ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 546
Скачиваний: 0
218 Глава 11. Основные методы преобразования объектов |
|
|
|
Выравнивание объектов 219 |
|
|
|
|
|
Рис. 11.25. Исходная сцена
•Cylinder01: Radius = 0,3 м; Height = 0,12 м.
•Sphere01: Radius = 0,5 м; Hemisphere = 0,8.
2.Щелкните на объекте Cylinder01, чтобы выделить его.
3.Нажмите комбинацию клавиш Alt+A и щелкните мышью на объекте Box01.
4.В появившемся диалоговом окне Align Selection (см. рис. 11.24) установите флажки X Position, Y Position и Z Position, и выберите в группах Current Object и Target Object переключатели Pivot Point.
5.Щелкните на кнопке Apply. Объект Cylinder01 скрылся внутри объекта
Box01.
6.Установите флажок Z Position и переключатель Maximum в группе Target Object. Объект Cylinder01 переместится на верхнюю грань объекта Box01 (рис. 11.26). Щелкните на кнопке Apply.
7.Щелкните на кнопке ОК, а затем назначьте текущим объект Sphere01, щел кнув на нем.
8.Нажмите Alt+A и щелкните на объекте Cylinder01, чтобы назначить его эта
лонным объектом.
9.В появившемся диалоговом окне Align Selection установите флажки X Position, Y Position и Z Position, и выберите в группах Current Object и Target Object переключатели Pivot Point.
10.Щелкните на кнопке Apply.
11.Установите флажок Z Position, выберите в группе Current Object переклю чатель Minimum, а в группе Target Object — переключатель Maximum.
12.Щелкните на кнопке ОК.
Рис. 11.26. Опорная точка цилиндра поднята над опорной точкой параллелепипеда Box01 на максимальную высоту параллелепипеда
13.Продолжите применение выравнивания, чтобы получить в результате сце ну, показанную на рис. 11.27.
14.Сохраните сцену в файле Вестибюль.max.
Рис. 11.27. Объекты выровнены с помощью инструмента Align
220 Глава 11. Основные методы преобразования объектов
Помимо координат, с помощью инструмента Align, можно выравнивать и ори ентацию объектов в пространстве.
Примечание
Изучите разные режимы работы с инструментом Align для выравнивания ориен тации объектов.
Для выравнивания ориентации объектов по эталонным объектам выполните следующие операции.
1.Создайте новую сцену, а в ней — два цилиндра: первый на видовом экране Top, а второй — на видовом экране Left.
2.С помощью инструмента Select and Rotate поверните один из цилиндров произвольным образом (рис. 11.28).
3 . Для выравнивания горизонтально распо ложенного цилиндра по ориентированно му произвольным образом, щелкните на горизонтальном цилиндре, чтобы назна чить его текущим объектом, затем нажми те Alt+A и на втором цилиндре, чтобы назначить его эталонным объектом.
4.В открывшемся диалоговом окне Align Selection сбросьте все флажки в группе
Align Position и установите флажок Z Axis в группе Align Orientation (состоя
ние остальных двух флажков в этой группе в данном случае значения не имеет, поскольку мы выравниванием цилиндры только по их высотам, ко торые параллельны оси Z). Результат представлен на рис. 11.29.
Инструмент Quick Align
После щелчка на кнопке Quick Align или нажатия Shift+A и выбора эта лонного объекта 3ds Max выполняет совмещение опорных точек текущего и эталонного объектов, что соответствует выравниванию по всем трем осям. При этом ориентация текущего объекта не изменяется. На рис. 11.30 показан пример применения инструмента Quick Align к объектам, пред ставленным на рис. 11.28.
Клонирование объектов
Клонирование (cloning) в терминах 3ds Max — это создание копии (copy) объекта, его экземпляра (instance) или ссылки (reference) на него (о различиях этих трех разновидностей клонов речь пойдет позже). Для создания клона можно восполь зоваться одним из трех следующих методов.
Удерживать нажатой Shift в момент использования инструментов трансформации Select and Move, Select and Rotate или Select and Scale.
Клонирование объектов 221
Рис. 11.29. Результат выравнивания ориентации двух цилиндров с помощью инструмента Align
Рис. 11.30. Результат выравнивания ориентации двух цилиндров с помощью инструмента Quick Align
222Глава 11. Основные методы преобразования объектов
Выбрать из меню команду Edit Clone или нажать Ctrl+V.
Щелкнуть на объекте правой кнопкой мыши и выбрать из секционного меню команду Clone.
В результате на экране появится диалоговое окно Clone Options (рис. 11.31), в котором необходимо указать количество создаваемых клонов в поле Number of Copies (только для первых двух из перечисленных выше способов клонирова ния), выбрать с помощью группы переключателей Object их тип и ввести, если нужно, в поле Name базовое имя.
