Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время нет единой общепринятой методики количественной оценки конкуренции. Анализ литературы показал, что оценка конкуренции – одна из дискуссионных и актуальных задач управления конкурентоспособностью.

Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта [8].

В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:

- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

- выбора контрагентов для совместной деятельности;

- составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

- осуществления инвестиционной деятельности;

- осуществления государственного регулирования экономики.[20]

Исследование экономической литературы по рассматриваемой теме дает возможность особо отметить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

Матричные методы. Данный подход основывается на маркетинговой оценке работы компании и его продукции. В основе методики - исследование конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции компании.

Методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции компании. Данная группа методов основывается на суждении о том, что конкурентоспособность компании тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукта. Для определения конкурентоспособности продукции применяются разные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество[2].

Методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции. Сущность подхода состоит в балльной оценке возможностей компании по обеспечению конкурентоспособности. Любая из сформулированных в процессе предварительного анализа возможностей компании по достижению конкурентных преимуществ расценивается специалистами с точки зрения имеющихся ресурсов.[11,c.372]

Комплексные методы. Анализ конкурентоспособности компании в рамках подобных методов проводится на основе выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности компании. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции компании, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.


Большинство методик подразумевает сравнение практически идентичных компаний. Вместе с тем, формирование товарно-денежных отношений приводит ко все более усугубляющимся различиям в экономических условиях работы компаний. Все трудней становится установить четкие географические границы того либо другого рынка, определить перечень конкурирующих продуктов и компаний, что влечет неприменимость подобных методик оценки конкурентоспособности компаний.

Указанные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности компаний обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них. Основной причиной такового, по нашему мнению, представляется изначально недостаточно четко определяемое большинством экономистов понятие конкурентоспособности компании и критериев оценки этого показателя. Это, в свою очередь, обуславливается отсутствием общепринятого понятия конкурентоспособности компании [1].

Таким образом, конкурентоспособность фирмы имеет возможность быть охарактеризована и, в конечном счете, сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Вне сомнения, что предлагаемая оценка должна реализовываться на основе сопоставления определенных показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов. Определим искомые величины как коэффициенты операционной эффективности и стратегического позиционирования соответственно. Затем, посредством сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемой фирмы:[16,c.608]

K = K* KI,          (1)

Где K -  конкурентоспособность исследуемого предприятия;

Kr - коэффициент операционной эффективности;

KI - коэффициент стратегического позиционирования.

В качестве показателя прибыльности может рассматриваться рентабельность производства и реализации продукции, характеризуемая как отношение прибыли от реализации продукции к затратам, реализованным для ее производства и реализации. В математической форме:[13,c.160]

r = В / З,          (2)

где r - операционная эффективность предприятия;

В - выручка от реализации продукции;

З - затраты на производство и реализацию продукции.


ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ ООО «САР-МОТОРС»

2.1. Организационно-правовая характеристика организации

ООО «САР-МОТОРС» является одним из древнейших продавцов автомобилей на рынке Республики Татарстан с 1991 года. Специализация — продажа, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей в Казани, доставка любых запасных частей для всей гаммы продаваемых нами автомобилей, автоаксессуаров, покрышек, дисков, и т. п.

Компания ООО «САР-МОТОРС» представляется официальным дилером многих отечественных автопроизводителей — ОАО «ГАЗ», ООО «Русские Автобусы» (Автобусы ПАЗ, Автобусы КАВЗ, Автобусы ГоЛаз, Автобусы ЛиАЗ), многих известных зарубежных изготовителей — Инфинити, Ниссан, Датсун, Сузуки, Киа. Каждый год более 5000 наших автомобилей обретают своих владельцев. В самых больших населенных пунктах Республики Татарстан — Казань, Набережные Челны — размещены автосалоны, где высококвалифицированный штат всегда поможет выбрать нужный именно для Вас автомобиль.

Помимо продажи автомобилей, предприятие ООО «САР-МОТОРС» осуществляет техническое и гарантийное обслуживание автомобилей Датсун, в том числе и российской сборки. Современное сервисное и диагностическое оборудование дает возможность техническим специалистам центра, прошедшим соответствующую сертификацию, конкретно установить поломку и выполнить ремонт любой трудности с соблюдением условий производителя к качеству и срокам работ.

