Файл: «Оборотные активы предприятия (на примере ООО НПЦ «Феникс и Партнер»)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Один из основных факторов, который оказывает влияние на принятие тех или иных решений в отношении активов, - это инфляция. К примеру, если ожидается резкий рост цен на сырье, то оправдано создание завышенных запасов при условии, что инфляция будет значительно выше затрат на хранение.

Продукция некоторых компаний в силу различных причин подвержена сезонному росту и спаду продаж. Для удовлетворения спроса компания вынуждена накапливать товарные запасы на складах перед началом сезона за счет увеличения кредиторской задолженности перед поставщиками сырья и расширять складские площади. В период падения спроса растет дебиторская задолженность клиентов.

В условиях жесткой конкуренции, для того чтобы удержать клиентов и завоевать большую долю рынка, компании стараются предоставить большую отсрочку платежа своим клиентам, создать такие условия, чтобы на складе всегда был товар, который может потребоваться покупателю, и т. д. Если компания-монополист и имеет возможность диктовать свои условия, то она идет на сокращение сроков кредитования и ограничивает ассортимент товарами, на которые наибольший спрос. В первом случае компания вынуждена создавать большие оборотные активы, а во втором имеет возможность значительно сократить их объем.

Процесс планирования оборотных активов предполагает утверждение политики по управлению оборотными активами, оценку потребности и анализ эффективности разработанных планов. От того, какая политика будет реализовываться по каждой из категорий активов (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства), будут зависеть сроки и объемы продукции, предоставляемой в рассрочку, размер минимально допустимого остатка запасов и т. д[5].

Выделяют три основных подхода к управлению оборотными активами компании: консервативный, умеренный и агрессивный[6]. Основные принципы каждого из перечисленных подходов представлены в таблице 1.2

Политика управления оборотными активами определяет, насколько предприятие готово пойти на риск возникновения убытков, связанный с нехваткой той или иной категории оборотных активов. Это может быть риск простоев производства из-за нехватки сырья и материалов, риск убытков, вызванных просроченной дебиторской задолженностью. Для того чтобы правильно оценить подобные риски, нужно учитывать нарушения договорных отношений как поставщиками, так и покупателями. Компенсировать эти риски можно за счет создания страховых резервов. Политика управления оборотными активами компании в первую очередь позволяет определить, каковы должны быть эти резервы. В зависимости от принятой политики управления оборотными активами математически обоснованное значение страхового запаса может быть увеличено или уменьшено.


Таблица 2
Подходы к управлению оборотными активами

Подход

Реализация на практике

Соотношение доходности и риска

Запасы

Консерватив-ный

Формирование завышенного объема страховых и резервных запасов на случай перебоев с поставками и прочих форс-мажорных обстоятельств

Большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота, как следствие, - снижение доходности. Уровень риска остановки производства - минимальный

Умеренный

Формирование резервов на случай типовых сбоев

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивный

Минимум запасов, поставки «точно в срок»

Максимальная доходность, но малейшие сбои грозят остановкой (задержкой) производства

Дебиторская задолженность

Консерватив-ный

Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами

Минимальные потери от образования безнадежной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики

Умеренный

Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивный

Большая отсрочка, гибкая политика кредитования

Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности

Денежные средства

Консерватив-ный

Хранение большого страхового остатка денежных средств на счетах

Возможность вовремя совершать планируемые платежи даже при временных проблемах с инкассацией может привести к их обесценению

Умеренный

Формирование сравнительно небольших страховых резервов, инвестирование только в самые надежные ценные бумаги

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивный

Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги

Предприятие рискует не расплатиться по срочным обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного финансирования

Результатом разработки политики компании в области управления оборотными активами должно стать определение максимально допустимых сроков предоставления коммерческого кредита, лимитов по коммерческим кредитам, а также базовых условий работы с поставщиками и подрядчиками (условия поставки и оплаты).


После того как определены базовые условия формирования оборотных активов, нужно оценить потребность в них.

На практике потребность в оборотных активах чаще всего рассчитывается как процент от объема продаж. Значение процента по каждой категории активов (запасам, дебиторской задолженности) устанавливается на основании статистических данных за прошедшие периоды. Этот метод позволяет получать достаточно точные результаты при стабильном развитии рынка и отсутствии изменений в условиях кредитования клиентов и работы с поставщиками.

