Файл: Л.А. Бердюгина Грамматический справочник. Часть I. Теория (Английский язык).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.05.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра иностранных языков
факультета гуманитарного образования
Грамматический справочник
Часть I. Теория (Английский язык)
Методические указания для студентов 1-2 курсов всех специальностей
Составители Л.А. Бердюгина О.В. Говорова Н.А. Заостровская М.Н. Леонова
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 26.12.01
Рекомендованы к печати методической комиссией специальности 170500 Протокол № 3 от 27.03.02
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
Уважаемые студенты!
Данные методические указания охватывают все грамматические темы, обозначенные в образовательных стандартах.
Цель разработки – оказать практическую помощь в изучении основных грамматических явлений, необходимых для усвоения в рамках курса английского языка технического университета с учетом как классических, так и новейших технологий российских и зарубежных специалистов.
Грамматический справочник предназначен для студентов, аспирантов и соискателей всех специальностей. Его можно использовать для работы в аудитории под контролем преподавателя, а также для самостоятельной работы, так как материал изложен простым доступным языком и сопровожден большим количеством примеров.
Данный справочник представляет собой первую часть – теоретическую. К нему прилагается вторая часть - практическая, включающая комплекс упражнений по всем видам грамматических явлений, представленных в первой части.
Серьезная вдумчивая работа над материалом поможет овладеть знаниями, необходимыми для усвоения данного курса, и будет способствовать более быстрому развитию навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма.
Желаем Вам успехов!
Составители выражают благодарность за рецензирование методических указаний Л.А. Тимошенко, Н.А. Сидорович, Е.А. Копыловой.
2
СТРУКТУРА АНГЛИЙСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и стоит в именительном падеже, и перед ним не может быть предлога.
Обстоятельство |
Подлежащее |
Сказуемое |
Косв. допол |
Прямое допол. |
Yesterday |
we |
sent |
him |
faxes. |
Вчера |
мы |
послали |
ему |
факсы. |
Косвенноедополнениеотвечаетнавопроскому? чему? истоит перед прямым дополнением, которое отвечает на вопрос кого? что? Если косвенное дополнение стоит после прямого дополнения, то оно употребляется с предлогом to.
Подлежащее |
Сказуемое |
Прямое доп. |
Косв. доп. |
Обстоятельство |
She |
sends |
letters |
to Mr. Brown |
every week. |
Она |
посылает |
письма |
мистеру Брауну |
каждую неделю. |
Определение отвечает на вопросы какой? чей? для чего предназна-
ченный? и стоит до или после определяемого слова.
|
1 |
2 |
|
3 |
|
Examination is a |
spoken or |
written |
test |
organized |
by teachers in order to |
|
4 |
|
|
|
|
check |
students’ |
knowledge. |
|
|
|
(1, 2, 3, - причастие II, 4 – существительное)
Экзамен – это устное или письменное испытание, организованное пре-
подавателями с целью проверки знаний студентов.
1 |
2 |
3 |
What do you know about the Lego |
toy |
manufacturing company? |
(1 – имя собственное, 2 – существительное, 3 – причастие I)
Что вы знаете о компании по производству игрушек Лего?
3
Подчеркнутые слова – определяемые слова, а слова, выделенные жирным шрифтом, – определения, выраженные различными частями речи.
Если перевод вызывает затруднения, необходимо проанализировать структуру предложения, начиная со сказуемого. Определить сказуемое помогут следующие глаголы:
do / does /did ; have / has / had ; shall / will ; should / would ;
be / is, am, are / was, were; can / could; may / might; must.
Если этих характерных признаков сказуемого нет, то нужен тщательный анализ предложения. Рассмотрим следующие примеры:
Подлежащее |
Participle II |
Сказ. |
The new materials |
used |
helped to make this building modern and beautiful. |
Новые материалы, которые использовались / Новые использо-
ванные материалы помогли сделать это здание современным и красивым.
Две подряд глагольные формы с окончанием – ed указывают, что
второй глагол является сказуемым, а первый - причастием II в функции определения.
сказ. допол.
He usually books tickets before hand.
Он обычно заказывает билеты заранее.
Здесьbooks (глаголв 3 лице ед. числа в Present Simple) является сказуемым, а tickets (существительное во мн. числе) - дополнением.
Конверсия / Conversion
Для правильного понимания и перевода английских предложений необходимо знать явление конверсии.
В английском языке одно и то же слово может быть различными час-
тями речи. Это и называется конверсией.
Back 1. Существительное / noun – спина
2.Наречие / adverb – назад, обратно
3.Глагол /verb – поддерживать
4.Прилагательное / adjective – задний
He makes these things perfectly well.
Он делает эти вещи очень хорошо. The makes of this plant are very reliable.
4
Изделия этого завода очень надежны. I’d like to place the flowers here.
Мне бы хотелось поставить цветы здесь. Would you like to give place to this girl?
Вы не хотели бы уступить место этой девушке?
