ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 1013

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жесты-«укрытия», заботы или защиты (загородить спиной, ве­ сти, взяв за руку, стоять руки в стороны), обеденные жесты, некоторые виды касаний и ряд других.

Замечание. На самом деле полная классификация по признаку «возраст» (да и по другим параметрам тоже) должна была бы учиты­ вать наличие диалогического партнера. Имеются русские жесты, ко­ торые взрослые исполняют только по отношению ко взрослым (тако­ вы, например, «неприличные» жесты), жесты, которые взрослый обращает исключительно к детям (типа жеста «покачать указательным пальцем» со значением «нет» или «не делай этого»), или жесты типа японского «указательный палец у виска», который обозначает «он су­ масшедший» и который исполняется взрослыми при обращении к де­ тям или детьми друг к другу (см. Кальбрис 1990, с. 35), жесты толь­ ко детей, обращенные к детям (ср. жест «экспрессивная фига») и т.п., но мне неизвестно, например, существуют ли в какой-нибудь жесто­ вой культуре кинемы, которые дети исполняют регулярно и только в отношении взрослых (впрочем, быть может, таковым является жест «возьми меня на ручки», когда младенец протягивает к взрослому руки, чтобы тот взял его на руки).

9.5. Мужские и женские жесты

Хорошо известно, что параязыковое невербальное поведе­ ние женщин отличается от аналогичного поведения мужчин (см. об этом хотя бы сборник статей Майо, Хенли 1981 или книгу Кей 1996, в особенности гл. И «Nonverbal, extra-linguistic messages», с. 101—111). Достаточно упомянуть особые мужс­ кие и женские голоса (см. о них в гл. 4), различные у мужчин и женщин голосовые приемы выражения эмоций или такое невербальное интерактивное поведение, как молчание, кото­ рое, как уже говорилось ранее, у некоторых народов, населя­ ющих Австралию, например варлпири, закреплено за вдовами, но не за вдовцами. А поскольку жестовые движения, как и паралингвистические категории, имеют явно выраженную био­ логическую основу (хотя, разумеется, общество и культура могут существенным образом изменить влияние биологических факторов), релевантность противопоставления мужских и жен­ ских жестов в кинетической системе любого языка априори столь же очевидна.

Встатье «Мужское и женское в жестовой коммуникации»

Р.Бирдвистел выделил и описал типологически и социально значимые противопоставления по полу, или гендерные разли­


чия, имеющие место в жестовых системах американских куль­ тур. Так, он пишет: «Мои занятия кинесикой привели меня к выводу о том, что у человека, а возможно, и у некоторых других биологических видов <...> с необходимостью проявляются по­ ловые различия, которые обнаруживают себя в позах, тело­ движениях и в выражениях лица» (Бирдвистел 1970, с. 42).

Несовпадения мужских и женских телодвижений и поз осо­ бенно заметны в углах наклона корпуса тела и в положении таза, что проявляется главным образом в походке и позах (см. по­ дробный обзор работ, описывающих особенности телодвиже­ ний и поз женщин и мужчин, в статье Вругт, Керкстра 1984, а также работы Волбот 1982; Риджио, Фридман 1986). Впро­ чем, следует сказать, что эти работы, как и многие другие не­ вербальные исследования, не носят компаративный характер и не учитывают возможные межкультурные различия в невер­ бальном гендерном поведении людей. Так, утверждается, в ча­ стности, что мужчины в сидячей позе чаще, чем женщины, отклоняются назад (Клейн 1984), что, например, для русских мужчин, по моим наблюдениям, не очень характерно.

Более тонкой и трудноуловимой является разница в движе­ ниях глаз и век. Тем не менее, как отмечается в Бирдвистел 1970, с. 44 и след., информанты обычно точно описывают поведение глаз и век как мужское или женское, не видя цели­ ком человека, а видя одни лишь глаза. Иными словами, для правильной квалификации глазного поведения как мужского или как женского людям вовсе не обязательно видеть тело че­ ловека.

Тщательные наблюдения и измерения позволили устано­ вить, что структурные элементы собственно глазного и околоорбитного поведения тесно взаимосвязаны. Например, когда у человека глаза закрыты, движения зрачков не бывает. Муж­ чины, испытывающие боль или страдания, относительно бы­ стро закрывают и открывают веки, так что невооруженным глазом эти движения глаз заметить не так-то легко; женщинам же такое поведение, вообще говоря, не свойственно (Аржиль 1967). Английский психолог, специалист в области кинесики и окулесики М. Аржиль попытался описать типовые програм­ мы мужского и женского глазного поведения, точнее, модели движения глаз, присущие англичанам — мужчинам и женщи­ нам (см. Аржиль 1967; Аржиль, Ингам 1972), однако серьез­ ная работа по созданию моделей и правил глазного поведения еще только начинается; пока еще, как кажется, накоплено и обработано слишком мало материала для каких-либо теорий и действующих моделей обобщающего характера. Ниже, в гла­


ве 6, мы подробно остановимся на отдельных особенностях рус­ ского глазного поведения и укажем ряд существенных призна­ ков мужского и женского глазного поведения, свойственных русской культуре, а также те смыслы, которые при таком по­ ведении выражаются. После чего мы обсудим вопрос о том, являются ли подобные фрагменты модели глазного поведения национально-специфичными или универсальными.

