Файл: Баланс и отчетность (Сущность, строение и содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму, но общий итог не изменяется [20, c. 51].

Пример №2.

«Из начисленной заработной платы рабочих произведено удержание подоходного налога на сумму 2100 тыс. руб. В результате данной хозяйственной операции сумма начисленной заработной платы, подлежащей к выдаче, уменьшится на величину подоходного налога, одновременно кредиторская задолженность организации перед бюджетом возрастет на величину начисленного налога». [3]

Третий тип хозяйственных операций связан с увеличением средств в активе баланса и одновременным увеличением их источников в пассиве баланса. Валюта баланса при этом возрастает как по активу так и по пассиву на одинаковую величину, поэтому балансовое равенство сохраняется : А + а =П + п.

Пример №3.

«Организация получила в банке кредит на сумму 5000 тыс.руб. В результате денег на расчетном счете стало больше, но одновременно возросла кредиторская задолженность организации перед банком»[4].

При 4-ом типе хозяйственных операций происходят изменения, как в активе, так и в пассиве баланса в сторону уменьшения. Итоги актива и пассива уменьшаются на равную величину, но равенство сохраняется:А-Х = П - Х [20, c. 51].

Пример №4.

«В погашение задолженности поставщикам за поступившие и оплаченные материалы в сумме 90000 тысяч рублей с расчетного счета организации перечислены денежные средства» [5].

Вышеприведенные примеры наиболее понятно демонстрируют ситуации , при которых происходят изменения в бухгалтерском балансе.

1.4. Основное (капитальное) уравнение бухгалтерского баланса

При формировании бухгалтерских данных используется , так называемой, капитальное, или основное, уравнение бухгалтерского баланса. Оно имеет следующий вид:

Актив = Капитал + Обязательства

[5, с.76].

«Основной смысл капитального уравнения состоит в том, что приобретение имущества организации должно быть обеспечено наличием соответствующих источников капитала и кредиторской задолженности , срок погашения по каким-либо причинам отложен» [11,с. 90]. Если осуществляются операции, в результате которых валюта баланса не меняется, а изменяется только структура активов, то структура и размер пассивов изменяться не должны. [4, c. 122]Кроме того, можно вывести другое уравнение. Оно является опорным для определения размера собственного капитала организации :


[4, c. 122].

Капитал = Активы – Обязательства

Данное уравнение используются для определения стоимости активов, приобретенных за счет собственных средств.

1.5. Бухгалтерский баланс как форма финансовой отчетности

Как уже было указано ранее, бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух взаимосвязанных сторон.

Статьи актива отражают состояние отдельных видов хозяйственных средств, в пассива – состояние источников этих средств. Итоги статей актива и пассива всегда равны друг другу, поскольку они отражают одну и ту же совокупность средств, но в двух разных группировках [1, c. 98].

«По итоговым строкам разделам подсчитываются итоги по соответствующим разделам бухгалтерского баланса. Сумма итоговых строк по разделам актива и пассива определяет соответственно баланс по активу и пассиву» [5, с.89].

Требования к содержанию разделов бухгалтерского баланса установлены в разделе IV Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организация (ПБУ 4/99) [20, c. 45].

Приказом Министерства финансов России от 02.07.2010 г. № 66н (с изм.) утверждены и установлена типовая форма №1 бухгалтерского баланса [19, c. 21].

Активы организации группируются в балансе в зависимости от срока их участия в процессе производства, реализации продукции, работ или услуг [4, c. 123].

Раздел I. Внеоборотные активы.

«Нематериальные активы (НМА). По статье "Нематериальные активы" отражается наличие приобретенных или безвозмездно полученных активов на материальную дату» [5, c. 78].

«Внеоборотные активы – это та часть хозяйственных средств предприятия, которая функционирует и приносит владельцу экономические выгоды длительное время (например, оборудование, здания и др.). Стоимость внеоборотных активов включают в себестоимость изготавливаемой продукции, работ, услуг в течение полезного срока службы, что носит название амортизации» [19, c. 20].

Второй раздел баланса «Оборотные активы» представляет информацию о запасах и затратах, дебиторской задолженности организации, ее денежной наличности, а также о краткосрочных финансовых вложениях экономического субъекта [1, c. 97]. Он включает в себя:

  • Запасы;
  • расходы будущих периодов – это такие расходы, которые нельзя принять единовременно, поскольку они длятся во времени. К примеру, затраты по сезонным работам; по рекультивации земель и др.

" По статье "Дебиторская задолженность" отражается задолженность, по которой более чем через 12 месяцев после ответной даты ,а также в течение 12 месяцев после отчетной даты" [5, с. 83].