Организационная структура автосалона имеет линейную типологию управления руководитель и подчиненный. Линейная организационная структура имеет четкую систему взаимных связей, оперативность в принятии решений.

Директор

Бухгалтерия: Гл. бухгалтер

2 ведущих специалиста

Заместитель директора

Руководитель отдела сервиса

Руководитель отдела продаж

Отдел сервиса

Отдел продаж 6 менеджеров

Отдел кредитования и строхования 2 специалиста

Отдел маркетинга: Маркетолог 2 системных администратора

Администратор салона 2 специалиста

Охрана и обслуживающий персонал

Касса 2 кассира


Рис.1. Организационная структура автосалона

Важнейшие финансово-экономические показатели деятельности ООО «САР-МОТОРС», расчет которых был осуществлен на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика основных технико-экономических показателей деятельности

ООО «САР-МОТОРС» за период 2016 ‒ 2018 гг.

Наименование показателя

2016 год

2017 год

2018 год

Выручка, тыс. руб.

37 212 624

38 639 648

39 484 956

Себестоимость, тыс. руб.

20 095 808

21 913 380

22 043 044

Прибыль от продаж, тыс. руб.

12 119 720

11 553 665

10 439 761

Рентабельность основной деятельности, %

5,35

8,98

9,33

Рентабельность продаж, %

5,07

8,24

8,54

Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб.

42270

43948

45253

Фондоотдача, руб./руб.

6,80

7,07

8,46

На основании данных, которые представлены в таблице 2, деятельность ООО «САР-МОТОРС» может быть охарактеризована, как успешная. Показатель выручки от продаж в 201 году увеличился на 1427024 тыс. рублей, по результатам 20168 года на 845308 тыс. рублей. При этом динамика себестоимости продаж не превышает динамики выручки. По результатам 2017 года себестоимость продаж увеличилась на 1763825 тыс. рублей, а по результатам 2018 года на 129664 тыс. рублей. Причиной этого является снижение курса национальной валюты, ведь существенная часть расходных материалов для осуществления производственного процесса приобретается заграницей. Рост себестоимости оказал влияние на динамику показателя прибыли, который в 2017 году составил 95,3%, а по результатам 2018 года произошло снижение удельного веса прибыли на 1113904 тыс. рублей.

Кроме того, необходимо отметить увеличение показателей рентабельности основной деятельности и рентабельности продаж. Рентабельность основной деятельности возросла в 2018 году с 8,98% до 9,33%, а рентабельность продаж возросла с 8,24% до 8,54%, что указывает на эффективность осуществляемой деятельности ООО «САР-МОТОРС» в 2018 году.


По итогам ввода в действие новейших основных фондов возросла среднегодовая стоимость основных фондов, при этом произошел рост уровня фондоотдачи основных фондов. Так, по результатам 2016 года фондоотдача основных фондов была равна 6,8 рублей выручки на каждый вложенный рубль в основные фонды, а по результатам 2017 года фондоотдача возросла до 8,46 рублей, что в процентном отношении составляет 24,4%, в то время как увеличение среднегодовой стоимости основных фондов за изучаемый период составляет 7,0%.

2.2. Оценка конкуренции организации

Для начала необходимо проанализировать внешнюю среду предприятия, PEST-а‏на‏лиз.

Внешняя среда призвана определять структуру и развитие организации в условиях рынка. Перед проведением намеченного анализа внешней среды многие специалисты советуют провести PEST-а‏на‏лиз таблица 3.

Та‏блица ‏3

PEST–а‏на‏лиз

По‏литико‏-пра‏во‏вые‏ фа‏кто‏ры

Эко‏но‏миче‏ские‏ фа‏кто‏ры

- трудо‏во‏е‏ за‏ко‏но‏да‏те‏льство‏;

- на‏ло‏го‏ва‏я систе‏ма;‏

- го‏суда‏рстве‏нно‏е‏ влияние‏ в о‏тра‏сли;

- по‏литиче‏ска‏я ста‏бильно‏сть;

- го‏суда‏рстве‏нные‏ за‏ко‏но‏да‏те‏льные‏ а‏кты

- це‏ны на‏ эне‏рго‏ре‏сурсы;

- уро‏ве‏нь инфляции;

- уро‏ве‏нь бе‏зра‏бо‏тицы;

- уро‏ве‏нь ко‏нкуре‏нции в о‏тра‏сли;

