ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 1013
Скачиваний: 2
жесты-«укрытия», заботы или защиты (загородить спиной, ве сти, взяв за руку, стоять руки в стороны), обеденные жесты, некоторые виды касаний и ряд других.
Замечание. На самом деле полная классификация по признаку «возраст» (да и по другим параметрам тоже) должна была бы учиты вать наличие диалогического партнера. Имеются русские жесты, ко торые взрослые исполняют только по отношению ко взрослым (тако вы, например, «неприличные» жесты), жесты, которые взрослый обращает исключительно к детям (типа жеста «покачать указательным пальцем» со значением «нет» или «не делай этого»), или жесты типа японского «указательный палец у виска», который обозначает «он су масшедший» и который исполняется взрослыми при обращении к де тям или детьми друг к другу (см. Кальбрис 1990, с. 35), жесты толь ко детей, обращенные к детям (ср. жест «экспрессивная фига») и т.п., но мне неизвестно, например, существуют ли в какой-нибудь жесто вой культуре кинемы, которые дети исполняют регулярно и только в отношении взрослых (впрочем, быть может, таковым является жест «возьми меня на ручки», когда младенец протягивает к взрослому руки, чтобы тот взял его на руки).
9.5. Мужские и женские жесты
Хорошо известно, что параязыковое невербальное поведе ние женщин отличается от аналогичного поведения мужчин (см. об этом хотя бы сборник статей Майо, Хенли 1981 или книгу Кей 1996, в особенности гл. И «Nonverbal, extra-linguistic messages», с. 101—111). Достаточно упомянуть особые мужс кие и женские голоса (см. о них в гл. 4), различные у мужчин и женщин голосовые приемы выражения эмоций или такое невербальное интерактивное поведение, как молчание, кото рое, как уже говорилось ранее, у некоторых народов, населя ющих Австралию, например варлпири, закреплено за вдовами, но не за вдовцами. А поскольку жестовые движения, как и паралингвистические категории, имеют явно выраженную био логическую основу (хотя, разумеется, общество и культура могут существенным образом изменить влияние биологических факторов), релевантность противопоставления мужских и жен ских жестов в кинетической системе любого языка априори столь же очевидна.
Встатье «Мужское и женское в жестовой коммуникации»
Р.Бирдвистел выделил и описал типологически и социально значимые противопоставления по полу, или гендерные разли
чия, имеющие место в жестовых системах американских куль тур. Так, он пишет: «Мои занятия кинесикой привели меня к выводу о том, что у человека, а возможно, и у некоторых других биологических видов <...> с необходимостью проявляются по ловые различия, которые обнаруживают себя в позах, тело движениях и в выражениях лица» (Бирдвистел 1970, с. 42).
Несовпадения мужских и женских телодвижений и поз осо бенно заметны в углах наклона корпуса тела и в положении таза, что проявляется главным образом в походке и позах (см. по дробный обзор работ, описывающих особенности телодвиже ний и поз женщин и мужчин, в статье Вругт, Керкстра 1984, а также работы Волбот 1982; Риджио, Фридман 1986). Впро чем, следует сказать, что эти работы, как и многие другие не вербальные исследования, не носят компаративный характер и не учитывают возможные межкультурные различия в невер бальном гендерном поведении людей. Так, утверждается, в ча стности, что мужчины в сидячей позе чаще, чем женщины, отклоняются назад (Клейн 1984), что, например, для русских мужчин, по моим наблюдениям, не очень характерно.
Более тонкой и трудноуловимой является разница в движе ниях глаз и век. Тем не менее, как отмечается в Бирдвистел 1970, с. 44 и след., информанты обычно точно описывают поведение глаз и век как мужское или женское, не видя цели ком человека, а видя одни лишь глаза. Иными словами, для правильной квалификации глазного поведения как мужского или как женского людям вовсе не обязательно видеть тело че ловека.
Тщательные наблюдения и измерения позволили устано вить, что структурные элементы собственно глазного и околоорбитного поведения тесно взаимосвязаны. Например, когда у человека глаза закрыты, движения зрачков не бывает. Муж чины, испытывающие боль или страдания, относительно бы стро закрывают и открывают веки, так что невооруженным глазом эти движения глаз заметить не так-то легко; женщинам же такое поведение, вообще говоря, не свойственно (Аржиль 1967). Английский психолог, специалист в области кинесики и окулесики М. Аржиль попытался описать типовые програм мы мужского и женского глазного поведения, точнее, модели движения глаз, присущие англичанам — мужчинам и женщи нам (см. Аржиль 1967; Аржиль, Ингам 1972), однако серьез ная работа по созданию моделей и правил глазного поведения еще только начинается; пока еще, как кажется, накоплено и обработано слишком мало материала для каких-либо теорий и действующих моделей обобщающего характера. Ниже, в гла
ве 6, мы подробно остановимся на отдельных особенностях рус ского глазного поведения и укажем ряд существенных призна ков мужского и женского глазного поведения, свойственных русской культуре, а также те смыслы, которые при таком по ведении выражаются. После чего мы обсудим вопрос о том, являются ли подобные фрагменты модели глазного поведения национально-специфичными или универсальными.