Примечание
Из перечисленных выше трех способов создания клонов обычно используют первый, поскольку остальные два создают клоны, совпадающие по размещению, ориентации и размерам с исход ным объектом, что не всегда удобно.
Копии, в отличие от экземпляров и ссылок, полностью не зависимы друг от друга и от исходного объекта. Рассмотрим это на следующем примере.
Пример
Выполните клонирование объектов в режиме копирования.
Рис. 11.31.
Диалоговое окно Clone
Options
Для применения клонирования к объектам сцены в режиме копирования вы полните следующие операции.
1.Создайте простую сцену с цилиндром, у которого параметр Height Segments имеет значение 1, а параметр Sides — значение 6.
2.Активизируйте на всех видовых экранах режим отображения Smooth + Highlights с помощью нажатий клавиши F3.
3.Панорамируйте изображение на видовом экране Top таким образом, чтобы справа от объекта было достаточно места для размещения двух таких же объектов (рис. 11.32).
4.Сохраните созданную сцену в файле Клонирование.max.
5.Активизируйте видовой экран Top, а затем щелкните на кнопке Select and Move панели инструментов Main Toolbar и выделите объект.
6.Удерживая нажатой Shift, перетащите вправо ось X КУМ таким образом, чтобы между положением нового и исходного объектов было примерно две клетки сетки.
7.После того как будет отпущена кнопка мыши, на экране появится диалого
вое окно Clone Options (см. рис. 11.31). Выберите в нем переключатель Copy, а в поле Number of Copies введите значение 2.
8.Щелкните на кнопке Zoom Extents All, чтобы отмасштабировать изображе ние объектов по размерам видовых экранов (рис. 11.33).
9.Оставив выделенным крайний справа объект, перейдите на вкладку Modify
ПУО и уменьшите значение в поле Radius в 1,5–2 раза.
Клонирование объектов 223
Рис. 11.32. Исходный объект для применения клонирования
Рис. 11.33. К исходному объекту применено клонирование с созданием двух копий
10.Выделите средний объект, на вкладке Modify ПУО уменьшите значение в поле Height в 1,5–2 раза.
224 Глава 11. Основные методы преобразования объектов
11.Выделите исходный объект, на вкладке Modify ПУО введите в поле Sides значение 3. Как вы убедились, все копии можно модифицировать совершенно независимо друг от друга (рис. 11.34).
В отличие от копий, экземпляры полностью связаны друг с другом и с исход
ным объектом. Любая модификация, выполняемая с одним из них, приводит к модификации всех остальных связанных экземпляров и исходного объекта. Для подтверждения этого выполните рассмотренную выше последовательность дей ствий за тем исключением, что в п. 6 в диалоговом окне Clone Options выберите переключатель Instance. В результате при изменении радиуса цилиндра, его вы соты и количества образующих поверхность граней все операции будут приме няться одновременно к трем экземплярам, независимо от того, какой объект выде лен (рис. 11.35).
Если теперь с помощью инструмента Select by Name панели инструментов Main Toolbar открыть диалоговое окно Select From Scene и выбрать из его меню команду Select Select Dependents (рис. 11.36), то щелчок мышью на любом из объектов в списке приведет к тому, что будут выбраны все три.
Если при клонировании были созданы ссылки на исходный объект, тогда на вкладке Modify ПУО к ним можно применить только модификаторы — причем как с влиянием на остальные ссылки и на исходный объект, так и без него (под робнее применение модификаторов к ссылкам на объекты рассматривается в гла вах части IV). Непосредственно параметры изменить можно только для исходно го объекта, и при этом ссылки будут вести себя точно так же как экземпляры.
Клонирование объектов 225
Рис. 11.35. Модификация экземпляров исходного объекта
Рис. 11.36. Меню Select диалогового окна Select From Scene
|
Клонирование с выравниванием |
|
В 3ds Max имеется возможность создавать клоны с одновременным их выравни |
|
ванием по некоторому набору эталонных объектов — как двухмерных, так и трех |
|
мерных. Рассмотрим эту операцию на следующем примере. |
|
Пример |
|
Выполните клонирование объектов с применением выравнивания. |
|
Для применения клонирования к объектам сцены с применением выравнива |
|
ния выполните следующие операции. |
|
1. Откройте созданную ранее сцену Клонирование.max. |
|
2. Активизируйте видовой экран Top, а затем щелкните на кнопке Select and |
Рис. 11.34. Модификация копий исходного объекта |
Move панели инструментов Main Toolbar и выделите объект в сцене. |