Файл: Баланс и отчетность (Сущность, строение и содержание).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие в сведения о бухгалтерском балансе
1.1. Сущность, строение и содержание
1.2. Разновидности бухгалтерских балансов
1.4. Основное (капитальное) уравнение бухгалтерского баланса
1.5. Бухгалтерский баланс как форма финансовой отчетности
Глава 2. Общая теория о бухгалтерском отчетности
2.1 Понятие бухгалтерской отчётности
2.2 Виды бухгалтерской отчетности
2.3 Пользователи бухгалтерской отчетности
2.4. Состав бухгалтерской отчетности
2.5. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
2.6. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности
Глава 3. Аналитическая роль бухгалтерского баланса
3.1 Оценка имущественного положения предприятия
В п. 4 ПБУ 4/99 «понятие «пользователь» подразумевает юридическое или физическое лицо, замен крест аннон в информации об организации» [15, с. 11].
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» пользователи подразделяются на внутренних и внешних. К внутренним пользователям относятся руководство организации и собственники [13, c. 446].
Внешних пользователей можно разделить на три группы:
1) тех , которым отчётность передаётся в обязательном порядке:
- налоговые службы;
- органы статистики;
- аудиторские службы.
2) тех ,которые используют отчётность для ее последующей обработки и применения [15, с. 13]:
- профсоюзы;
- информационные и консультационные фирмы;
- пресса и информационные агентства;
- комиссия по ценным бумагам и фондовом рынку при Правительстве РФ.
3) партнеров :
Особую группу пользователей составляют:
- дочерние и зависимые общества;
- деловые партнеры;
- инвесторы.
К внутренним пользователям информации относятся :
- акционеры;
- менеджеры;
- работники предприятия.
2.4. Состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность организаций состоит из [13, c. 451]:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, в частности отчета об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения - документа ,подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации. Аудиторское заключение необходимо в том случае, если отчётность подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами [1, c. 252].
Основные взаимоотношения между пользователями и интересующая их информации представлена в Приложении А Таблице А.2.1.
2.5. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность любой организации должна соответствовать всем необходимым требованиям, определенным соответствующими нормативными документами : Законом « О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99. Информация, содержащаяся в отчетности должна быть полной и достоверной достоверность и полнота. Такой считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету [13, c. 512].
Во -вторых, организации должны принятых ими форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому.
В-третьих бухгалтерская отчетность должна обладать нейтральностью.
«Нейтральной считается бухгалтерская отчетность, не нацеленная на интересы определенных групп пользователей отчетности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения определенных результатов или последствий» [15, с. 28].
В четвертых, формы отчетности организации должны содержать указания по каждому числовому показателю для возможности сравнения данных во времени.
Существенность информации. Существенность показателей, содержащихся в бухгалтерской отчетности, определяется прежде всего ролью информации в оказании помощи заинтересованным пользователям при оценке финансовых результатов и финансового состояния экономического субъекта [6, с.189].
Если же показатель несущественен, то возможно его совмещение с похожими по назначению показателями в «Бухгалтерском балансе» и «Отчете о финансовых результатах».
2.6. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности
Независимо от месяца цикл работы в отчётном периоде можно разделить на несколько этапов [13, c. 453].
1) на первом этапе обычно происходит формирование первичных документов , этап носит характер первичного наблюдения [20,с.28].
Каждый факт хозяйственной жизни оформляется первичным документом. Первичные документы принимаются к учету только в тех случаях, когда они составлены по формам, существующим в специальном альбоме унифицированных форм первичной документации. Формы документов должны содержать обязательные реквизиты, приведенные в ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» [15, с. 36]. К таким реквизитам относятся :
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина денежного измерения факта;
- наименование лиц, совершивших сделку и ответственных за ее оформление;
- подписи лиц с указанием их инициалов».
На данном этапе анализируются все свершившиеся события хозяйственной жизни организации и подразделяются на отдельные операции.
2) Второй этап состоит в документальном оформлении операций. Все факты хозяйственной жизни из первичных документов переносятся в регистры бухгалтерского учета.
3) На третьем этапе формируется информация об объектах бухгалтерского учета на счетах главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.
4) На четвертом этапе обычно происходит составление и заполнение форм бухгалтерской отчетности [15, с. 38].
«Для получения полной и достоверной информации, которая будет включена в бухгалтерскую финансовую отчетность, необходимо пройти этапы ее подготовки: — проведение инвентаризации имущества; — проверка расчетов с контрагентами; — составление актов сверок; — контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни и др.» [ 16, с. 13].
Инвентаризация имущества и обязательств реорганизации иметь важное значение. В силу части 1 Федерального закона №402-ФЗ и п. 27 «Положения по ведению бухгалтерского учета» проведение вышеназванной процедуры является обязательным мероприятием.
В процессе составления отчетности необходимо проверять полноту и правильность записей. Для этого используются различные приемы.