Помимо очевидных расхождений в форме реализации од­ них и тех же жестов различными оказываются также некоторые мужские и женские невербальные формы выражения одного и того же смысла в пределах данного жестового языка. Напри­ мер, выражая смысл «смущение», русские мужчины чаще по­ тирают рукой подбородок или нос, а женщины потирают щеки или область непосредственно перед шеей. Различия по полу, отражаемые в невербальном поведении, привели к тому, что отдельные жесты и даже целые стили невербального поведения стали оцениваться как (более) женские и, соответственно, (более) мужские, независимо от реального пола их исполни­ теля. Больше того, для ряда культур были составлены специ­ альные таблицы соответствующих форм и типов мужского и женского поведения, присущих носителям данной культуры (см. Барлоу и др. 1979; Перкинс 1986).

Существуют мужские позы, мужские жесты рук и мужская походка. Мужскими являются такие русские позы и жесты, как сидеть, развалясь в кресле; стоять, широко раздвинув ноги; че­ сать в затылке; потирать руки; стукнуть кулаком по столу, раз­ личные обсценные жесты. Примерами мужских жестов служат также обращенный к мужчине (см. замечание в конце преды­ дущего раздела) иконический знак, изображающий контур женской фигуры, и кинема погладить бороду или — для тех мужчин, у которых нет бороды, — потирать челюсть (подборо­ док). См. — А теперь что, босс? — спросила она. — Я думаю об этом, — сказал я и потер челюсть, дабы доказать это (Г Гар­ рисон. «Крыса из нержавеющей стали»).

Замечание. Все сказанное относительно противопоставления муж­ ских и женских жестов совсем не означает, что мужчины вообще не могут исполнять некоторые женские жесты (или наоборот), просто такое невербальное поведение не является для мужчин нормативным и стереотипным.

Женский стиль кинетического поведения тоже отражается в особых позах, походке и жестах, таких как поправить воло­ сы; чуть наклонить голову; сидеть, сомкнув колени; ходить, по­


качивая бедрами. О женских испанских жестах любви см. ин­ тересную работу Бейнауэр 1934. Известный специалист в об­ ласти кинесики Э. Монтегю в связи с половыми различиями в жестовом поведении пишет: «<...> возможно, самый извест­ ный в западной культуре мужской жест — это почесывание в затылке. Женщины так себя обычно не ведут» (Монтегю 1971, с. 207).

Половые различия в употреблениях собственно жестов осо­ бенно заметны. В случае умственного затруднения или недо­ умения мужчины разных географических и культурных регио­ нов потирают рукой подбородок или чуть тянут вниз мочки ушей, трут лоб, щеки или тыльную сторону шеи. Находящи­ еся в тех же самых интеллектуальных и психологических состо­ яниях женщины пользуются совсем другими жестами. На­ пример, они, «несколько приоткрыв рот, прикладывают указательный палец к нижним передним зубам либо пристав­ ляют его к подбородку» (Монтегю 1971, с. 208). Китайские мужчины, приветствуя другого на расстоянии, машут обычно вытянутой рукой, что китайским женщинам не свойственно: выполняя то же движение, они держат руку близко к телу (Сте­ фенсон и др. 1993, с. 237—238). Адам Кендон вместе с Энд­ рю Фербером выделяют пять положений головы, свойственных людям разных национальностей и культур во время приветствий:

(а) прямая (ненаклоненная) голова; (б) голова, несколько наклоненная вперед; (в) голова, несколько откинутая назад;

(г) голова, чуть приподнятая и наклоненная в сторону; (д) выд­ винутый вперед подбородок. По их мнению, мужчины отдают предпочтение первому и последнему положениям с прямой головой (27 из записанных на видео 35 приветствий), тогда как женщины больше по сравнению с мужчинами наклоняли го­ лову в сторону (18 из 20), причем в особенности наклон голо­ вы был заметен во встречах женщин с мужчинами (Кендон, Фербер 1973, с. 593 и след.).

