Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и сравнительный анализ теорий конкуренции
1.2. Методы оценки конкуренции
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ ООО «САР-МОТОРС»
2.1. Организационно-правовая характеристика организации
2.2. Оценка конкуренции организации
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ООО «САР-МОТОРС»
В настоящее время нет единой общепринятой методики количественной оценки конкуренции. Анализ литературы показал, что оценка конкуренции – одна из дискуссионных и актуальных задач управления конкурентоспособностью.
Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта [8].
В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
- выбора контрагентов для совместной деятельности;
- составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- осуществления инвестиционной деятельности;
- осуществления государственного регулирования экономики.[20]
Исследование экономической литературы по рассматриваемой теме дает возможность особо отметить несколько подходов к решению сформулированной задачи.
Матричные методы. Данный подход основывается на маркетинговой оценке работы компании и его продукции. В основе методики - исследование конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции компании.
Методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции компании. Данная группа методов основывается на суждении о том, что конкурентоспособность компании тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукта. Для определения конкурентоспособности продукции применяются разные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество[2].
Методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции. Сущность подхода состоит в балльной оценке возможностей компании по обеспечению конкурентоспособности. Любая из сформулированных в процессе предварительного анализа возможностей компании по достижению конкурентных преимуществ расценивается специалистами с точки зрения имеющихся ресурсов.[11,c.372]
Комплексные методы. Анализ конкурентоспособности компании в рамках подобных методов проводится на основе выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности компании. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции компании, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.
Большинство методик подразумевает сравнение практически идентичных компаний. Вместе с тем, формирование товарно-денежных отношений приводит ко все более усугубляющимся различиям в экономических условиях работы компаний. Все трудней становится установить четкие географические границы того либо другого рынка, определить перечень конкурирующих продуктов и компаний, что влечет неприменимость подобных методик оценки конкурентоспособности компаний.
Указанные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности компаний обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них. Основной причиной такового, по нашему мнению, представляется изначально недостаточно четко определяемое большинством экономистов понятие конкурентоспособности компании и критериев оценки этого показателя. Это, в свою очередь, обуславливается отсутствием общепринятого понятия конкурентоспособности компании [1].
Таким образом, конкурентоспособность фирмы имеет возможность быть охарактеризована и, в конечном счете, сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Вне сомнения, что предлагаемая оценка должна реализовываться на основе сопоставления определенных показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов. Определим искомые величины как коэффициенты операционной эффективности и стратегического позиционирования соответственно. Затем, посредством сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемой фирмы:[16,c.608]
K = Kr * KI, (1)
Где K - конкурентоспособность исследуемого предприятия;
Kr - коэффициент операционной эффективности;
KI - коэффициент стратегического позиционирования.
В качестве показателя прибыльности может рассматриваться рентабельность производства и реализации продукции, характеризуемая как отношение прибыли от реализации продукции к затратам, реализованным для ее производства и реализации. В математической форме:[13,c.160]
r = В / З, (2)
где r - операционная эффективность предприятия;
В - выручка от реализации продукции;
З - затраты на производство и реализацию продукции.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ ООО «САР-МОТОРС»
2.1. Организационно-правовая характеристика организации
ООО «САР-МОТОРС» является одним из древнейших продавцов автомобилей на рынке Республики Татарстан с 1991 года. Специализация — продажа, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей в Казани, доставка любых запасных частей для всей гаммы продаваемых нами автомобилей, автоаксессуаров, покрышек, дисков, и т. п.
Компания ООО «САР-МОТОРС» представляется официальным дилером многих отечественных автопроизводителей — ОАО «ГАЗ», ООО «Русские Автобусы» (Автобусы ПАЗ, Автобусы КАВЗ, Автобусы ГоЛаз, Автобусы ЛиАЗ), многих известных зарубежных изготовителей — Инфинити, Ниссан, Датсун, Сузуки, Киа. Каждый год более 5000 наших автомобилей обретают своих владельцев. В самых больших населенных пунктах Республики Татарстан — Казань, Набережные Челны — размещены автосалоны, где высококвалифицированный штат всегда поможет выбрать нужный именно для Вас автомобиль.
Помимо продажи автомобилей, предприятие ООО «САР-МОТОРС» осуществляет техническое и гарантийное обслуживание автомобилей Датсун, в том числе и российской сборки. Современное сервисное и диагностическое оборудование дает возможность техническим специалистам центра, прошедшим соответствующую сертификацию, конкретно установить поломку и выполнить ремонт любой трудности с соблюдением условий производителя к качеству и срокам работ.