NOUN / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Образование множественного числа имени существительного
Как правило, множественное число существительного в английском языке образуется прибавлением к нему окончания – s:
bill (bills) |
счёт (счета) |
payment (payments) |
платёж (платежи) |
Если существительное оканчивается на –s, -ss, -sh, -ch, -o (-o с предшествующей согласной), а также –x, то множественное число образуется путём прибавления окончания – es / iz /:
tax taxes |
налог налоги |
dish dishes |
тарелка тарелки |
hero heroes |
герой герои |
address addresses |
адрес адреса |
Если существительное оканчивается:
a) на −y с предшествующей согласной, то y меняется на i и прибавляется
–es:
delivery |
deliveries |
поставка поставки |
|
duty duties |
пошлина пошлины |
||
b) на −y с предшествующей гласной, то добавляется –s: |
|
||
day |
days |
день |
дни |
tie |
ties |
галстук |
галстуки |
У существительных, оканчивающихся на –f, -fe, во множественном |
|||
числе f (fe) меняется на ves (исключения chiefs, roofs): |
|
||
leaf leaves |
лист листья |
|
|
life lives |
|
жизнь жизни |
|
Некоторые существительные образуют множественное число не по правилам:
businessman businessmen бизнесмен бизнесмены
|
|
5 |
woman women |
женщина женщины |
|
child |
children |
ребёнок дети |
foot |
fееt |
фут футы (30,48 см) |
2. Падежи имён существительных
Имя существительное имеет два падежа: общий (без окончаний: magazine, shop, institute) и притяжательный, который образуется путём прибавления к существительному в единственном числе окончания –’s, а во множественном числе только апострофа –’.
manager’s letter |
managers’ letters |
письмо менеджера |
письма менеджеров |
student’s mistake |
students’ mistakes |
ошибка студента |
ошибки студентов |
3. Исчисляемые и неисчисляемые существительные
Английские существительные делятся на две группы: исчисляемые существительные (countable nouns) и неисчисляемые существительные
(uncountable nouns).
Исчисляемые существительные имеют единственное и множественное
число:
student – students book – books job – jobs
Глагол соответственно также ставится в единственном или множест-
венном числе: |
|
This job is very interesting. |
Эта профессия очень интересная. |
These jobs are very interesting. |
Эти профессии очень интересные. |
Неисчисляемые существительные не имеют множественного чис-
ла (milk, water, snow, work, machinery, information, money) и употребляют-
ся с глаголом в единственном числе.
This work is very interesting. |
Эта работа очень интересная. |
The machinery breaks down every week. |
Это оборудование ломается |
|
каждую неделю. |
This knowledge is very useful |
Эти знания очень полезны. |
6
4. Определители существительного
Для распознавания существительного необходимо знать его определители, которые стоят слева от него. К ним относятся:
a)артикли: a, an, the;
b)указательные местоимения: this, these, that, those;
c)притяжательные местоимения: my, your, his, her, its, our, their;
d)притяжательный падеж существительного: the teacher’s table, the teachers’ tables;
e)числительные: количественные (two, five, twenty) и порядковые (first, second, third, tenth);
f)показатели количества существительных.
With countable nouns |
With uncountable nouns |
|
||||||||
a, an, the |
|
|
|
the |
|
|
|
|||
all |
|
|
|
|
all |
|
|
|
||
some, any, no, none |
some, any, no, none |
|
||||||||
two, three, the fourth, the tenth |
|
|
|
|
|
|||||
many - много |
|
|
|
much – много |
|
|
|
|||
most / of – многие / большинство |
|
|
|
|
|
|||||
a lot of |
|
- уйма, много |
a lot of |
– уйма, много |
|
|||||
a |
large |
number of - боль- |
a large amount of – большое |
|
||||||
|
|
great |
шое количество |
|
|
|
количество |
|
||
(a)few |
|
– (немного), мало |
(a) little |
– (немного), мало |
|
|||||
fewer (…than) |
– меньше (…чем) |
less… than |
– меньше (…чем) |
|
||||||
more (…than) |
– больше (…чем) |
more… than |
– больше (…чем) |
|
||||||
every |
|
|
– каждый |
|
|
|
|
|
||
several |
|
– несколько |
|
|
|
|
|
|||
Проанализируйте следующие примеры: |
|
|
|
|||||||
|
all countries |
|
|
all happiness |
|
Many books |
|
much knowledge |
|
|
|
more friends |
|
|
more attention |
|
few friends |
|
little water |
|
|
|
some people |
|
|
some tea |
|
a few books |
|
a little salt |
|
|
|
no cars |
|
|
no money |
|
fewer mistakes |
|
less attention |
|
|
|
most mistakes |
|
|
any sugar |
|
a lot of books |
|
a lot of time |
|
|
|
any difficulties |
|
|
every week |
|
|
|
|||
|
several years |
|
|
|
|
every minute |
|
|
|
|
|
several days |
|
|
|
|
|
|
|
|