ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 599
Скачиваний: 0
тем имеют встроенные редакторы трекинга, но, как это ни странно, не воспринимают трекинг, определенный в шрифтах. Тем не менее, наличие правильно описанного трекинга можно считать полезным.
B заключение мы хотим сказать о том, что мы вовсе не стремимся к тому, чтобы процесс покупки шрифта превращался в сложную демонстрацию всех его параметров. Мы рекомендуем время от времени внимательно проверять один-два шрифта каждого поставщика с тем, чтобы выяснить возможности технологии, которую он использует (и аккуратность сотрудников), и составить впечатление о качестве производимых им шрифтов.
Некоторые поставщики шрифтов
Российский рынок цифровых шрифтов развивается уже почти пять лет, и за это время выявились его основные участники. Начиная разговор о производителях шрифтов, нельзя не вспомнить о том, что первые работы по разработке современных цифровых шрифтов велись в России еще до начала «компьютерного бума» конца 80-х - начала 90-х годов в государственных организациях, таких так Ленполиграфмаш Санкт-Петербурге и НПО Полиграфмаш в Москве. Именно эти разработки послужили основой первых цифровых шрифтов, появившихся на рынке в 1990 году.
Фирма ПараГраф. Без всякого сомнения следует начать обзор российских шрифтовых фирм с фирмы ПараГраф - первой компании, еще в 1989 году приступившей к поставкам высококачественных цифровых шрифтов. ПараГраф быстро приобрел известность как производитель наборных шрифтов профессионального качества для самых разных видов компьютеров и выводных устройств.
Шрифтовая библиотека ПараГраф содержит большую часть гарнитур, созданных российскими шрифтовыми дизайнерами за последние 50 лет. B отделе шрифтов фирмы ПараГраф работает коллектив опытных дизайнеров, профессиональных разработчиков русских наборных шрифтов.
Набор традиционных гарнитур советской полиграфии явился основой библиотеки цифровых шрифтов ParaType - наиболее полной в России.
Производство цифровых шрифтов в фирме ПараГраф ведется с использованием собственных разработок, созданных в результате тесного сотрудничества программистов и дизайнеров. Программное обеспечение, разработанное фирмой, позволяет получать контуры символов (вручную на экране компьютера или путем сканирования оригинального изображения на бумаге), производить разметку символов в соответствии с требованиями форматов Type 1 и TrueType и
- 251 -
экспортировать шрифты в любом из этих форматов.
Характерной особенностью шрифтовой библиотеки ParaType является поддержка наборов знаков многих языков. Среди них - все языки народов бывшего CCCP (например, грузинский, татарский, казахский, башкирский и др.).
Фирма ПараГраф сотрудничает с ведущими шрифтовыми компаниями мира, среди которых – фирмы Adobe и ITC. C фирмой ITC (а именно эта американская компания обладает правами на многие наиболее распространенные гарнитуры - см. Приложение 2) подписано соглашение, в соответствии с которым ПараГраф имеет право разрабатывать кириллические версии шрифтов ITC. Такое положение фирмы уникально для России, поскольку позволяет разрабатывать абсолютно легальные шрифты, которые автоматически признаются всеми крупными мировыми распространителями.
ПараГраф выпускает шрифты в виде красочных пакетов, которые можно обнаружить в любом магазине, торгующем программными продуктами. Кроме шрифтов собственной разработки в библиотеку фирмы включены шрифты независимых художников. Все шрифты поставляются в вариантах для РС и Mac-совместимых компьютеров в форматах Type 1 и TrueType.
Фирма СофтЮнион. Одной из ведущих на шрифтовом рынке по праву может считаться фирма СофтЮнион, причем дело не только
вколичестве или качестве цифровых шрифтов, поставляемых этой фирмой, а и в том, что ее специалистам удалось разработать и выпустить на рынок собственную технологию проектирования качественных контурных шрифтов, что позволило многим другим фирмам организовать собственное производство и резко расширило количество предлагаемых русских шрифтов.
Фирма работает на рынке издательских систем с 1990 года, сначала - как производитель и поставщик программного обеспечения, а затем - и сложных издательских комплексов, включающих высокотехнологичное оборудование. Производством шрифтов фирма занимается с первых дней своего существования, и сначала это были растровые шрифты, а после создания системы ФонтДизайнер - контурные в формате Type 1.
Поставки системы проектирования шрифтов ФонтДизайнер начались осенью 1991 года, и с тех пор она стала основной системой для создания шрифтов в России. Следующая версия системы под названием FontLab 2.0 вышла через год и работала под управлением MS Windows, a последняя - FontLab 2.5 - в окончательном виде появилась
в1994 году.
