Файл: Мероприятия по совершенствованию ценовой политики организации (Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены
1.2 Задачи, механизм разработки, стратегия и постановка целей ценовой политики
2. Оценка ценовой политики ООО «Холод»
2.1 Общая характеристика компании
2.2 Основные положения ценовой политики компании
За три года выручка организации увеличилась всего на 46,96 %, так в 2016 году происходит рост объемов продаж на 25,03 %, а в 2017 году – на 17,54 %. Рост объемов продаж связан с расширением рынков сбыта. Более высокими темпами растет себестоимость, которая в 2016 году увеличилась на 26,37 %, а в 2017 году на 19,68 %. Рост объемов продаж привел к росту валовой прибыли на 22,38 % в 2016 году и на 13,15 % в 2017 году. Коммерческие и управленческие расходы за 3 года увеличились на 26,26 % и 39,72 % соответственно. Темпы роста которых ниже, чем валовая прибыль, что повлияло на увеличение прибыли от продаж за период 2015-2017 гг. в 2,4 раза. В 2016 году произошел рост прочих расходов, что привело к появлению убытка у ООО «Холод» в размере 95111 тыс.руб., однако в 2017 году руководство приняло меры по оптимизации затрат, что позволило организации выйти из зоны убытков и получить чистую прибыль в размере 14 829 тыс.руб.
2.2 Основные положения ценовой политики компании
Управление ценообразованием в ООО «Холод» возложено на отдел маркетинга. Отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется директору.
В таблице 2.2 представлено сравнение цен производителей молока.
Таблица 2.2 – Цены на молочную продукцию ООО «Холод» и основных конкурентов, руб.
Вид продукции |
ООО «Холод» |
ЗАО «БМК» |
ОАО «ЛАКТ» |
«Столица молока» |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5% финпак 0,9 литр |
40,95 |
41,25 |
38,9 |
40,1 |
Кефир 2,5 %, 0,5 л. |
30,95 |
33,15 |
32,1 |
34,1 |
Сметана 20 % (0,2 кг. стакан) |
28,5 |
31,5 |
30,8 |
31,1 |
Творог фас. 2% 0,25 кг. фольга |
53,75 |
54,3 |
53,8 |
54,0 |
Масло Крестьянское 72,5 % 0,180 кг. в каш. фольге |
45,7 |
46,2 |
45,1 |
48,1 |
Цены на продукцию всех трех организаций находятся примерно на одинаковых уровнях и колеблются в незначительных пределах.
При формировании цен ООО «Холод» придерживается политики «издержки+торговая наценка». Молочная продукция представляется потребителю ООО «Холод» в виде питьевого молока, масла, сметаны, творога, сыров в различном виде и т.д. Каждый молочный продукт требует различных затрат на его переработку и реализацию, у каждого из них цена и стоимость имеют различную структуру.
Исследования, проведенные отделом маркетинга ООО «Холод» показывают некоторые тенденции к их изменению (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Структура стоимости молочных продуктов ООО «Холод»
Продукты |
Всего |
Доля в стоимости |
|||
Сельское хозяйство |
Переработка |
Торговля |
НДС |
||
Молоко 2,5 %-ной жирности |
100 |
30 |
28 |
27 |
15 |
Сыры |
100 |
40 |
27 |
19 |
14 |
Творог |
100 |
23 |
36 |
26 |
15 |
Сметана |
100 |
43 |
25 |
17 |
14 |
Масло |
100 |
39 |
23 |
24 |
14 |
Доля переработки в стоимости отдельных продуктов различается незначительно, за исключением переработки творога.
Рассмотрим себестоимость производства продукции ООО «Холод» для чего составим соответствующую таблицу 2.4.
Таблица 2.4 - Показатели себестоимости продукции ООО «Холод» за 2015-2017 гг.
