Файл: Е.А. Ощепкова Менеджмент транспортного процесса. Методические указания к курсовой работе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра автомобильных перевозок

МЕНЕДЖМЕНТ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 240100.03 "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)"

заочной формы обучения (сокращенные сроки обучения

на базе среднего профессионального образования)

Составители Е.А. Ощепкова Л.Н. Клепцова

Утверждены на заседании кафедры

Протокол №5 от 09.12.99

Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552100 Протокол № 5 от 09.12.99

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2000

1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основная задача курса "Менеджмент транспортного процесса" – изучение факторов и тенденций эффективности менеджмента.

Менеджмент транспортного процесса рассматривает вопросы планирования и контроля мотивации деятельности, организационных отношений в менеджменте.

Целями курсовой работы являются закрепление знаний, полученных при изучении курса, приобретение навыков самостоятельного анализа состояния и положения предприятия на рынке.

2. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Для выполнения курсовой работы студентам предлагается использовать исходные материалы того предприятия, где они работали, или какого-либо автотранспортного предприятия в городе проживания.

Не допускается выполнение двух или нескольких курсовых работ в группе по одному и тому же предприятию.

Цель данной работы – разработать новую структуру управления предприятием на основе старой структуры (ее анализ и выявление недостатков).

Вся курсовая работа делится на 8 этапов:

1. Анализ состояния и положения предприятия на рынке.

2.Анализ организации и функций управления.

3.Анализ процесса планирования.

4.Анализ мотивации.

5.Анализ контроля.

6.Анализ кадров.

7.Анализ организации связующих процессов.

8.Проектирование новой организационной структуры.

3.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ

Вэтой части следует рассмотреть историю возникновения фирмы (организации или предприятия); динамику изменения важнейших выходных параметров за последние годы; долю рынка, приходящегося на него.


2

3.1. Анализ состояния предприятия Состояние предприятия оценивается по его выходным парамет-

рам; показателям, характеризующим эффективность; динамике изменения этих параметров за последние годы, а также по уровню достижения поставленных целей.

Основные показатели деятельности приведены в табл.1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Основные технико-

 

 

 

 

Текущий

экономические показатели ра-

1996

1997

год

 

боты предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

план

факт

план

факт

план

факт

1.

Объем производства то-

 

 

 

 

 

 

варной продукции, млн. р.

 

 

 

 

 

 

2.

Выручка от реализации

 

 

 

 

 

 

продукции основного произ-

 

 

 

 

 

 

водства, млн. р.

 

 

 

 

 

 

3.

Стоимость основных про-

 

 

 

 

 

 

изводственных фондов на нача-

 

 

 

 

 

 

ло года, млн. р.

 

 

 

 

 

 

4.

Прибыль от реализации,

 

 

 

 

 

 

млн. р.

 

 

 

 

 

 

5.

Численность ППП, чел.

 

 

 

 

 

 

-

всего

 

 

 

 

 

 

-

рабочие

 

 

 

 

 

 

-

руководители

 

 

 

 

 

 

-

специалисты

 

 

 

 

 

 

-

служащие

 

 

 

 

 

 

3.2. Анализ положения предприятия на рынке Положение предприятия на рынке определяется значениями ос-

новных показателей, приведенных в табл.1, а также долей рынка, приходящейся на предприятие. Это анализ основных клиентов, работающих с предприятием.

Важнейшими факторами, определяющими положение фирмы (организации, предприятия) на рынке, являются используемые фирмой конкурентные преимущества и конкурентная стратегия.

В первую очередь необходимо выделить сравнительные преимущества фирмы (организации, предприятия). Для этого следует привести


3

перечень товаров, выпускаемых (услуг, оказываемых) фирмой, различные сегменты рынка, обслуживаемые фирмой (организацией, предприятием), и выделить те товары (услуги) и сегменты рынка, которые являются наиболее выгодными.