Для того чтобы оценить потребность в оборотных активах предложенным способом, нужно выполнить следующие шаги:

- составить бюджет производства и на его основе определить дневную потребность в сырье и материалах;

- на основании принятых лимитов дебиторской задолженности (максимально разрешенный в компании объем отгрузки и период кредитования) оценить, на какую сумму товар ежедневно отгружается с рассрочкой платежа;

- период оборота дебиторской задолженности принять равным периоду отсрочки платежа, установленному в типовом договоре компании. Период отсрочки в договоре определить в соответствии с принятой политикой управления оборотными активами;

- период оборота запасов установить равным периоду от момента оплаты товара поставщиком до момента получения денежных средств за отгруженную продукцию[7].

Можно порекомендовать сопоставлять результаты планирования оборотных активов с текущей ситуацией. Это позволит определить недостающие или избыточные категории активов, то есть выявить резервы и узкие места компании.

В качестве основных критериев оценки эффективности, как правило, используются показатели «чистые оборотные активы» и «рентабельность активов». Размер чистого оборотного капитала определяется как разница между оборотными активами компании и краткосрочными пассивами. Основная задача - минимизировать объем чистого оборотного капитала. Если чистый оборотный капитал компании больше нуля, значит, для финансирования оборотных активов были использованы собственные средства компании, которые всегда значительно дороже привлеченных. Оптимальным можно считать вариант, когда чистый оборотный капитал равен нулю, то есть оборотные активы полностью финансируются за счет привлеченных краткосрочных средств.

Показатель рентабельности позволяет получить комплексную оценку эффективности использования оборотных активов компании. Как правило, рентабельность оборотных активов выделяется как один из ключевых показателей деятельности предприятия, для которого устанавливается целевое значение. Расчет показателя рентабельности оборотных активов выполняется по формуле:


Рентабельность оборотных активов (в %) = Рентабельность продаж (в %) х Оборачиваемость текущих (оборотных) активов = Операционная прибыль : Средняя величина оборотных активов[8].

Этот показатель позволяет комплексно оценивать эффективность использования оборотных активов компании, а также определять причины возникших расхождений плановых и фактических результатов.

Если по итогам оценки эффективности запланированного объема оборотных активов получено неудовлетворительное значение чистых оборотных активов или рентабельность оборотных активов не соответствует заданному целевому значению, в политику управления оборотными активами вносятся необходимые коррективы. К примеру, могут быть пересмотрены сроки кредитования покупателей, условия работы с поставщиками и т. д. После этого заново оцениваются потребность в оборотных активах и эффективность сформированных планов.

Итогом работы по планированию оборотных активов компании должно стать определение объемов и структуры оборотных активов в разрезе дебиторской задолженности, запасов и денежных средств.

1.2. Задачи и этапы анализа управления оборотными активами

В рыночных условиях стабильность положения хозяйствующего субъекта в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономного использования всех видов ресурсов в целях снижения затрат.

При этом экономический анализ позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по развитию организации, выявлению имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли.

В условиях рыночной экономики необходимо владеть новейшими методами экономического анализа, правильно пользоваться экономической информацией при проведении анализа; более эффективно применять инструменты анализа на практике; правильно давать оценку финансовой устойчивости и платежной способности организации.

Основной целью анализа оборотных активов предприятия является определение уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.

На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием, - темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.


На второй стадии анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов - запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; текущей дебиторской задолженности; остатков денежных активов и их эквивалентов. В процессе этой стадии анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого их этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

На третьей стадии анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы. Этот анализ проводится с использованием показателей - коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

Продолжительность 1 оборота всех оборотных активов в днях за год
(360дней) Дни

= (средние остатки оборотных активов / выручка от продаж) х 360,

где средняя величина остатков = (остатки на начало года + остатки на конец года)/2.

Так же определяется сумма высвобожденных из оборота средств за счет ускорения оборачиваемости или вовлеченных в оборот за счет замедления оборачиваемости:
Эуо = (До - Дп) х (Sотч / 360),

где До - оборот в днях отчетного периода, Дп - оборот в днях прошлого периода, S – выручка отчетного периода[9].

На четвертой стадии анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид:

где Роа - рентабельность оборотных активов;

Pрп - рентабельность реализации продукции;

Ооа - оборачиваемость оборотных активов[10].

На пятой стадии анализа проводится анализ отдельных видов оборотных активов: запасов, дебиторской задолженности, денежных средств.

Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде и осуществить выбор политики формирования оборотных активов предприятия. Такая политика должна отражать общую философию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.