Собственные шрифтовые разработки фирма СофтЮнион ведет уже несколько лет, и за это время ее художникам удалось создать бо-
- 252 -
лее 100 гарнитур, среди которых есть несколько уникальных.
Фирма первой в России организовала поставку пакетов зашифрованных шрифтов под названием SU FontPack, а затем и открытых пакетов под названием SU FontPack Lite. Первый пакет SU FontPack включал в себя более 250 шрифтов всех основных российских производителей по одинаковой и очень невысокой цене. Некоторые трудности, связанные с непониманием покупателями принципа поставки зашифрованных шрифтов, привели к тому, что через некоторое время фирма перешла к поставкам собственных шрифтов в пакетах по уникально низкой цене - меньше доллара за шрифт. При этом все шрифты имеют полный набор знаков и отличаются высочайшим качеством.
При разработке шрифтов фирма постоянно использует систему FontLab, что позволяет полнее выявить ее особенности и устранить найденные недостатки.
Другие компании. Среди других компаний, активно работающих на шрифтовом рынке, хотелось бы выделить следующие фирмы: «Фирма "Иван и товарищество"», TypeMarket, SPSL, Tilde и Az-Zet. He
останавливаясь подробно на отличительных особенностях их творческой и маркетинговой политики, хотелось бы отметить, что все шрифты этих фирм отвечают самым взыскательным техническим и художественным требованиям. Все они в течении нескольких лет концентрируют усилия на производстве высококачественных русских шрифтов, и именно благодаря их работе общее количество русских гарнитур за сравнительно небольшое время увеличилось с десятков до сотен.
B качестве вывода можно сказать следующее: имея дело с перечисленными выше названиями фирм, вы можете не сомневаться в качестве шрифтов и в надежности системы послепродажной поддержки.
- 253 -
Глава 10
Юридические аспекты разработки и использования шрифтов
Воровать в России будут до тех пор, пока кто-нибудь не украдет все.
M. Горький
Пиратство на рынке шрифтов
Считается, что в России уровень компьютерного пиратства никогда не опускался ниже 90%. B начале 90-х годов этот уровень оценивался в 98%, а в последнее время, согласно данным международной организации Business Software Alliance (BSA), осуществляющей борь-
бу с нелегальным копированием программного продукта, он составляет 94%. Несомненно, что это в полной мере относится и к компьютерным шрифтам.
Оригинальные шрифты, разработанные художникамишрифтовиками, как правило, учитывают не только культурное наследие, характерные особенности алфавита (будь то кириллица или латиница), но и свойственную времени создания шрифта моду (ренессанс, модерн и т. д.), физиологические особенности глаза читателя и многое другое. Такие шрифты получают свое название, основа которого сохраняется неизменной даже при модернизации шрифта.
На территории нашей страны сейчас предлагается около 500 шрифтов латинской и кириллической графики, однако половина из них представляет собой дубликаты уже существующих шрифтов, зачастую отличающиеся от оригинала лишь названием (см. Приложение 1). Этого количества шрифтов явно недостаточно для набора печатной продукции. Крупные фирмы-производители шрифтов предлагают к продаже тысячи шрифтов. B качестве примера можно привести каталоги фирмы Бертольд, содержащие 2143 начертания различных шрифтов.
Отсутствие необходимого ассортимента шрифтов различного назначения (акцидентных, широко используемых в развитых странах детских шрифтов, банковских и многих других) привело к тому, что широко распространилась практика непрофессиональной переработки латинских шрифтов в кириллические. Кроме того, имеет место просто воровство чужих шрифтов вместо цивилизованного их приобретения у фирм-разработчиков.
- 254 -
B связи с массовым характером несанкционированного использования наборных шрифтов следует охарактеризовать правовую базу в области защиты шрифтов и мер пресечения их воровства.
B большинстве развитых стран существуют различные формы правовой защиты шрифтов, как одного из видов интеллектуальной собственности. Так в США шрифты охраняются патентным правом и отнесены к категории промышленных образцов. B Англии патентной защиты шрифты не имеют, но являются объектами авторского права. Название шрифта также несет определенную защитную функцию. Охранялись и лицензировались библиотеки шрифтов для фотонаборных машин (фирма Visual Graphics Corp.).
Защита шрифтов как вида интеллектуальной собственности оформляется и поддерживается практически всеми фирмамиразработчиками. B качестве примера приведем одну из крупнейших фирм-разработчиков - International Typeface Corp. (ITC). Потребитель приобретает соответствующую лицензию у фирмы-разработчика и, в зависимости от объема приобретенных прав, начинает или собственно использование шрифтов, или их продажу. Впервые правовые нормы в области охраны интеллектуальной собственности в России были введены императором Александром I в Манифесте «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах»
(17.07.1812).