Помимо очевидных расхождений в форме реализации од них и тех же жестов различными оказываются также некоторые мужские и женские невербальные формы выражения одного и того же смысла в пределах данного жестового языка. Напри мер, выражая смысл «смущение», русские мужчины чаще по тирают рукой подбородок или нос, а женщины потирают щеки или область непосредственно перед шеей. Различия по полу, отражаемые в невербальном поведении, привели к тому, что отдельные жесты и даже целые стили невербального поведения стали оцениваться как (более) женские и, соответственно, (более) мужские, независимо от реального пола их исполни теля. Больше того, для ряда культур были составлены специ альные таблицы соответствующих форм и типов мужского и женского поведения, присущих носителям данной культуры (см. Барлоу и др. 1979; Перкинс 1986).
Существуют мужские позы, мужские жесты рук и мужская походка. Мужскими являются такие русские позы и жесты, как сидеть, развалясь в кресле; стоять, широко раздвинув ноги; че сать в затылке; потирать руки; стукнуть кулаком по столу, раз личные обсценные жесты. Примерами мужских жестов служат также обращенный к мужчине (см. замечание в конце преды дущего раздела) иконический знак, изображающий контур женской фигуры, и кинема погладить бороду или — для тех мужчин, у которых нет бороды, — потирать челюсть (подборо док). См. — А теперь что, босс? — спросила она. — Я думаю об этом, — сказал я и потер челюсть, дабы доказать это (Г Гар рисон. «Крыса из нержавеющей стали»).
Замечание. Все сказанное относительно противопоставления муж ских и женских жестов совсем не означает, что мужчины вообще не могут исполнять некоторые женские жесты (или наоборот), просто такое невербальное поведение не является для мужчин нормативным и стереотипным.
Женский стиль кинетического поведения тоже отражается в особых позах, походке и жестах, таких как поправить воло сы; чуть наклонить голову; сидеть, сомкнув колени; ходить, по
качивая бедрами. О женских испанских жестах любви см. ин тересную работу Бейнауэр 1934. Известный специалист в об ласти кинесики Э. Монтегю в связи с половыми различиями в жестовом поведении пишет: «<...> возможно, самый извест ный в западной культуре мужской жест — это почесывание в затылке. Женщины так себя обычно не ведут» (Монтегю 1971, с. 207).
Половые различия в употреблениях собственно жестов осо бенно заметны. В случае умственного затруднения или недо умения мужчины разных географических и культурных регио нов потирают рукой подбородок или чуть тянут вниз мочки ушей, трут лоб, щеки или тыльную сторону шеи. Находящи еся в тех же самых интеллектуальных и психологических состо яниях женщины пользуются совсем другими жестами. На пример, они, «несколько приоткрыв рот, прикладывают указательный палец к нижним передним зубам либо пристав ляют его к подбородку» (Монтегю 1971, с. 208). Китайские мужчины, приветствуя другого на расстоянии, машут обычно вытянутой рукой, что китайским женщинам не свойственно: выполняя то же движение, они держат руку близко к телу (Сте фенсон и др. 1993, с. 237—238). Адам Кендон вместе с Энд рю Фербером выделяют пять положений головы, свойственных людям разных национальностей и культур во время приветствий:
(а) прямая (ненаклоненная) голова; (б) голова, несколько наклоненная вперед; (в) голова, несколько откинутая назад;
(г) голова, чуть приподнятая и наклоненная в сторону; (д) выд винутый вперед подбородок. По их мнению, мужчины отдают предпочтение первому и последнему положениям с прямой головой (27 из записанных на видео 35 приветствий), тогда как женщины больше по сравнению с мужчинами наклоняли го лову в сторону (18 из 20), причем в особенности наклон голо вы был заметен во встречах женщин с мужчинами (Кендон, Фербер 1973, с. 593 и след.).