Статьи затрат |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста, % |
||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
|
1. Материальные затраты, в т.ч.: |
632673 |
62,00 |
804686 |
62,40 |
932691 |
60,43 |
127,19 |
115,91 |
сырье и материалы |
328990 |
32,24 |
443689 |
34,41 |
472748 |
30,63 |
134,86 |
106,55 |
топливо |
107554 |
10,54 |
111544 |
8,65 |
170809 |
11,07 |
103,71 |
153,13 |
электроэнергия |
196128 |
19,22 |
249452 |
19,34 |
289134 |
18,73 |
127,19 |
115,91 |
2. Заработная плата работников и социальные выплаты |
255110 |
25,00 |
333996 |
25,90 |
380210 |
24,64 |
130,92 |
113,84 |
3. Амортизация основных фондов |
81635 |
8,00 |
99297 |
7,70 |
129683 |
8,40 |
121,63 |
130,60 |
4. Прочие расходы |
51022 |
5,00 |
51581 |
4,00 |
100776 |
6,53 |
101,10 |
195,37 |
ИТОГО |
1020440 |
100,00 |
1289560 |
100,00 |
1543361 |
100,00 |
126,37 |
119,68 |
Анализируя данные таблицы 2.4 можно отметить, что в связи с увеличением спроса на продукцию ООО «Холод», наблюдается увеличение значений по всем элементам в составе себестоимости продукции. Так, себестоимость выросла на 26,37 % в 2016 году и на 19,68 % в 2017 году.
В структуре себестоимости в течение всего анализируемого периода (2015-2017гг.) наблюдается незначительная динамика по всем статьям затрат, при этом такая статья в структуре себестоимости продукции, как материальные затраты, занимает наибольший удельный вес на протяжении всего периода исследования, что позволяет говорить о том, что производство является материалоемким.
Причинами роста материалоемкости продукции явилось рост цен на сырье и полуфабрикаты изделия.
Операционные затраты организации (таблица 2.5) увеличились и составляют 67,06 % от общей суммы расходов в 2015 году, 67,64 % в 2016 году и 69,4 % в 2017 году.
Таблица 2.5- Анализ состава, структуры и динамики затрат ООО «Холод»
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017г. |
||||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
||
1 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг (ф № 2) |
1020440 |
67,06 |
1289560 |
67,64 |
1543361 |
69,40 |
2 |
Коммерческие расходы (ф № 2) |
146773 |
9,65 |
173564 |
9,10 |
185316 |
8,33 |
3 |
Управленческие расходы (ф № 2) |
354454 |
23,29 |
443433 |
23,26 |
495246 |
22,27 |
4 |
Всего (1+2+3) |
1521667 |
100 |
1906557 |
100 |
2223923 |
100,00 |
Так себестоимость проданных товаров, продукции, выполненных работ и предоставленных услуг в 2015 г. составила 67,06 % от общей суммы расходов, коммерческие расходы 9,65 %, управленческие расходы 23,29 %, в 2016 году себестоимость составила 67,6 %, коммерческие расходы 9,1 %, управленческие расходы 23,26 % а в 2017 г. соответственно 69,4 %, 8,33 %, 22,27 %, что свидетельствует об увеличение доли себестоимости.
Таблица 2.6 - Анализ постоянных и переменных затрат на производство продукции ООО «Холод» в 2015-2017 гг.
Затраты |
2015г. |
2016 г. |
2017 г. |
Относительное изм-е (+/-) |
Темп роста, (%) |
||
2016 / 2015 |
2017/ 2016 |
2016 / 2015 |
2017/ 2016 |
||||
Всего затрат, руб. в том числе |
1020440 |
1289560 |
1543361 |
269120 |
253801 |
126,37 |
119,68 |
Переменные затраты |
|||||||
-сумма, руб. |
938805 |
1190263 |
1413678 |
251459 |
223414 |
126,78 |
118,77 |
-уровень, % |
92,00 |
92,30 |
91,60 |
0,30 |
-0,70 |
100,33 |
99,24 |
Постоянные затраты |
|||||||
-сумма, руб. |
81635 |
99297 |
129683 |
17661 |
30387 |
121,63 |
130,60 |
-уровень, % |
8,00 |
7,70 |
8,40 |
-0,30 |
0,70 |
96,25 |
109,13 |
Как видно из таблицы 2.6 в структуре себестоимости наибольший удельный вес приходится на переменные затраты (92 % в 2015 году, 92,3 % в 2016 году и 91,6 % в 2017 году), размер которых увеличился на 26,78 % в 2016 году и на 18,77 % в 2017 году.