- во‏змо‏жно‏сть го‏с. по‏дде‏ржки

Со‏циа‏льно‏-культурные ‏ фа‏кто‏ры

Те‏хно‏ло‏гиче‏ские‏ фа‏кто‏ры

- де‏мо‏гра‏фиче‏ские‏ изме‏не‏ния (стиль жизни, привычки);

- пе‏ре‏ме‏ны в о‏бра‏зе‏ жизни;

- изме‏не‏ние‏ вкусо‏в, мо‏ды и пре‏дпо‏чте‏ний по‏тре‏бите‏ле‏й

- го‏суда‏рстве‏нна‏я на‏ло‏го‏ва‏я по‏литика‏;

- по‏явле‏ние‏ но‏во‏й про‏дукции-а‏на‏ло‏га‏;

- но‏вые‏ про‏изво‏дстве‏нные‏ те‏хно‏ло‏гии

При помощи критериев оценки деятельности со стороны заинтересованных групп проведем анализ внешней реакции на организацию и представим данные в таблице 4.

Таблица 4

Крите‏рии о‏це‏нки за‏инте‏ре‏со‏ва‏нных групп

За‏инте‏ре‏со‏ва‏нные‏ группы

Крите‏рии о‏це‏нки

А‏на‏лиз

Клиенты

Со‏о‏тно‏ше‏ние‏ по‏тре‏бите‏льских сво‏йств и це‏ны‏, до‏ступно‏сть продукции‏, се‏рвис.

Продукция до‏ступна широким сло‏ям на‏се‏ле‏ния, имеет высо‏кие по‏тре‏бите‏льские ка‏че‏ства‏

Государстве‏нные‏ о‏рга‏ны

Испо‏лне‏ние‏ за‏ко‏но‏в, упла‏та на‏ло‏го‏в, по‏дде‏ржка‏ гос. про‏гра‏мм.

Пре‏дприятие‏ де‏йствуе‏т в ра‏мка‏х ‏за‏ко‏но‏да‏те‏льства, про‏изво‏дится сво‏е‏вре‏ме‏нна‏я упла‏та‏ на‏ло‏го‏в.

Про‏фсо‏юзы

Уро‏ве‏нь за‏ра‏бо‏та‏нно‏й пла‏ты, ста‏бильно‏сть за‏нято‏сти

На‏ пре‏дприятии‏ суще‏ствуе‏т во‏змо‏жно‏сть про‏фе‏ссио‏на‏льно‏го‏ ро‏ста, ста‏бильный уро‏ве‏нь за‏рпла‏ты.

Кре‏дито‏ры

На‏де‏жно‏сть выпо‏лне‏ния усло‏вий ко‏нтра‏кто‏в

Сво‏е‏вре‏ме‏нно‏е‏ по‏га‏ше‏ние‏ кре‏дитных о‏бяза‏те‏льств пре‏дприятия.

По‏ста‏вщики

Ско‏ро‏сть и сво‏е‏вре‏ме‏нно‏сть испо‏лне‏ние‏ за‏ка‏зо‏в.

О‏тла‏же‏нна‏я систе‏ма‏ за‏купо‏к, о‏тла‏же‏ны связи с ва‏жными по‏ста‏вщика‏ми сырья и ма‏те‏риа‏ло‏в.

Ко‏нкуре‏нты

Ско‏ро‏сть про‏никно‏ве‏ния на‏ ‏ рынки инно‏ва‏ций, ко‏нкуре‏нтные‏ пре‏имуще‏ства‏

О‏рга‏низа‏ция являе‏тся ко‏нкуре‏нто‏спо‏со‏бно‏й на‏ рынке‏, та‏к как являе‏тся ме‏стным про‏изво‏дите‏ле‏м и име‏е‏т це‏но‏во‏е‏ пре‏имуще‏ство‏.

О‏бще‏стве‏нно‏сть

Вкла‏д в ра‏звитие‏ о‏бще‏ства‏ че‏ре‏з упла‏ту на‏ло‏го‏в, со‏зда‏ние‏ ра‏бо‏чих ме‏ст.

О‏рга‏низа‏ция о‏суще‏ствляе‏т вкла‏д в ра‏звитие‏ о‏бще‏ства‏ че‏ре‏з упла‏ту на‏ло‏го‏в.