Файл: «Оборотные активы предприятия (на примере ООО НПЦ «Феникс и Партнер»)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ денежных потоков выявил положительные тенденции так, увеличение объема денежных средств сопровождается ростом величины текущих обязательств. Кроме того, наблюдается положительный приток денежных средств от текущей деятельности, то есть возросла величина наиболее стабильного источника погашения внешних обязательств. С учетом того, что в прошедшем году предприятие так же изыскало средства для погашения кредита, в будущем возможно появление свободных денежных средств, которые могут быть направлены на инвестиционную деятельность, исследовательскую работу по внедрению новой технологии окраски. Анализ притока и оттока денежных средств свидетельствует об укреплении финансовой стабильности компании, расширении бизнеса.

При анализе дебиторской задолженности так же наблюдаются тенденции роста ликвидности предприятия, ввиду незначительнсти доли просроченной задолженности на фоне увеличения ее доли в общей сумме оборотных активов и росте выручки от реализации. Однако, сравнивая фактическую дебиторскую задолженность с размером допустимой величины, наблюдаем значительное ее превышение. То есть, с одной стороны компания ведет успешную политику по предоставлению коммерческих кредитов, что способствует росту кредитоспособности, увеличению объемов реализации выполненных работ, с другой стороны, отвлекаются средства из производственного процесса, что в свою очередь отрицательно сказывается на финансовых результатах.

Рассматривая структуру запасов, можно наблюдать рост по показателям материальных запасов и затрат в незавершенном производстве, что в условиях роста числа заказов и объема реализации положительно характеризует деятельность предприятия.

Снижение материалоемкости выполняемых работ за счет большего увеличения объема выполненных работ по сравнению с ростом материальных затрат, свидетельствует о более экономном использовании материалов в результате внедрения компанией новых технологий окраски. Наряду с планированием заказа, экономия материальных затрат влечет высвобождение ресурсов, возможность дополнительного выпуска продукции и получения прибыли.

Таки образом, на основе анализа оборотных активов, ООО НПЦ «Феникс и Партнер» можно охарактеризовать как стабильное, прибыльное, ликвидное, динамично развивающееся предприятие. Отклонение некоторых показателей от оптимального уровня обусловлено в большей степени тем, что предприятие только начинает свою деятельность, налаживая производство, сбыт, снабжение. Тем не менее, политика управления оборотными активами нуждается в некоторой корректировке, которая поможет дальнейшей стабилизации компании.


3.2. Пути совершенствования политики управления оборотными активами

Как уже было отмечено выше, управление оборотными активами играет значительную роль в развитии компании, стабилизации финансового положения, росте конкурентоспособности. Поэтому формирование грамотной политики управления данным видом активов должно стать первостепенной задачей.

В ходе анализа оборотных активов ООО НПЦ «Феникс и Партнер» было отмечено замедление оборачиваемости по всем видам оборотных активов. Поэтому необходимо выделить основные пути ускорения оборачиваемости капитала: сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.); улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах; ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов; сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности; повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т.п.).

Значительные резервы повышения эффективности и использования оборотных средств находятся непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится, прежде всего, к производственным запасам. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения; оптимального выбора поставщиков; налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается: путем совершенствования организации производства; улучшением применяемой техники и технологии; совершенствования использования основных фондов (прежде всего их активной части); экономии по всем статьям оборотных средств; совершенствование организации производства и труда. Управление запасами призвано обеспечить бесперебойную работу предприятия. Поэтому начинать этот процесс следует с того, что все материальные ресурсы, используемые в производстве, разделить на три группы по степени их важности.


К первой группе наиболее важных ресурсов относятся материалы, используемые при производстве. Для управления запасами первой группы следует применять наиболее сложные методы, тщательно отслеживать обороты, статистику и повышать точность расчетов. Именно для этих запасов нужно точно рассчитать оптимальный размер заказов и точку перезаказа что позволит сократить суммарные затраты на хранение и на размещение заказа.

Вторая группа — ресурсы, отсутствие которых негативно скажется на производственном процессе, но не вызовет его остановки: в основном это горюче-смазочные материалы, а также запчасти для ремонта техники и оборудования. Для второй группы можно применять те же методы, что и для первой, но используя более простые расчеты.

