ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 942
Скачиваний: 2
земные поклоны», gubdaketou «стоя на коленях, класть земные поклоны», koutoulibai «отбивать глубокие (земные) поклоны на богослужении».
Если на Востоке поклон был бытовым жестом, то в Европе в Средние века поклон был жестом ритуальным, и сфера его употребления была ограничена. Особенно часто поклоны ис полнялись во время торжественных церемоний и судебных про цессов. Например, в средневековых Англии, Франции и Ис пании кланяться два-три раза при подходе к королю или к другому знатному лицу было делом вполне обычным. Первый поклон делался при входе в зал, где король принимал гостей, второй — примерно посредине пути к королю, а третий — не посредственно перед королем; те же действия в обратном по рядке выполнялись и при расставании, при этом не поворачи вались каждый раз спиной к королю, а пятились назад и останавливались только для поклонов. Вот что пишет М. Алданов о придворном французском этикете и устойчивых невер бальных поведенческих стереотипах: Посол попросил разрешения представить его величеству своих сотрудников и назвал их имена и должности. Катаров овладел собой и называл имена даже не много громче, чем полагалось, — обер-гофмаршал только погляды вал на него с приятной усмешкой, которая могла бы сойти за хозяйскую улыбку. Король каждый раз наклонял голову и произно сил несколько любезных слов, по существу, одних и тех же, но без буквальных повторений. Руки он никому, кроме нас, не по дал, — позднее Кангаров узнал, что это считалось знаком небла госклонного приема: король умышленно остался в пределах обяза тельного минимума любезным <... >. По этикету страны посол и его свита должны были отступать к двери, не поворачиваясь спиной к королю (М. Алданов. «Начало конца»).
Во Франции поклоны выполнялись также в суде и на ба лах, где мужчины кланялись женщинам, а в Германии было принято даже специальное обучение подобострастному покло ну, Bückling, который следовало исполнять, например, во время танцев. Обучение поклонам на уроках танцев было до вольно жестким: во время урока учитель мог с силой наклонить голову нерадивого ученика перед особой женского пола. Обу чение подобным этикетным жестам в Германии и в ряде дру гих государств мира входило составной частью в получаемое светское образование.
Общим для всех ритуальных и раболепных поклонов было их неоднократное повторение. Так, люди, приезжавшие в Ки тай на аудиенцию к императору, должны были кланяться ему девять раз (три раза по три поклона). Повтор поклонов мы
предлагаем интерпретировать как способ усиления и подчерки вания тех смыслов, которые передает одинарный поклон.
Впоследствии, главным образом в Европе, вошли в моду взаимные, или симметричные, поклоны — знаки обоюдного уважения, а затем поклоны стали постепенно вытесняться ру копожатиями и исчезать.
В русской культуре бытовой обычный поклон (жест, ныне тоже выходящий из употребления) является знаком вежливо сти и уважения. Не случайно его основная номинация — суще ствительное поклон — выступает в текстах не только в сочета нии с прилагательными низкий или глубокий, подчеркивающими характер исполнения жеста, его физическую реализацию, но и со словами вежливый, уважительный, а глагол поклониться
сопровождается наречиями вежливо, почтительно и т.п., про ясняющими семантику жеста; ср. Старый господин поднял ци линдр и почтительно поклонился императрице (М’ Алданов). В
XIX веке на Руси в среде воспитанных людей было принято пере давать кому-либо поклоны, а не, скажем, приветы (слово при вет означало в то время «приветливость», а сочетание передать привет в его современном смысле вошло в употребление в 20-е годы прошлого столетия). Что же касается глубокого по клона, то сегодня он существует в русской культуре лишь как знак религиозного почитания и преклонения; ср. также Было неудобно встречаться глазами с этими хасидами и цадиками: как встретишься — поклонятся, приветствуя людей побежденных (М. Пришвин).
В русском языке есть и такие выражения, как кланяться в пояс, отвешивать поклон (согласно словарю Даля это «низко кланяться, перегибаясь в поясе»), гнуть спину перед кем-либо,
кланяться в коги или бить земные поклоны, которые передают разную степень наклона спины и обозначают разные поклоны.
Симметричные, исполняемые одинаково обоими участни ками акта коммуникации жестовые формы приветствия — это все коммуникативные знаки, передающие идеи «солидарнос ти» и «мира» (их даже иногда так и называют солидарные при ветствия). Однако русская бытовая кинема стоять, согнувшись перед кем-то, или кланяться, — жест несимметричный. Это знак того, что вы слабее или ниже по рангу: сгибаясь и как бы делая себя меньше, одновременно опуская вниз глаза, вы да ете адресату понять, что у него преимущество. Японский по клон как выражение вежливости и отражение более низкого статуса является жестом смирения, а также указания — через сравнение с общественным положением адресата — на собствен ный социальный статус (Морсбах 1988).
Неправильная интерпретация, вызванная неумением или нежеланием понять и принять во внимание культурные разли чия коммуникативных жестов, приводит к коммуникативным и к более серьезным — этническим, социальным и политичес ким — конфликтам (о жестах разных культур и различиях меж ду ними см. подробнее ниже).
10.1.2. Симптоматические жесты
Симптоматические жесты выражают эмоциональное состо яние жестикулирующего. Означаемым всех симптоматических жестов является именно эмоция, а не ее физиологическое про явление (то есть, например, горе, а не слезы), о чем мы еще будем говорить. Примерами русских симптоматических жестов являются: прикрыть рот рукой (от изумления), кусать губы, ба рабанить пальцами по столу, привстать со стула, делать большие (круглые, страшные) глаза, топнуть ногой.