Организационная структура автосалона имеет линейную типологию управления руководитель и подчиненный. Линейная организационная структура имеет четкую систему взаимных связей, оперативность в принятии решений.
Директор |
|||||||||||||||||||||
Бухгалтерия: Гл. бухгалтер 2 ведущих специалиста |
|||||||||||||||||||||
Заместитель директора |
Руководитель отдела сервиса |
||||||||||||||||||||
Руководитель отдела продаж |
|||||||||||||||||||||
Отдел сервиса |
|||||||||||||||||||||
Отдел продаж 6 менеджеров |
Отдел кредитования и строхования 2 специалиста |
Отдел маркетинга: Маркетолог 2 системных администратора |
|||||||||||||||||||
Администратор салона 2 специалиста |
|||||||||||||||||||||
Охрана и обслуживающий персонал |
Касса 2 кассира |
Рис.1. Организационная структура автосалона
Важнейшие финансово-экономические показатели деятельности ООО «САР-МОТОРС», расчет которых был осуществлен на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных технико-экономических показателей деятельности
ООО «САР-МОТОРС» за период 2016 ‒ 2018 гг.
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Выручка, тыс. руб. |
37 212 624 |
38 639 648 |
39 484 956 |
Себестоимость, тыс. руб. |
20 095 808 |
21 913 380 |
22 043 044 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
12 119 720 |
11 553 665 |
10 439 761 |
Рентабельность основной деятельности, % |
5,35 |
8,98 |
9,33 |
Рентабельность продаж, % |
5,07 |
8,24 |
8,54 |
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. |
42270 |
43948 |
45253 |
Фондоотдача, руб./руб. |
6,80 |
7,07 |
8,46 |
На основании данных, которые представлены в таблице 2, деятельность ООО «САР-МОТОРС» может быть охарактеризована, как успешная. Показатель выручки от продаж в 201 году увеличился на 1427024 тыс. рублей, по результатам 20168 года на 845308 тыс. рублей. При этом динамика себестоимости продаж не превышает динамики выручки. По результатам 2017 года себестоимость продаж увеличилась на 1763825 тыс. рублей, а по результатам 2018 года на 129664 тыс. рублей. Причиной этого является снижение курса национальной валюты, ведь существенная часть расходных материалов для осуществления производственного процесса приобретается заграницей. Рост себестоимости оказал влияние на динамику показателя прибыли, который в 2017 году составил 95,3%, а по результатам 2018 года произошло снижение удельного веса прибыли на 1113904 тыс. рублей.
Кроме того, необходимо отметить увеличение показателей рентабельности основной деятельности и рентабельности продаж. Рентабельность основной деятельности возросла в 2018 году с 8,98% до 9,33%, а рентабельность продаж возросла с 8,24% до 8,54%, что указывает на эффективность осуществляемой деятельности ООО «САР-МОТОРС» в 2018 году.
По итогам ввода в действие новейших основных фондов возросла среднегодовая стоимость основных фондов, при этом произошел рост уровня фондоотдачи основных фондов. Так, по результатам 2016 года фондоотдача основных фондов была равна 6,8 рублей выручки на каждый вложенный рубль в основные фонды, а по результатам 2017 года фондоотдача возросла до 8,46 рублей, что в процентном отношении составляет 24,4%, в то время как увеличение среднегодовой стоимости основных фондов за изучаемый период составляет 7,0%.
2.2. Оценка конкуренции организации
Для начала необходимо проанализировать внешнюю среду предприятия, PEST-анализ.
Внешняя среда призвана определять структуру и развитие организации в условиях рынка. Перед проведением намеченного анализа внешней среды многие специалисты советуют провести PEST-анализ таблица 3.
Таблица 3
PEST–анализ
Политико-правовые факторы |
Экономические факторы |
- трудовое законодательство; - налоговая система; - государственное влияние в отрасли; - политическая стабильность; - государственные законодательные акты |
- цены на энергоресурсы; - уровень инфляции; - уровень безработицы; - уровень конкуренции в отрасли; - возможность гос. поддержки |
Социально-культурные факторы |
Технологические факторы |
- демографические изменения (стиль жизни, привычки); - перемены в образе жизни; - изменение вкусов, моды и предпочтений потребителей |
- государственная налоговая политика; - появление новой продукции-аналога; - новые производственные технологии |
При помощи критериев оценки деятельности со стороны заинтересованных групп проведем анализ внешней реакции на организацию и представим данные в таблице 4.
Таблица 4
Критерии оценки заинтересованных групп