ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 775
Скачиваний: 0
Не забудем, что моча (как и кал) — это веселая материя,одновременно снижающая и улегчающая, превращающаястрахв смех. Если кал есть как бы нечто среднее между телом и землею (это — смеховое звено, соединяющее землю и тело), то м о ч а — нечто среднее .между телом и морем. Поэтому мистерийный черт Пантагрюэль,воплощениесоленойморскойстихии,становится у Рабле до известной степенивоплощениемвеселой стихиимочи (моча его, как мы увидим дальше, обладает и особыми целебными свойствами) .Кал и моча отеле'спивают материю, мир, космическиестихии,делают их чем-то интимно-близким и телесно-понятным (ведь это материя
370
и стихия, порождаемые и выделяемые самим телом) Моча и кал превращают космический ужасв веселое карнавальное страшилище.
Необходимо учитывать грандиозную роль космическогостраха— страха перед безмерно большим и безмерно сильным: перед звездным небом, перед материальными массами гор, перед морем, и страха перед космическими переворотами и стихийными бедствиями — в древнейших мифологемах, мировоззрениях, системах образов, в самих языках и связанных с ними формах мышления.Какая-тотемная памятьо космических переворотах прошлогои какой-то смутный страх передгрядущимикосмическимипотрясениямизаложеныв самом фундаментечеловеческоймысли,словаи образа. Этот космический страх, в основе своей вовсе не мистический в строгом смысле (ведь это страх перед материально-большим и перед материально-непреодолимой силой), используется всеми религиозными системами в целях подавления человека и его сознания. Но уже в древнейших образах народного творчества находит себе выражение иборьба с этим космическимстрахом,борьбас памятью и предчувствиемкосмическихпотрясений игибели.В народных образах, отражающих эту борьбу, и выковывалось подлинно человеческоебесстрашноесамосознание1.Эта борьба с космическим страхом во всех его формах и проявлениях опиралась не на отвлеченные надежды, не на веч-
1 Образы, выражающие эту борьбу, часто сплетаются с образами, отражающими параллельную борьбу в индивидуальном теле с памятью о мучительном рождении и с предчувствием агонии. Космический страх глубже и существеннее; он гнездится как бы и в родовом теле человечества, поэтому он и проник в самые основы языка, образов и мысли. Этот космический страх существеннее и сильнее индивидуально-телесного страха гибели, хотя голоса их иногда и смешиваются в образах фольклора и в особенности в образах литературы. Этот космический страх — наследие древнего бессилия человека перед силами природы. Народная культура была чужда этому страху и преодолевала его смехом, смеховым отелесниванием природы и космоса, ибо в основе этой культуры всегда лежала неколебимая уверенность в могуществе и в конечной победе человека. Официальные же культуры часто использовали и даже, так сказать, культивировали этот страх в целях принижения и угнетения человека.
371
нанку»: здесь, например, платят не за работу, а за спанье.
В эпизоде с более «древним, чем земля», миром, находящимся во рту Пантагрюэля, раскрывается идея относительностипространственных и временных оценок, но в смеховом гротескном аспекте.
В главе ХХХШ рассказывается о болезнии излеченииПантагрюэля. Заболел он засорением желудка. Во время болезни из егообильнойгорячей мочи образовались в ряде мест Франции и Италии горячие источники, обладающие целебнойсилой.Здесь Пантагрюэль снова выступает как воплощение веселой телесно-космической стихии мочи. В эпизоде болезни изображается далее спуск людей в желудок Пантагрюэля для его очистки. Люди эти, вооруженные кирками, лопатами и корзинами, входят в большие медные шары, которые Пантагрюэль проглатывает(образ глотания), как пилюли. Попав в желудок, люди выходят из шаров и производят свою очистительную работу. Как в предыдущей главе рот, так здесьжелудокизображен в грандиозных, почти космических масштабах.
Наконец, и в последней — заключительной — главе имеются гротескные образы тела. Здесь дается план последующих частей романа. В числе предполагаемых эпизодов намечается и разгром Пантагрюэлем преисподней,причем он бросает Прозерпину в огонь, а самому Люциферу выбиваетчетырезуба и ломает рог. Далее, намечается путешествие Пантагрюэля на луну в целях удостовериться, действительно ли три четверти луны во время ущерба находятся вголоваху женщин.