Во-вторых, необходимо выделить имеющиеся у фирмы (предприятия, организации) по сравнению с конкурентами преимущества в следующих областях:

по производственной базе;

по кадрам;

по "преданности" клиентуры;

по качеству товаров (услуг);

по доле рынка;

по ценам;

по издержкам и т.д.

Втретьих, следует определить, какую из конкурентных стратегий (лидерство в снижении издержек, дифференциация товаров (услуг), концентрированный маркетинг) использует предприятие.

4.АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Функция организации включает в себя: принципы системного подхода, построение структуры управления, распределение (делегирование) полномочий.

4.1. Системный анализ организации

Вход

Внешняя

 

 

среда

Выход

 

Процесс в системе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратная

 

 

связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Основные элементы принципа "черный ящик" системного подхода

При применении системного подхода сначала формируются параметры выхода товара или услуги. Затем определяются параметры


4

входа, какие нужны ресурсы и информация для процесса.

Ккомпонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования фирмы (организации, предприятия), относят микросреду, инфраструктуру региона, микросреду фирмы.

Ккомпонентам "обратной связи" системы менеджмента относят требования, рекламации, новую информацию потребителей товара фирмы, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.

При выполнении курсовой работы студентам рекомендуется самостоятельно проанализировать "входы", "выходы" организации, факторы внешней среды (указать их влияние на организацию), показать влияние компонентов обратной связи.

4.2.Анализ структуры управления

Особое место в системе управления занимает проблема выбора организационной структуры управления. Структура управления может быть различной на разных предприятиях. Выбор организационной структуры управления производством зависит от двух основных факторов: технологических особенностей предприятия и рыночной среды. При анализе технологических особенностей учитываются размеры предприятия, характер выпускаемой продукции, используемое оборудование и т.д. В зависимости от сочетания технологических характеристик и особенностей рынка при выборе организационной структуры управления отдается предпочтение либо централизованной, либо децентрализованной системе управления.

В зависимости от размеров предприятия и его подразделений иерархическая цепочка управления может представлять:

-двухзвенную систему: высшая администрация (ВА) – руководство предприятием (РП);

-трехзвенную систему: ВА – администрация производственных отделений (АПО) – РП;

-четырехзвенную систему: ВА – администрация производственных групп – администрация производственных подразделений – РП.

Если предприятие акционерное, то высшим органом является собрание акционеров. Оно призвано определять основные направления долгосрочной стратегии предприятия, порядок и условия его ликвидности, а также выбирать или назначать руководство предприятия (Совет директоров), которое фактически и выполняет функции главного


5

управленческого органа. Количественный состав высшего руководящего органа зависит от размеров предприятия и особенностей национального законодательства.

Необходимо не только построить структуру управления, но и рассмотреть организацию как систему с экономических и технических точек зрения.

5. ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ (ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРЕДПРИЯТИЕМ)

Общий анализ систем и процессов управления предприятием включает в себя: оценку реализации общих функций управления (планирования, организации, контроля, мотивации и руководства), анализ коммуникаций, принятия решений, работы с документами.

5.1. Анализ процесса планирования Основным элементом планирования являются цели. Поэтому, в

первую очередь, необходимо выделить долгосрочные, промежуточные и текущие цели предприятия в различных областях деятельности, а также соответствующие цели подразделений предприятия.

Таблица 2

 

 

Цели

Долгосрочные

Промежуточные

Текущие

 

 

Описа-

Колич.

Описа-

Колич.

Описа-

Колич.

 

 

 

 

 

ние

пока-

ние

показа-

ние

пока-

 

 

 

 

 

цели

затель

цели

тель

цели

затель

 

 

Предприятия:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыночные

 

 

 

 

 

 

 

Экономические

 

 

 

 

 

 

 

Производствен-

 

 

 

 

 

 

 

ные

 

 

 

 

 

 

 

По услугам

 

 

 

 

 

 

 

Внутриоргани-

 

 

 

 

 

 

 

зационные

 

 

 

 

 

 

 

Подразделений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй этап анализа планирования - выявление стратегий, используемых руководством предприятия.