Можно отметить, что в организации достаточно высок уровень переменных затрат по отношению к постоянным затратам по годам анализируемого периода. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в организации преобладает использование ручного труда, вследствие чего постоянные издержки фирмы относительно невелики. Однако при тщательном рассмотрении динамики затрат можно отметить тенденцию к увеличению постоянных затрат на 0,5%, и, соответственно, к уменьшению переменных на аналогичную величину.
2.3. Типы ценовых политик и стратегий компании
Для оценки влияния ценовой политики на финансовые результаты организации целесообразно в рамках дальнейшего анализа провести оценку уровня прибыли ООО «Холод».
Динамика показателей прибыли ООО «Холод» представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Динамика финансовых результатов ООО «Холод» в 2015-2017 гг., тыс.руб.
Как видно их рисунка 2.2 все показатели валовой прибыли растут из года в год, что связано с ростом объемов продаж продукции ООО «Холод» и расширением рынков сбыта. Прибыль от продаж в 2016 году незначительно снижается, что связано с тем, что коммерческие и управленческие расходы растут более высокими темпами. Однако в 2017 году прибыль от продаж снова увеличилась и составила 31 907 тыс.руб. В 2016 году у ООО «Холод» наблюдается убыток, что связано с тем, что у организации большой размер прочих доходов и процентов к уплате за пользование кредитными средствами. Но уже в 2017 году руководством завода были приняты меры по оптимизации расходов и чистая прибыль на конец 2017 года составила 14 829 тыс.руб.
Произведем оценку качественного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности организации, таких как (табл.2.7): маржинальный доход; точка критического объема продаж; запас финансовой прочности; производственный (операционный) леверидж.
В качестве постоянных затрат берем себестоимость продукции ООО «Холод», а переменные представлены коммерческими и управленческими расходами.
Таблица 2.7 - Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности ООО «Холод»
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение |
||
абс. |
относит., % |
|||||
1 |
Выручки от продаж ( PQ), тыс.руб. |
1534970 |
1919220 |
2255830 |
720860 |
146,96 |
2 |
Переменные затраты (VQ) , тыс.руб. |
1020440 |
1289560 |
1543361 |
522921 |
151,24 |
3 |
Маржинальный доход (Iмарж.) , тыс.руб. ( стр.1 –стр. 2 ) |
514530 |
629660 |
712469 |
197939 |
138,47 |
4 |
Доля маржинального дохода в выручке от продаж, % (стр.3 : стр.1*100) |
33,52 |
32,81 |
31,58 |
-1,94 |
94,22 |
5 |
Постоянные затраты, тыс.руб. |
501227 |
616997 |
680562 |
179335 |
135,78 |
6 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. (I) (стр.1-стр.2-стр.5) |
13303 |
12663 |
31907 |
18604 |
239,85 |
7 |
Порог рентабельности (T min) , тыс.руб. ( стр.5 : стр.4) |
1495283,9 |
1880622,8 |
2154805,6 |
659521,7 |
144,11 |
8 |
Запас финансовой прочности, тыс.руб. (ЗПФ) (стр.1 – стр.7) |
39686,1 |
38597,2 |
101024,4 |
61338,3 |
254,56 |
9 |
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (стр.8:стр.1) |
2,59 |
2,01 |
4,48 |
1,89 |
173,21 |
10 |
Производственный (операционный) леверидж (стр.6:стр.8) |
0,34 |
0,33 |
0,32 |
-0,02 |
94,22 |