Так с начала и до конца всей первой (хронологически) книги романа проходит, как лейтмотив этой книги, образ разинутого рта, глотки, зубов и языка. Этот разинутый рот принадлежит к основному традиционному ядру образа мистерийного черта Пантагрюэля.
Образ разинутого рта органически сочетается с образами глотания и пожирания, с одной стороны, и с образами живота, чрева, родов — с другой стороны. В то же время к нему тяготеют пиршественные образы, а также образы смерти, уничтожения и преисподней. Наконец, с разинутым ртом связан и другой основной момент традиционного образа Пантагрюэля — жажда, водная стихия, вино, моча.
374
Таким образом, все ведущие органы и места и все основные события жизни гротескного тела развернуты и изображены здесь вокруг центрального образа — разинутого рта.
Образ разинутого рта — наиболее яркое выражение открытого, незамкнутого тела. Это — распахнутые настежьворотавглубинытела. Открытость и глубинность тела еще более усиливаются тем, что внутри рта оказывается целый населенный мир, а в глубины желудка спускаются люди, как в подземную шахту. Выражением той же телесной открытостислужит и образразверзшегосялона матери Пантагрюэля, плодородного лона земли, выпившей кровь Авеля, преисподней и др. Этителесные глубиныплодородны: в них умирает старое и с избытком рождается новое; вся первая книга буквально насыщена образами производительной силы, плодородия, изобилия. Рядом с этой телесной открытостью постоянно фигурируют фалл и гульфик (как заместитель фалла). Таким образом, гротескное тело здесь лишено фасада, лишено глухой замкнутой поверхности, лишено также и экспрессивной внешности: тело это — либо плодоносные телесные глубины, либо производительные зачинающие выпуклости. Это тело поглощает и рождает, берет и отдает.
Построенное из плодоносных глубин и производительных выпуклостей тело никогда не отграничено четко от мира: оно переходит в него, смешивается и сливается с ним; в нем самом (как во рту Пантагрюэля) таятся новые неведомые миры. Тело принимает космические масштабы, а космос отелеснивается. Космические стихиипревращаютсяв веселые телесныестихиирастущего,производящего ипобеждающеготела.
«Пантагрюэль» был задуман и написан во время стихийныхбедствий,обрушившихся на Францию в 1532 году. Бедствия эти не были, правда, особенно значительными и катастрофическими, но все же они были достаточно сильными и ощутимыми, чтобы поразить сознание современников и оживить в нем космическиестрахи и эсхатологические представления.
«Пантагрюэль» был в значительной степени веселой репликой на пробужденный этими стихийными бедствиями космический страх и на религиозно-эсхатологи-
375
ческие настроения. Перед нами снова замечательный образец ренессансной публицистики на народно-площадной основе. Это — боевой отклик на злободневные события и злободневные мысли и настроения исторического момента.
В 1532 году была тяжелая и длительная жара и засуха, продолжавшаяся с весны и до ноября, то есть шесть месяцев. Эта засуха угрожала посевам и в особенности виноградникам. Церковь устраивала в связи с этой засухой многочисленные молебствия и религиозные процессии, пародийную травестию которых мы находим в начале романа. Осенью этого же года в ряде мест Франции вспыхнула эпидемия чумы, продолжавшаяся и в следующем году. На эту чуму в «Пантагрюэле» есть также аллюзия; объясняется она зловредными испарениями из желудка героя, страдавшего несварением.
Стихийные бедствия и эпидемия чумы, как мы уже сказали, пробудили в эти годы, как это было и в XIV веке,древнийкосмическийстрахисвязанную с ним системуэсхатологическихобразов и мистических представлений. Но эти же явления, как и вообще всякие катастрофы, пробуждают обычно историческийкритицизмистремление к с в о -бодномупересмотрувсех догматических положений и оценок (например, Боккаччо и Ленгленд вXIV веке). Нечто подобное, пусть и в ослабленной степени, происходило и в дни, когда создавался «Пантагрюэль». Для Рабле это послужило отправной точкой для его книги. Возможно, чтообразчертенка Пантагрюэля,возбудителя жажды, и самаятональностьэтого образавынырнулиизвольнойречевойстихииплощадии фамильярныхзастольныхбесед,где этот образ был непосредственным адресатомвеселых проклятийпо адресу мира и природы и героемвольныхтравестийнатему эсхатологизма, промысла, мировой катастрофы и т. п. Но вокруг этого образа Рабле сосредоточил громадный,тысячелетиямислагавшийся,материал народной смеховойкультуры,отражавшей борьбу с к о -смическимстрахоми эсхатологизмом, создававшей образвеселогоматериально-телесного,вечнорастущегои вечно обновляющегосякосмоса.