Симптоматические жесты могут производиться не только в присутствии другого, но и тогда, когда человек остается один, то есть симптоматические жесты, в противоположность комму никативным, в своем исходном употреблении не являются диалогическими. Однако для симптоматических жестов верно и то, что жестикулирующий может воспроизводить их в диа логе в той или иной степени намеренно для обозначения соот ветствующей эмоции, при этом либо вовсе не испытывая дан ной эмоции, либо испытывая ее в гораздо меньшей степени, чем та, о которой свидетельствует жест. Фактически речь идет о возможности регулярного перехода жестов из разряда симпто матических в разряд коммуникативных жестов.
Покраснение щек, например в случае стыда, жестом не является, поскольку нормальный человек не может вызвать покраснение щек усилием собственной воли. Покраснение щек — это неконтролируемая физиологическая реакция на не кую причину, вызвавшую эмоцию, или на саму эмоцию. Меж ду тем та же эмоция стыда может быть выражена и передана жестом, например русским симптоматическим жестом закрыть лицо руками <от стыда>. Существенно, что, даже не испыты вая чувства стыда, жестикулирующий может закрыть лицо ру ками, имитируя стыд. В этом случае мы очевидно имеем дело с вторичным, коммуникативным, употреблением симптомати ческого жеста.
Таким образом, для симптоматических жестов мы различаем два типа употреблений: симптоматические жесты в симптомати
ческом (исходном) и симптоматические жесты в коммуникатив ном (переносном) употреблении. По отношению к коммуника тивным жестам такое различие употреблений нерелевантное.
Для лексикографического описания жестов сказанное озна чает следующее: в силу регулярности перехода от одного типа употреблений к другому нет смысла иметь для симптоматичес ких жестов две единицы — симптоматические жесты следует помещать в словарь только в их исходном употреблении.
4
СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИХ ЖЕСТОВ
ЖЕСТЫ
КОММУНИКАТИВНЫЕ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ
ОБЩИЕ ДЕЙКТИЧЕСКИЕ ЭТИКЕТНЫЕ
10.2. Морфологические классификации жестов
Жесты, причем сразу же оговорюсь, что не только эмбле матические, но также иллюстративные и регулятивные, мож но классифицировать и по тому, какие органы человеческого тела являются главными в их исполнении. Подобную класси фикацию жестов естественно назвать морфологической.
Существуют по меньшей мере две морфологические клас сификации жестов, каждая из которых по-своему значима. Первая из них, более важная, предполагает деление жестов в соответствии с частью тела, которая называется активным, или рабочим, органом. Активный орган является основным в реа лизации данного жеста, то есть определяющим способ воспро изведения жеста. Соответственно классификацию, задающую способ исполнения жеста, мы называем классификацией жес тов по активным (рабочим) органам.
Другая, двойственная, классификация разбивает жесты на классы в зависимости от того, какая часть тела служит местом исполнения жеста. Это классификация жестов по пассивным органам, или по месту воспроизведения жеста.
Когда говорят о жестах рук, ног, головы или глаз, то име ют в виду органы производства жеста, то есть активные opra-
ны, причем для каждого из жестов какие-то одни элементы оказываются физиологически более значимыми во время испол нения, а какие-то менее. Например, для жеста руки, или жеста, исполняемого рукой, наиболее важными являются сле дующие связанные с этим органом параметры: (а) конфигу рация руки (рука прямая или согнутая, например в локте, от крыты ли ладони, сложены ли пальцы в кулак и т.п.), (б) на правление (в частности, направлена рука в сторону адресата или поднята вверх), (в) характер движения руки (например, ука зание силы, с которой рука движется; является ли жест одно кратным или многократным), (г) способ производства жеста (то, как он выполняется), (д) место производства жеста, (е) ра бочая часть руки, то есть какая именно часть руки является главной, определяющей способ исполнения данного жеста,
(ж) архитектоника жеста, в частности положение частей руки при его воспроизводстве (например, какова ориентация ладо ни или пальцев, наклонена ли ладонь, и если да, то в какую сторону и под каким углом, совершают ли пальцы движение и какого рода — прямолинейное, вращательное и пр., каково на правление кисти и запястья и т.п.). Так, при стандартном ис полнении русского жеста покрутить пальцем у виска, «рабочая» рука согнута в локте, ее указательный палец выпрямлен и при ставлен вплотную к виску, остальные пальцы согнуты в кулак, но относительно свободно прилегают к ладони, а не с силой прижаты к ней, рука с вытянутым пальцем совершает враща тельное, «крутящее» движение из стороны в сторону.
Очевидно, что один и тот же орган, например голова, для одних жестов (скажем, помотать головой или кивать) может быть активным органом, а для других (хлопнуть по лбу или подзатыльник) — пассивным.
В разного рода речевой деятельности разные органы могут играть разную по динамике роль. Например, руки и ноги в гораздо большей степени, чем голова, приспособлены к тому, чтобы играть активную роль в упорядочении и синхронизации речевой коммуникации. В когнитивной деятельности, особен но в той ее части, которая связана с представлением о вообра жаемых, не воспринимаемых непосредственно органами чувств предметах и событиях или с мыслями о них (например, при построении смысловой и формальной репрезентации спон танного устного рассказа), основными активными органами яв ляются руки, а регулирование хода диалога по большей части осуществляется глазами и головой. Чтобы успокоить и убедить в чем-либо своего клиента, адвокату рекомендуется широко