  • Финансовые вложения за исключением денежных эквивалентов - финансовые вложения раздела сроком до одного года.
  • Денежные средства и денежные эквиваленты. В этой строке указывается информация об имеющихся у организации денежных средствах, а также о денежных эквивалентах – высоколиквидных финансовых вложениях, которые можно легко обратить в заранее известную сумму денежных средств . Например депозиты, векселя.
  • Прочие оборотные активы. В строке указывается информация об имеющихся у организации прочих, не перечисленных выше, оборотных активах [19, c. 26].

Рассмотрим пассив бухгалтерского баланса. Пассивы организации отображаются по трем разделам и подразделениям на собственный капитал организации, включая резервы и краткосрочные обязательства.

Раздел III - «Капитал и резервы» отражает информацию о собственном капитале организации , о непокрытых убытках и потерях на конец отчетного периода [1, c. 97].

«Долгосрочные обязательства» - Раздел IV.

В данном разделе отражаются долгосрочные обязательств: займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, для выполнения долговременных задач [4, c. 124]. Например, строительство объектов, приобретение внеоборотных активов.

Раздел V - «Краткосрочные обязательства» отражает информацию о задолженности организации по полученным краткосрочным кредитам банков и займам лиц и организаций, а также текущую кредиторскую задолженность, доходах будущих периодов и др.[5, c. 87-89].

Структура бухгалтерского баланса позволяет обеспечить формирование информации в соответствии с экономическим содержанием активов и пассивов организации .

Глава 2. Общая теория о бухгалтерском отчетности

2.1 Понятие бухгалтерской отчётности

Основные документы регламентирующие состав, содержание, методические основы формирования, а также правила составления и представления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации следующие [5, с. 196-197]:

  • ФЗ БУ №402-ФЗ;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • Приказ Минфина России №66н от 1 июля 2010 «О бухгалтерской отчетности организаций».

Отчетность является одним из элементов методики бухгалтерского учета и конечным (завершающим) этапом учетной работы. Данные текущего бухгалтерского учета используются в оперативном руководстве и управлении деятельностью организации [1, c. 249].

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это систематизированные данных о положении организации в имущественном и финансовом плане. Она составляется на основе данных бухгалтерского учета за определенное время [6, c. 97]. Бухгалтерская отчетность служит основным источником информации о деятельности организации. Бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности , выраженных в денежных единицах [4, c. 202].

Бухгалтерская (финансовая) отчётность призвана давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период , необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений. [9, c. 97]

2.2 Виды бухгалтерской отчетности

Составляемая организациями отчетность разделяется на несколько видов.

Бухгалтерская отчетность основана на концепции соответствия требования национального финансового законодательства, то есть составляется на основе данных бухгалтерского учета по правилам, установленным Положениями по бухгалтерскому учету [15, с. 16].

«Статическая отчетность - это система показателей, предназначенных для статистического изучения финансово-хозяйственной деятельности организации, установления закономерностей и тенденций в развитии производства» [16, с. 348].

Оперативная отчетность призвана осуществлять контроль за работой организации в текущем периоде [3, c. 304].

«Налоговой отчетностью выступают налоговые декларации, содержащие расчеты налогов и данные по их уплате» [ 11, с. 249-250]. Этот вид отчетности необходим для представления в инспекции Федеральной налоговой службы по месту регистрации экономического субъекта, в установленные законодательством сроки, на бланках типовых форм или в электронном виде.

Составляемая организациями отчетности классифицируется по ряду признаков:

  • по назначению и источникам составления;
  • по периодичности;
  • по степени обобщения отчетов;
  • по способу и срокам представления и т. д.

По периодичности отчетность бывает промежуточной и годовой [5, c. 198].

Промежуточная отчетность составляется на внутригодовую дату, причем формируется регулярно, через определенные промежутки времени и «в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета» [5, с. 198-199].

Годовой отчет составляется по окончании года. Пользователями данного отчета являются собственники, налоговые органы, органы государственного управления и статистики.

В зависимости от характера пользователей информации отчетность подразделяется на следующие виды:

  • внешняя ;
  • внутренняя ;

Внешняя бухгалтерская отчетность представляется различным пользователям, находящимся за пределами организации и служит основой сводной отчетности [16, с. 350].

Внутренняя формируется для целей общего и оперативного управления организацией. Например, отчеты о работе цехов, сведения о ходе производства и т. д.

Специальная включает совокупность определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларации о налогах и др.» [3, с. 306].

Государственная отчетность содержит показатели, характеризующие наиболее важные стороны деятельности экономического субъекта.

По степени обобщения данных различают:

  • Сводную отчетность. Данный вид отчетности составляют федеральные органы исполнительной власти для статического обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами [4, c. 203];
  • Первичная отчетность составляется экономическим субъектом, который является юридическим лицом, и характеризует его производственно - финансовую деятельность [11,c. 250];
  • Консолидированная отчетность. Такая отчетность «представляет собой объединенную отчетность двух и более юридически самостоятельных организаций, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях (холдинг, ФПГ и т.п.)» [15, с. 18].

2.3 Пользователи бухгалтерской отчетности