Первая книга романа наиболее космична. В последующих книгах этот момент ослабляется и на первый план выступают темы исторического и социально-политического порядка. Но преодоление космического страха и эсхатологизма остается до конца романа одной из ведущих его тем.
В развитии этой темы гротескное тело играет громадную роль. Это всенародное,растущее и вечно торжествующее тело чувствует себя в космосе как в своемродномдоме. Оно — плоть от плоти и кровь от крови космоса, в нем те жекосмическиестихии и силы, но они в нем наилучше организованы ; тело — последнее и лучшее слово космоса,это —ведущаякосмическая сила; космос со всеми его стихиями не страшен ему. Не страшна ему и смерть:смертьиндивида— только момент торжествующей жизни народа и человечества, момент — необходимый для обновленияи совершенствования их.
* * *
Переходим к рассмотрению некоторых источников гротескного тела. Мы коснемся только отдельных групп ближайших источников Рабле. Гротескная концепция тела, как мы уже говорили, жила в образах самого языка, особенно в формах фамильярного речевого общения; гротескная концепция лежала в основе всех бранных, развенчивающих, дразнящих и веселых форм жестикуляционногофонда(показывание кукиша, носа, зада, плевание, разнообразнейшие непристойные жесты); эта концепция тела проникает наконец многообразнейшие формы и виды фольклора., Образы гротескного тела были рассеяны повсюду, они были понятны, привычны и знакомы всем современникам Рабле. Те группы источников, которых мы здесь коснемся, являются лишь отдельными характерными выражениями этой господствующей и всепроникающей концепции тела, непосредственно связанными с тематикой раблезианского романа.
Прежде всего остановимся на легендах о великанах и гигантах. Образ гиганта по самому своему существу есть гротескный образ тела. Но, конечно, этот гротескный характер в образах гигантов может быть развит в большей или в меньшей степени.
376
377
В рыцарских романах, чрезвычайно распространенных в эпоху Рабле, образы гигантов — они здесь довольно часты — почти вовсе утратили свои гротескные черты. В этих образах в большинстве случаев показана только преувеличенная физическая сила и преданность своему сюзерену-победителю.
В итальянской ирои-комической традиции — у Пу-льчи (Моргайте) и особенно у Фоленго (Фракассус) — в образах гигантов, переведенных из куртуазного в комический план, оживают гротескные черты. Итальянская традиция комических гигантов была отлично известна Рабле и должна быть учтена как один из источников его гротескно-телесных образов.
Но прямым и непосредственным источником Рабле была, как известно, народная книжка «Великая Хроника Гаргантюа» (1532). Анонимное произведение это не лишено некоторых элементов пародийной травестии рыцарских романов Артурова цикла, но оно ни в малейшей степени не является, конечно, литературной пародией в позднем смысле. Образ гигантов носит здесь резко выраженный гротескно-телесный характер. Источником этой книжки была устная народная легенда о великане Гаргантюа. Легенда эта существовала в устной традиции до появления «Великой Хроники» и продолжает жить в устной же традиции и до наших дней, притом не только во Франции, но и в Англии. Различные версии этой легенды, записанные в XIX веке, собраны в книгеP. Sebillot, Gargantua dans les traditions populates, Paris, 1883. Современные берришонские легенды о Гаргантюа и других гигантах собраны в книгеJean Baffier, Nos Geants d'autrefois. Becits ber-richons, Paris, 1920. Образ Гаргантюа даже в этой поздней устной традиции носит совершенно гротескно-телесный характер. На первом плане находится грандиозный аппетит гиганта, а затем другие гротескные отправления тела; до сих пор еще во Франции живо выражение:«Quel Gargantua», что обозначает «какой обжора!».
Все легенды о великанах тесно связаны с рельефом местности, где бытует та или иная легенда: легенда всегда находит себе нагляднуюзримуюопору в местном рельефе, она находит расчлененное,разбросанноеили придавленное тело гига (г та в природе. И до сих пор еще в различных местах Франции имеется громадное количество