Эти объекты охранялись в режиме регистрации, причем права на привилегию включали как право использования и распоряжения, так и право владения, т. е. право преследовать судом всякие подделки и взыскивать с нарушителя понесенные убытки.
Шрифты в дореволюционной России являлись объектом интеллектуальной собственности. Ha оригинальный и новый шрифт выдавалась привилегия на изобретение - документ, удостоверяющий признание предложения изобретением со всеми вытекающими правами: авторство, приоритет, исключительное право использования.
Так например, словолитни (предприятия по разработке и выпуску шрифтов из типографского сплава для высокой печати) Г.Бертольда (С.-Петербург - Москва), Б.Кребса ( С.-Петербург и Франкфурт на Майне), О.И.Лемана (С.-Петербург - Москва), Императорская типография Академии наук (С.-Петербург) и другие защищали свои шрифты и указывали в каталогах правовой статус шрифта
(Рисунок 10.1).
После октябрьской революции все законодательные акты России были отменены. Возник правовой вакуум в области охраны объектов интеллектуальной собственности.
После создания в 1955 г. Комитета по делам изобретений и открытий при CM CCCP и разработки ряда законодательных актов, пре-
- 255 -
дусматривающих правовую охрану некоторых видов интеллектуальной собственности, шрифты не стали объектом защиты по патентному праву. Комитет не регистрировал не только типографские шрифты, но и иные объекты, предназначенные для произведений печати.
Рисунок 10.1 Часть заявочного листа "Акционерного общества Словолитня О.И.Лемана" на шрифт Романовский. Слова "Оригинал словолитни" и "Рисунок заявлен" указывают на правовой статус шрифта
Теоретически шрифты, как объект интеллектуальной собственности, могут быть объектом защиты не только патентным, но и авторским правом.
Авторское право по определению распространяется на произведения науки, литературы или искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, существующие в какой-либо объективной форме, в т. ч. в виде изображения (рисунка).
Однако представляется целесообразным охранять авторским правом лишь рисованные шрифты, не предназначенные для тиражирования.
B то же время шрифты, воспроизведенные в форме, позволяющей их тиражирование (матрицы, изображения на пленке для фотонабора, цифровой набор), относятся к патентному праву.
Наборные шрифты, как объект интеллектуальной собственности, несомненно, подпадают под промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образ-
- 256 -
цы и некоторые другие объекты), охраняемые патентами на промышленные образцы.
Несмотря на то, что в основе наших законов об охране интеллектуальной собственности лежит признание права на последнюю безотносительно формальных процедур регистрации, практика показывает, что уважение к правам в нашей стране прямо пропорционально количеству сопровождающих их бумаг, отмеченных печатями и лентами. И тут гарантом защиты прав скорее служит патент.
B связи с этим в 60-х годах по инициативе сотрудников патентной службы и отдела наборных шрифтов ВНИИполиграфмаша, сосредоточившего все работы по созданию новых шрифтов в CCCP, в нашей стране была восстановлена правовая охрана наборных шрифтов, как объекта промышленной собственности.
Начало 70-х годов ознаменовалось серией защит наборных шрифтов авторскими свидетельствами. Шрифты защищали картографы, полиграфисты, среди разработчиков шрифтов была и редакция газеты «Известия».
Однако авторское свидетельство, удостоверяя авторство изобретателя, предусматривало передачу государству исключительного права на изобретение. Только государство было вправе распоряжаться изобретением и получать прибыль от его использования.
Рыночные отношения потребовали нового правового обеспечения охраны объектов промышленной собственности, в частности, наборных шрифтов.
Принятый в России 23 сентября 1993 года Патентный закон Российской Федерации направлен на поддержание баланса интересов изобретателей, дизайнеров, предпринимателей и всего общества в целом. Впервые после кратковременного периода НЭПа в России существуют законы, наделяющие исключительными правами на объекты промышленной собственности не государство, а хозяйствующие субъекты, т. е. физические и юридические лица.
B результате на других принципах решаются вопросы авторского вознаграждения, интеллектуальная собственность становится товаром.
По Патентному закону РФ наборные шрифты подпадают под ка-
тегорию промышленных образцов.
K промышленному образцу относится художественноконструкторское решение, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым.
Новым и оригинальным может быть и рисунок шрифта, выполненный художником для узких целей и тиражируемый лишь при копировании оригинала. И только наборный шрифт, представленный в ви-
- 257 -