Файл: Д.В. Стенин Карьерный транспорт. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
1
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра эксплуатации автомобилей
КАРЬЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ
Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» всех форм обучения
Составители Д. В. Стенин М. В. Дадонов
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 8 от 12.04.01. Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 150200 Протокол № 5 от 5.03.01.
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
2
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Цели и задачи курсового проектирования
Цель выполнения курсового проекта - закрепление знаний, полученных студентами при изучении дисциплин: «Техническая эксплуатация карьерных автомобилей», «Проектирование автотранспортных предприятий карьерных автомобилей» и «Организация перевозочного процесса».
Задачи курсового проекта:
-систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных студентами по данным дисциплинам;
-привитие навыков в использовании специальной литературы;
-получение студентами знаний о закономерностях и принципах функционирования автотранспортных предприятий.
1.2. Состав и объем курсового проекта Курсовой проект должен состоять из пояснительной записки и
графической части.
Пояснительная записка должна состоять из 50–60 страниц машинописного или рукописного текста с расчетными формулами, таблицами, рисунками, схемами.
Примерное содержание пояснительной записки:
-титульный лист;
-задание на курсовой проект;
-содержание, перечень графического материала;
-выбор типа и марки автосамосвала (2–3 с.);
-выбор параметров карьерных технологических автодорог (2–3 с.);
-расчет скоростных режимов движения автосамосвалов по заданным маршрутам (15–20 с.);
-расчет величины парка автосамосвалов, необходимого для перевозки заданного объема горной массы (3–4 с.);
-технологический расчет производственно–технической базы для эксплуатации данного парка автосамосвалов (15–20 с.);
-определение геометрических параметров и планировка предприятия
(5–6 с.);
-выбор технологического оборудования и разработка планировочных решений для заданного производственного подразделения (5–6 с.);
-список используемой литературы;
3
- приложения.
Графическая часть проекта выполняется в объеме 5 листов и может иметь следующее содержание:
-первый и второй листы – результаты выбора типа и марки автосамосвалов и параметров карьерных технологических автодорог, расчета количества автосамосвалов и их скоростных режимов движения; -третий лист – генеральный план предприятия;
-четвертый лист – главный производственный корпус;
-пятый лист – производственное подразделение (зона, участок, складское помещение) с расстановкой специального технологического оборудования и указанием рабочих мест.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
2.1. Выбор типа и марки автосамосвала.
Данный раздел выполняют на основании исходных данных в следующем порядке:
2.1.1. Выбор области оптимального соотношения емкости кузова автосамосвала и емкости ковша экскаватора, который осуществляют в зависимости от расстояния транспортирования.
Область оптимального соотношения емкости кузова машины и емкости ковша экскаватора VА/VЭ находится в пределах:
-4-6 - при расстоянии транспортирования до 1-1,5 км;
-6-10 - при расстоянии транспортирования до 5 км;
-8-12 - при расстоянии транспортирования до 7 км.
2.1.2.Расчет грузоподъемности и объема кузова автосамосвала, необходимых для загрузки принятого числа ковшей экскаватора.
|
nквVэkнкρц |
|
|
n V |
k |
нк |
|
qT = |
|
, |
VАТ = |
кв э |
|
, |
|
kрк |
kш |
|
|||||
|
|
|
|
|
где qТ ,VАТ – соответственно теоретические значения грузоподъемности, т, и объема кузова, м3, автосамосвала; nкв – принятое число загружаемых ковшей экскаватора; Vэ – объем ковша экскаватора, м3 (прил.2); kнк – коэффициент наполнения ковша экскаватора (рассчитывают через коэффициент экскавации); kрк – коэффициент разрыхления
4
горной массы (прил.7); kш – коэффициент загрузки с «шапкой», kш = 1–1,1; ρц – объемная масса (плотность) горной породы в целике, т/м3.
kрк = Vр = ρц >1,
Vц ρр
где Vр,Vц – объем, занимаемый одной тонной, соответственно разрыхленной горной массы и горной массы в целике, м3; ρр- объемная масса
(плотность) разрыхленной горной породы, т/м3 (прил.7).
Отношение коэффициента наполнения ковша экскаватора к коэффициенту разрыхления горной породы называется коэффициентом экскавации (прил.7):
kэ = kнк .
kрк
2.1.3.Выбор марки автосамосвала по рассчитанным объему кузова или грузоподъемности (прил.1) .