Третья группа — все остальные ресурсы, которые приобретаются по необходимости и практически не оказывают влияния на производственный процесс. Запасы третьей группы можно отслеживать реже, создавая страховой запас в разумных пределах, чтобы они постоянно были на складе.

После того как запасы разделены на группы, нужно определить потребность в ресурсах по каждой из этих групп. При этом точность планирования зависит от группы, для которой оно проводится. Очевидно, что наибольшее внимание нужно уделять первой группе.

Потребность в материалах и сроки поставки во многом зависят от поведения покупателей (колебания спроса) и поставщиков (нарушение сроков поставки). Неопределенность потребности и времени поставки приводит к тому, что возникает вероятность дефицита запасов и, как следствие, вероятность убытков в результате простоя, потери части платежеспособного спроса, а также вследствие приобретения необходимых материалов (товаров) на менее выгодных условиях.

Создавая систему управления запасами, одно из первых мест занимает обучение персонала.

Затем следует создать систему отчетности (классификаторы, форматы отчетов, порядок их формирования и представления), без которой невозможны разработка каких-то нормативов и их последующий контроль.

Далее разрабатываются нормативы, определяется оптимальный заказ.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).


В целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:

  • оценивать финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;
  • предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты;
  • планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;
  • для реализации перечисленных правил на практике необходимо создание регламента, досконально описывающего весь процесс управления и содержащего информацию о правах и обязанностях сотрудников, вовлеченных в процесс управления.

Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара.

Неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников компании, вовлеченных в процесс.

Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности.

Для успешного управления просроченной дебиторской задолженностью необходимо регламентировать процесс внутренними документами и создать для персонала компании условия, позволяющие следовать данному регламенту. Должен быть формализован подход к работе с каждым клиентом, налажен документооборот, назначены ответственные и утверждены их права и обязанности, а также полномочия для решения нетипичных проблем.

И один из эффективных инструментов расширения рынка сбыта — отгрузка товаров с рассрочкой (коммерческое кредитование). Наиболее значимые показатели, которые регламентируются кредитной политикой, — это предоставляемые скидки (бонусы), срок и допустимый объем предоставляемого коммерческого кредита.

Можно рекомендовать предприятию использование вексельных форм расчетов, использование механизма взаимозачетов, чтобы снизить объемы дебиторской задолженности. Кроме того, это позволит ускорить оборот ресурсов предприятия.


Кроме этого, компания должна уделить внимание выбору эффективных форм регулирования среднего остатка денежных активов. Такое регулирование проводится с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия, а также с целью уменьшения расчетной максимальной и средней потребности в остатках денежных активов.

Основным методом регулирования среднего остатка денежных активов является корректировка потока предстоящих платежей (перенос срока отдельных платежей по заблаговременному согласованию с контрагентами).

С целью обеспечения рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов необходима разработка системы мероприятий по минимизации уровня потерь альтернативного дохода в процессе их хранения и противоинфляционной защиты.

Важным направлением совершенствования политики управления денежными запасами выступает построение эффективных систем контроля за денежными активами предприятия. Объектом такого контроля являются совокупный уровень остатка денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия, а также уровень эффективности сформированного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций - эквивалентов денежных средств предприятия.

Заключение

В завершении работы сделаем заключительные выводы:

1Анализ управления оборотными активами необходим для определения уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявления резервов повышения эффективности их функционирования. Как правило, данный анализ поводится на основе оценки отчетности предприятия, либо данных управленческого учета. Результаты данного анализа в первую очередь необходимы финансовому менеджеру и руководству самого предприятия для принятия управленческих решений, во-вторых, для сторонних пользователей, желающих оценить инвестиционную привлекательность и кредитоспособность предприятия.

2. Анализ управления оборотными активами состоит из нескольких этапов.

На первом из них проводится анализ баланса и иных форм отчетности: рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием, динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия, динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов

На втором этапе изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы. Этот анализ проводится с использованием показателей - коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. Коэффициенты сравниваются в динамике, сравниваются. Кроме того, можно провести факторный анализ коэффициентов. Так же определяется сумма высвобожденных из оборота средств за счет ускорения оборачиваемости или вовлеченных в оборот за счет замедления оборачиваемости.