где, у кого и как их покупать.
Цифровые шрифты являются таким же программным продуктом, как и все другие, например, издательская система или текстовый процессор. Стало быть, на них распространяются все требования, применяемые к приобретению программных продуктов. Кратко напомним их:
Покупая программный продукт, вы на самом деле не приобретаете право собственности на него. Вы приобретаете (в собственность) носитель программного продукта, то есть некоторое количество дискет, книгу документации, коробку и так далее. Кроме этого, вы приобретаете право использования этого программного продукта в ограниченном количестве экземпляров (обычно - один).
Все ваши права и обязанности как пользователя (обратите внимание - не владельца, а пользователя) регулируются Лицензионным Соглашением, которое должно входить в состав любого программного продукта. Лицензионное Соглашение регулирует отношения двух сторон: владельца программного продукта и пользователя. Обычно вы подтверждаете свое согласие со всеми условиями Соглашения тем, что вскрываете пакет с дискетами.
Как правило, в состав программных продуктов входит лицензионная карточка, которую вы должны передать фирме-хозяину программного продукта для того, чтобы стать зарегистрированным пользователем и получить различные льготы. Без получения карточки фирма не сможет работать с вами, поскольку она должна отличать законных пользователей от нелегальных.
C точки зрения способа продажи программные продукты ближе всего к книгам и продаются аналогично, то есть в магазинах. B магазине вы обычно можете получить консультацию по программному продукту, а в лучших из них могут и продемонстрировать его возможности.
Хотя, как мы уже отметили, цифровые шрифты представляют собой программный продукт, они имеют некоторые особенности. Прежде всего, шрифты, кроме технической, представляют еще и художественную ценность, что приближает их к произведениям искусства, выраженным в цифровой форме. Отсюда и дополнительные требования к шрифтам, невозможные в отношении других программных продуктов. B самом деле, странно было бы услышать рассуждения о ху-
-240 -
дожественном стиле и дизайнерской направленности, например, бухгалтерской программы. Шрифты имеют и некоторые правовые особенности, о которых будет сказано в следующем разделе.
Системы защиты шрифтов от копирования
Любой производитель шрифтов хотел бы, чтобы приобретенные у него шрифты принципиально нельзя было скопировать. Исходя из этого соображения и предпринимались попытки разработки систем защиты от копирования шрифтов, то есть таких программ и методов кодирования, которые позволяли бы использовать шрифты только на одном компьютере и/или принтере.
При этом такие средства должны обладать следующими свойст-
вами:
•быть «прозрачными» для законного пользователя и никак не сказываться на эффективности и удобстве его работы;
•быть полностью совместимыми со всеми программами и устройствами, в которых могут применяться защищенные шрифты;
•позволять использовать шрифты только в точном соответствии с Лицензионным Соглашением;
•при попытке незаконного использования шрифтов выдавать предупреждение и не наносить какого-либо другого ущерба пользователю (в конце концов, он мог просто совершить слу-
чайную ошибку).
C сожалением приходится отметить, что средств защиты, которые удовлетворяли бы всем изложенным требованиям, пока нет. Для большинства форматов такие средства вообще не могут быть созданы. B качестве примера рассмотрим Type 1 шрифты.
B принципе можно создать резидентную программу, которая бы расшифровывала Type 1 шрифт только в момент его использования. Hо если шрифт в какой-то момент расшифровывается, то его легко можно перехватить, например, напечатав что-либо этим шрифтом в файл через PostScript-драйвер Windows. B других программах, не имеющих функции печати в файл, дешифрованные шрифты могут быть перехвачены в момент загрузки в принтер путем перехвата параллельного порта. Из этого следует, что попытка выполнения первого и второго требований приводит к невозможности создания системы защиты от копирования Type 1 шрифтов. Для TrueType-шрифтов можно создать подобную систему для использования в MS Windows, но при этом могут возникнуть проблемы с другими растеризаторами, на-
пример, Mac System 7.x или WordPerfect 6.0 for DOS.
- 241 -
Способы продажи шрифтов
Итак, вы приходите в магазин (или в фирму, которая занимается поставкой программных продуктов) и собираетесь приобрести несколько шрифтов. C какими же ситуациями вы можете столкнуться? Существует несколько вариантов поставки шрифтов и несколько вариантов организации взаимодействия между создателем шрифтов и продавцом.
Продажа шрифтов «россыпью»
B этом случае вам будет предъявлен более или менее объемистый каталог, содержащий примеры шрифтов. Вы должны будете указать те шрифты, которые вам необходимы, оплатить их, и они будут представлены в каком-либо виде, как правило, скопированными на дискету, принадлежащую фирме (или вашу).
Хотя большинство фирм предоставляет скидку при одновременной покупке большого количества шрифтов, сам процесс выбора и копирования обычно не слишком стимулирует фирму к снижению цен. C другой стороны, если вам нужно всего 1-3 шрифта, этот путь можно порекомендовать.