2.1.4. Расчет фактически загружаемого в выбранный автосамосвал числа ковшей по емкости и грузоподъемности.
nко = |
VАkш |
, |
nкг = |
|
qkрк |
. |
||
|
|
|
|
|||||
Vэkнк |
Vэkнкρц |
|||||||
|
|
|
|
К дальнейшему расчету принимают меньшее число ковшей, которое округляют до целого числа nк: дроби 0,75 и менее округляют в
меньшую сторону, остальные – в большую.
2.1.5. Расчет фактической массы груза в кузове автосамосвала и его фактической полной массы.
qф = |
nкVэkнкρц |
, |
GП = GА + qф. |
|
|||
|
kрк |
|
2.1.6. Расчет коэффициентов использования грузоподъемности и емкости кузова автосамосвала.
|
n |
к |
|
|
n |
|||
γ гр = |
|
|
, |
γ об = |
|
к |
. |
|
n |
|
|
n |
|
||||
|
|
кг |
|
|
ко |
5
Если фактически загружаемое число ковшей экскаватора не вошло в область оптимального соотношения емкости кузова автосамосвала и емкости ковша экскаватора, расчет повторяют для другой марки автосамосвала.
3. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ КАРЬЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОРОГ
Результаты выбора параметров карьерных технологических автодорог оформляют в виде таблицы.
Категорию карьерной автодороги выбирают в зависимости от интенсивности движения:
iдв = Qγгодk ,маш./ч
q Tгc
где iдв – интенсивность движения автосамосвалов по данному участку автодороги, маш./ч; Qгод – годовой объем перевозок по данному мар-
шруту, т./год; k – коэффициент неравномерности грузопотока, k = 1,2
– 1,4; q – номинальная грузоподъемность автосамосвала, т; γ – коэффициент использования грузоподъемности; Tг – время нахождения ав-
томобилей в наряде в год при односменной работе, ч; c – число смен работы в сутки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
Параметры карьерных технологических автодорог |
|||||||||
|
Маршрут |
|
№ пикета |
Категория |
Число по- |
|
Ширина про- |
|||
|
|
|
|
|
автодороги |
лос |
|
езжей части, м |
||
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл.1 |
|||
|
Ширина |
|
Уширение |
|
Уклон ви- |
|
Тип дорож- |
|
Вид дорож- |
|
|
обочины, |
|
проезжей |
|
ража на |
|
ной одежды |
|
ного покры- |
|
|
м |
части на кри- |
|
кривых, ‰ |
|
|
|
тия |
|
|
|
|
|
вых, м |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
6
|
|
Продолжение табл.1 |
|
Коэффициент со- |
Коэффициент сцеп- |
Средняя высота неровно- |
|
противления каче- |
ления |
стей дорожного покры- |
|
нию |
|
тия, см |
|
11 |
12 |
13 |
|
В случае, если маршруты пересекаются, т.е. имеют общие участки, категорию автодороги на этих участках выбирают в следующем порядке:
-рассчитывают интенсивности движения автосамосвалов по каждому грузопотоку (маршруту) – iдв1;iдв2 ;...;iдвn ;
-рассчитывают суммарную интенсивность движения:
iдв∑ = iдв1 +iдв2 +...+iдвn ,маш/ч;
- рассчитывают средневзвешенную фактическую грузоподъемность автосамосвалов:
q= q1γ1Qгод1 + q2γ 2Qгод2 +...+qnγ nQгодn ,Т;
γ1Qгод1 +γ 2Qгод2 +...+γ nQгодn
-категорию автодороги выбирают по средневзвешенной грузоподъем-
ности и суммарной интенсивности.
Параметры проезжей части карьерных технологических автодорог (число полос, ширина проезжей части, ширина обочины) выбирают в зависимости от категории автодороги и габаритных размеров подвижного состава (прил.3). На участках пересечения маршрутов параметры проезжей части выбирают по автосамосвалу с большими габаритными размерами.
На криволинейных участках постоянных автодорог при радиусах кривых в плане менее 500 метров предусматривают уширение проезжей части, величина которого зависит от радиуса кривой и габаритных размеров автосамосвалов (прил.4). Уклон виража изменяется в пределах от 0 до 10‰. Меньшие значения уклона виража соответствуют большему радиусу кривой автодороги в плане.
Параметры дорожной одежды зависят от категории карьерной автодороги и горнотехнических условий разработки данного месторождения (прил.6).