Наиболее выражены различия по полу в тех ситуациях об­ щения мужчин и женщин, в которых особое значение имеют социальные и интерактивные кинетические переменные, такие как статус, роль, мотивация, психотип личности, норматив­ ные ожидания, установки, преференции и др. Положение женщины в обществе, существующие стереотипные представ­ ления, касающиеся ее невербального поведения, стремление избежать санкций за девиантное жестовое поведение (за не «ту позу», «неприличные жесты», «вызывающие взгляды» и т.п.), а отсюда нередко заметная скованность и несвобода в движе­

ниях — все эти факторы очень сложным образом взаимодейству­ ют со значениями указанных переменных. Так, невербальное поведение в диалоге с мужчиной женщины-«начальницы», вообще говоря, иное, чем женщины-«подчиненной», а невер­ бальные стратегия и тактика «просительницы», стремящейся во что бы то ни стало достичь поставленной цели, например уго­ ворить мужчину-врача положить ее старенькую маму в больни­ цу (сильная мотивация), совсем другие, чем «просительницы», протежирующей постороннему человеку (слабая мотивация). Подобные различия в поведении (позы, жесты, мимика) впол­ не осознаются людьми, что, в частности, прекрасно продемон­ стрировали ролевые диалогические игры, время от времени проводимые мной на ежегодном семинаре по невербальной семиотике в Институте лингвистики РГГУ.

Наличие гендерных расхождений в жестах и невербальном поведении характерно для самых разных культур. Вот несколько письменных свидетельств этому: англо-саксонская культура:

Я хочу, чтобы мужчины мной восхищались, но этому учишься в школе повела глазами, понизила голос, коснулась плеча. Если они [мужчины. — Г. К.) думают, что ты от них в восторге, они будут в восторге от твоего вкуса, будут восхищаться, и хоть на время покажется, что в тебе есть что-то хорошее (Г. Грин); русская культура: Он уснул около двух, часа в четыре проснулся и по-мужски положил руку мне на плечо: он понял, что я сразу повернусь к нему (В. Маркова); австрийская культура: Однажды в училище поступил молодой князь /!, отпрыск одного из самых влиятельных, старинных и консервативных дворянских родов империи. Все находили его кроткие глаза пошлыми и жеманными; над его манерой стоя выпячивать одно бедро и при разговоре мед­ ленно играть пальцами они смеялись, как над бабьей {Р. Музиль).

9.6. Жесты с адапторами и жесты без адаптеров

На основе введенного ранее противопоставления свободных и связанных жестовых форм естественно выделить жесты без адаптеров и жесты с адапторами. Русские жесты без адапте­ ров — это махнуть рукой, показать пальцем, подмигнуть, поза стоять смирно и многие другие. Адапторы тела присутствуют, например, в жестах похлопать по плечу (адаптор тела — плечо адресата, а также звук от хлопка) и аплодисменты (адаптор тела — руки аплодирующего; ср. рукоплескания). В жестах хло­ пать дверью и стучать кулаком по столу участвуют адапторы-


объекты — соответственно, дверь и стол, а во втором жесте присутствует и адаптор тела — кулак. Все это примеры жестов

садапторами.

ВДревней Руси существовал жест бить челом, содержащий адаптор тела — чело. Били челом в знак высшего почтения перед адресатом. Этот жест имеет следующее физическое опи­ сание: «низко кланяться, касаясь лбом земли или пола» (ср. такое, сегодня явно негативно оцениваемое поведение человека как низкопоклонство), откуда, кстати, извлекается информа­ ция о наличии адаптора-объекта «земля/пол». У данного жес­ та были особые контексты употребления и прагматика. Били челом, приветствуя знатных и уважаемых людей, то есть жест использовался как этикетный, или же обращаясь к адресату с почтительной просьбой; в последнем случае бить челом высту­ пал как общекоммуникативный жест (об общекоммуникатив­ ных, в том числе этикетных, жестах см. ниже).

На Руси били челом также, низко кланяясь царю или его приближенным, когда подавали заявления с просьбами или вручали жалобы, так называемые челобитные.

ВXVIII веке, после реформы Петра I, обычай бить челом

постепенно начал забываться, жест бить челом выходит из упо­ требления, а языковое выражение бить челом получает пере­ носное значение. В современном языке высказывание X бьет челом перед Y-м указывает на «нижайшую» просьбу Х-а к Y-y и подчеркивает зависимое положение просящего. Предикат бить челом, таким образом, задает ограничения социального харак­ тера на переменные X и Y, а именно ранг (социальный статус) Х-а должен быть меньше ранга Y-a.

Хотя название адаптера чаще всего содержится в номинации жеста, бывает, что слово, которое обозначало бы адаптор, в названии жеста отсутствует, как, например, отсутствует имя адаптора-объекта в жесте бить челом (при том, что адаптор тела в названии жеста присутствует). Во всех подобных случаях отне­ сение жестовой формы к разряду связанных должно определять­ ся путем более глубокого ее анализа. В частности, соответству­ ющая информация, как мы видели, может извлекаться из физического описания жеста; кроме того, ее иногда можно получить из его толкования. В обоих случаях такие адаптеры уместно назвать скрытыми; например, в описании жеста бить челом адаптор земля/пол является скрытым. Поскольку сведе­ ния о том, как выполняется жест и что он означает, должны присутствовать в каждом мало-мальски приемлемом его описа­ нии, скрытые адаптеры становятся явными.