Продажа открытых шрифтовых пакетов
Обычно именно таким способом большинство шрифтов продается в магазинах. Фирма-производитель формирует несколько пакетов своих (или чужих - по лицензии) шрифтов и продает эти пакеты как программные продукты (обычно - до 20 шрифтов в пакете, хотя на Западе их количество может доходить до 1000). B этом случае стоимость одного шрифта оказывается минимальной, но обычно вместе с нужными шрифтами вам приходится покупать и несколько ненужных, обычно включаемых производителями в качестве «нагрузки». Некоторые фирмы подходят к формированию пакетов достаточно произвольно, а некоторые стремятся к тому, чтобы шрифты в их пакетах были объединены по каким-либо признакам. Нечего и говорить, насколько второй вариант предпочтительнее для покупателя. При покупке шрифтовых пакетов обращайте особое внимание на формат, в котором представлены шрифты. Большинство производителей предлагают пакеты со шрифтами в формате TrueType, так что спрашивайте продавцов, чтобы не обмануться.
- 242 -
Продажа зашифрованных шрифтов
Этот способ торговли шрифтами объединяет оба перечисленных метода и получил большое распространение на Западе. За сравнительно небольшую плату (обычно, несколько десятков долларов) вы получаете пакет (это может быть набор дискет или один CD-ROM диск), который содержит все шрифты производителя (иногда их количество доходит до 1000, причем все - в нескольких форматах). Однако вы не можете пользоваться этими шрифтами, поскольку они поставляются в зашифрованном виде. Для получения шрифта вы должны ввести определенный пароль, который сообщает фирма-поставщик после соответствующей оплаты. Несколько шрифтов вы получаете в момент приобретения пакета. Резкое снижение цен, произошедшее в последнее время на шрифтовом рынке, снизило привлекательность для производителей этого метода продажи шрифтов, и многие из них перешли к торговле открытыми пакетами.
Еще одна особенность шрифтового рынка: распространенность взаимного лицензирования шрифтов. Обычно фирмы, занимающиеся разработкой шрифтов, стараются не повторять уже созданные другими фирмами гарнитуры, а покупают на них лицензии. Таким образом, они избавляют себя от ненужной работы, а освободившееся время направляют на разработку по-настоящему новых шрифтов. Поэтому в разных фирмах вы можете обнаружить одни и те же шрифты. Единственное, в чем мы советуем вам убедиться при покупке таких шрифтов - это в законности прав продавца. B противном случае вы, сами того не желая, окажетесь незаконным пользователем программного продукта, к тому же, заплатив за это деньги. Поскольку всегда удобнее иметь дело с одним поставщиком, мы рекомендуем обращаться к наиболее крупным продавцам. У них всегда можно получить квалифицированную консультацию, а шрифты все равно будут те же, что и у других поставщиков.
Критерии качества шрифтов
Ниже мы приводим несколько критериев, по которым следует отбирать шрифты при их покупке. Безусловно, основной критерий – это художественная целесообразность применения той или иной гарнитуры, но кроме этого существует несколько технических требований, без выполнения которых эффективное использование шрифтов может оказаться проблематичным.
- 243 -
Качество контуров
Это основной критерий, по которому стоит оценивать качество контурных шрифтов. Обычно в том случае, когда контуры символов описаны недостаточно аккуратно, рассчитывать на то, что в остальном шрифт будет качественным не приходится.
Для оценки качества контуров необходимо увидеть их с наи-
большей степенью увеличения. Лучше всего для этого использовать одну из шрифтовых программ (идеальный вариант - система FontLab, в которую включен модуль автоматической оценки качества контуров), а если это невозможно - систему иллюстративной графики, например CorelDraw. Если нет ни одной из этих программ, достаточно вывести несколько символов тестируемого шрифта на печать с возможно большим кеглем, например 900 пунктов.
Если вы используете CorelDraw, выведите один из символов (лучше всего для тестирования подходят сложные символы, такие как a, g, Д, з, K и некоторые другие), максимально увеличьте его и преобразуйте в кривые. После этого выберите инструмент редактирования контуров и укажите одну из точек символа, вы увидите пару контрольных векторов кривых, направление которых поможет оценить качество шрифта.
Если для оценки качества шрифта вы используете шрифтовой редактор, то импортируйте в него шрифт и выберите один из символов. B системе FontLab 2.5 достаточно открыть панель FontAudit (команда FontAudit из меню Advanced), и контур символа будет протестирован автоматически.
B системе Fontographer 3.5 необходимо выбрать символ в шрифтовой панели и, после того как появится панель редактирования символа, дважды щелкнуть на любой его точке. Появятся все контрольные точки всех кривых символа, и вы сможете приступить к анализу.
Если вы просто вывели символ на принтер, то анализ несколько усложнится, так как вы не сможете увидеть контрольные точки кривых. Тем не менее, используя приведенный ниже список основных ошибок, вы сможете дать объективную оценку качества шрифта.
Основные ошибки описания контуров
Нарушение гладкости в местах соединения графических примитивов. Пожалуй, это самая распространенная ошибка при создании контурных шрифтов. Ее суть понятна из Рисунок 9.1, а опасность заключается в том, что в большинстве случаев она не заметна, но иногда начинает проявляться и буквально «сводит с ума» растериза-
- 244 -