Наиболее выражены различия по полу в тех ситуациях об щения мужчин и женщин, в которых особое значение имеют социальные и интерактивные кинетические переменные, такие как статус, роль, мотивация, психотип личности, норматив ные ожидания, установки, преференции и др. Положение женщины в обществе, существующие стереотипные представ ления, касающиеся ее невербального поведения, стремление избежать санкций за девиантное жестовое поведение (за не «ту позу», «неприличные жесты», «вызывающие взгляды» и т.п.), а отсюда нередко заметная скованность и несвобода в движе
ниях — все эти факторы очень сложным образом взаимодейству ют со значениями указанных переменных. Так, невербальное поведение в диалоге с мужчиной женщины-«начальницы», вообще говоря, иное, чем женщины-«подчиненной», а невер бальные стратегия и тактика «просительницы», стремящейся во что бы то ни стало достичь поставленной цели, например уго ворить мужчину-врача положить ее старенькую маму в больни цу (сильная мотивация), совсем другие, чем «просительницы», протежирующей постороннему человеку (слабая мотивация). Подобные различия в поведении (позы, жесты, мимика) впол не осознаются людьми, что, в частности, прекрасно продемон стрировали ролевые диалогические игры, время от времени проводимые мной на ежегодном семинаре по невербальной семиотике в Институте лингвистики РГГУ.
Наличие гендерных расхождений в жестах и невербальном поведении характерно для самых разных культур. Вот несколько письменных свидетельств этому: англо-саксонская культура:
Я хочу, чтобы мужчины мной восхищались, но этому учишься в школе — повела глазами, понизила голос, коснулась плеча. Если они [мужчины. — Г. К.) думают, что ты от них в восторге, они будут в восторге от твоего вкуса, будут восхищаться, и хоть на время покажется, что в тебе есть что-то хорошее (Г. Грин); русская культура: Он уснул около двух, часа в четыре проснулся и по-мужски положил руку мне на плечо: он понял, что я сразу повернусь к нему (В. Маркова); австрийская культура: Однажды в училище поступил молодой князь /!, отпрыск одного из самых влиятельных, старинных и консервативных дворянских родов империи. Все находили его кроткие глаза пошлыми и жеманными; над его манерой стоя выпячивать одно бедро и при разговоре мед ленно играть пальцами они смеялись, как над бабьей {Р. Музиль).
9.6. Жесты с адапторами и жесты без адаптеров
На основе введенного ранее противопоставления свободных и связанных жестовых форм естественно выделить жесты без адаптеров и жесты с адапторами. Русские жесты без адапте ров — это махнуть рукой, показать пальцем, подмигнуть, поза стоять смирно и многие другие. Адапторы тела присутствуют, например, в жестах похлопать по плечу (адаптор тела — плечо адресата, а также звук от хлопка) и аплодисменты (адаптор тела — руки аплодирующего; ср. рукоплескания). В жестах хло пать дверью и стучать кулаком по столу участвуют адапторы-
объекты — соответственно, дверь и стол, а во втором жесте присутствует и адаптор тела — кулак. Все это примеры жестов
садапторами.
ВДревней Руси существовал жест бить челом, содержащий адаптор тела — чело. Били челом в знак высшего почтения перед адресатом. Этот жест имеет следующее физическое опи сание: «низко кланяться, касаясь лбом земли или пола» (ср. такое, сегодня явно негативно оцениваемое поведение человека как низкопоклонство), откуда, кстати, извлекается информа ция о наличии адаптора-объекта «земля/пол». У данного жес та были особые контексты употребления и прагматика. Били челом, приветствуя знатных и уважаемых людей, то есть жест использовался как этикетный, или же обращаясь к адресату с почтительной просьбой; в последнем случае бить челом высту пал как общекоммуникативный жест (об общекоммуникатив ных, в том числе этикетных, жестах см. ниже).
На Руси били челом также, низко кланяясь царю или его приближенным, когда подавали заявления с просьбами или вручали жалобы, так называемые челобитные.
ВXVIII веке, после реформы Петра I, обычай бить челом
постепенно начал забываться, жест бить челом выходит из упо требления, а языковое выражение бить челом получает пере носное значение. В современном языке высказывание X бьет челом перед Y-м указывает на «нижайшую» просьбу Х-а к Y-y и подчеркивает зависимое положение просящего. Предикат бить челом, таким образом, задает ограничения социального харак тера на переменные X и Y, а именно ранг (социальный статус) Х-а должен быть меньше ранга Y-a.
Хотя название адаптера чаще всего содержится в номинации жеста, бывает, что слово, которое обозначало бы адаптор, в названии жеста отсутствует, как, например, отсутствует имя адаптора-объекта в жесте бить челом (при том, что адаптор тела в названии жеста присутствует). Во всех подобных случаях отне сение жестовой формы к разряду связанных должно определять ся путем более глубокого ее анализа. В частности, соответству ющая информация, как мы видели, может извлекаться из физического описания жеста; кроме того, ее иногда можно получить из его толкования. В обоих случаях такие адаптеры уместно назвать скрытыми; например, в описании жеста бить челом адаптор земля/пол является скрытым. Поскольку сведе ния о том, как выполняется жест и что он означает, должны присутствовать в каждом мало-мальски приемлемом его описа нии, скрытые адаптеры становятся явными.