Проверку записей на счетах бухгалтерского учета проводят по следующим направлениям [15, с. 42]:
- сначала сравнивают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;
- затем сравнивают между собой обороты и остатки по всем синтетическим счетам (суммарно);
- наконец, сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.
- На синтетических счетах проверка ведется по итогам оборотно-сальдовой ведомости. Три пары массовых граф должны дебетовые и кредитные итоги, равные друг другу. «В ней должны соблюдаться следующие пары равенств:
- сумма дебетовых сальдо на начало отчетного периода должна быть равна сумме кредитовых сальдо на начало отчетного периода;
- суммы дебетовых и кредитовых оборотов за отчетный период должны быть равны между собой ;сумма дебетовых сальдо по счетам на конец отчетного периода должна быть равна сумме кредитовых сальдо по всем счетам на конец отчетного периода [15, с. 42-43].
Кроме вышеназванного, составлению бухгалтерской отчетности предшествует еще и закрытие счетов и определение общего финансового результата ( реформация баланса).
В бухгалтерском балансе финансовый результат отражается как нераспределенная прибыль ,то есть конечный финансовые результат за отчетный период за и минусом причитающихся налогов [15, с. 49-50].
Согласно ст. 19 Закона «О бухгалтерском учете» в обязанности экономического субъекта, кроме всего вышеперечисленного, входит обязательный контроль фактов хозяйственной жизни, или, другими словами, аудит.
Исходя из информации о бухгалтерской отчетности можно сделать выводы о ее роли в качестве основной аналитической базы [18. с. 196-197].
«Финансовая отчетность выполняет три важные функции: предоставляет владельцам и кредиторам информацию о текущем финансовом положении и эффективности деятельности организации за истекший период; позволяет определить основные плановые показатели эффективности и создать модели финансового планировании» [ 16, с. 19].
Поскольку бухгалтерская отчетность содержит актуальную информацию, необходимую для принятия решений заинтересованными сторонами, то основное внимание должно быть уделено повышению ее качества.
Информационно – управленческая функция реализована, прежде всего, в финансовом мониторинге, который позволяет проводить независимую оценку развития бизнеса.
Контрольная функция заключается на контроле за денежным оборотом организации на всех стадиях финансовой деятельности .
Таким образом, финансовая отчетность позволяет не только создавать модели финансового планирования, отчеты о финансовых результатах , балансы и отчеты о движении денежных средств , но и контролировать взаимосвязь отдельных планов, а также оценивать потребности в финансовых средствах.
Глава 3. Аналитическая роль бухгалтерского баланса
«Для более глубокого изучения процессов оказавших воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия необходимо, пользуясь бухгалтерской (финансовой) отчетностью, произвести анализ необходимых показателей . Анализ выявит причины и факторы, оказавшие влияние на изменение состояния и развития показателей хозяйственной деятельности и разработать рекомендации для принятия управленческих решений по повышению эффективности использования финансовых и материальных ресурсов» [ 2, с. 20].
«Общей целью анализа баланса является выявление и раскрытие информации о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и перспективах его развития, необходимой для принятия решений заинтересованных пользователей отчетности. Для этого проводятся:
— анализ и оценка имущественного положения анализируемого предприятия;
— анализ ликвидности отдельных групп активов;
— анализ состава и структуры источников формирования активов;
— характеристика обеспеченности обязательств активами;
— оценка взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов и способности генерировать денежные средства» [16, с. 15].
Как правило, анализ бухгалтерской отчетности коммерческого предприятия проводят в разрезе следующих форм:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств [21, c. 223].
Рассмотрим подробнее аналитические возможности бухгалтерского баланса.
3.1 Оценка имущественного положения предприятия
«Анализ имущественного положения позволяет сделать выводы о том, какие виды имущества имеются у фирмы, как они изменяются за период исследования и какова их структура. Анализ имущественного положения состоит из нескольких этапов ( см. Рис. 3.1). На первом этапе осуществляют анализ динамики всего имущества и отдельных его видов, производится расчет темпов прироста по всем статьям активов» [ 9, с. 129].
Рис 3.1 «Направления и содержание анализа бухгалтерского баланса коммерческой организации»[6] .
На втором этапе производится расчет удельных весов отдельных статей активов фирмы [ 9, с. 130].
Такие активы характеризуют производственный потенциал предприятия.. В их состав входят :
- нематериальные активы;
- результаты исследований и разработок;
- нематериальные и материальные поисковые активы;
- основные средства;
- производственные запасы.
Расчеты также принято производить в виде таблицы (см. Приложение В таблица В.3.1.).
3.2. Анализ платежеспособности и ликвидности
Анализ ликвидности.
«Под ликвидностью понимается степень готовности организации погасить свои краткосрочные обязательства ликвидными активами в данный момент времени, достаточность имеющихся денежных и других средств для оплаты долгов в данный момент» [12, с. 156].