Файл: Тема 7. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и содержание системы национальных счетов
Принципы построения счетов Системы национальных счетов
Счет распределения первичных доходов
Счет вторичного распределения доходов
Счет перераспределения доходов в натуральной форме
Счета использования располагаемых доходов
Система макроэкономических уравнений в Системе национальных счетов
Счет распределения первичных доходов
Счет вторичного распределения доходов
Счет перераспределения доходов в натуральной форме
Счета использования располагаемых и скорректированных располагаемых доходов
Методы расчета базовых макроэкономических показателей
Принципы статистического моделирования на основе Системы национальных счетов
Общие принципы международного сравнительного анализа макроэкономических показателей
Построения ВВП на основе различных методов теоретически должны приводить к получению аналогичных результатов. В СНС такое равенство обеспечивается при наличии согласованных стоимостных оценок для взаимосвязанных показателей расчетных уравнений, основанных на соблюдении определенных методологических принципов отражения элементов учитываемых налогов.
Общие принципы их учета в СНС регламентируются положениями теории налогов и налогообложения, определяющими состав и характер взаимосвязей структурных элементов, относящихся к различным видам используемых налогов. Для налогов на продукты характерны различия между субъектами (налогоплательщиками - лицами, обязанными в соответствии с законодательными нормами осуществлять налоговые выплаты) и носителями налогов (их конечными плательщикам) в случаях перехода фактических обязанностей по их выплатам к другим субъектам экономического оборота. Такое положение прежде всего характерно для косвенных налогов, связанных с потреблением товаров и услуг. В этом случае субъектом налога, как правило, является экономическая единица, производящая или реализующая товары и услуги, а его носителем - единица, их приобретающая или потребляющая. Из-за сложности учета этих процессов и идентификации последней категории экономических субъектов в СНС налоги на продукты представляются в виде агрегатного показателя, отражающего результаты формирования данной группы налогов на общеэкономическом уровне.
Аналогичные принципы используются в СНС и при отражении субсидий на продукты.
Для прочих налогов на производство как разновидности прямых налогов, как правило, наблюдается идентичность субъектов и носителей налогов, что позволяет идентифицировать конкретные экономические единицы, являющиеся производителями товаров и услуг, и отразить в счетах СНС соответствующие налоговые операции в разрезе отдельных институциональных единиц и секторов экономики.
Для СНС такая дифференциация представляется принципиально важной из-за особенностей учета отдельных видов налогов в исходных показателях, что в свою очередь определяет алгоритмы всей системы балансовых построений, используемых в СНС при согласовании значений ВВП, рассчитанных на основе различных методов.
Определяющее значение для получения согласованных оценок ВВП имеет выбор видов цен, используемых при оценках данного показателя и его элементов. Их соотношение определяется структурой учитываемых налогов, в составе которых наиболее сложным представляется учет и отражение НДС и аналогичных видов вычитаемых налогов.
Налог на добавленную стоимость и аналогичные виды вычитаемых налогов по классификации СНС являются составными элементами налогов на продукты, в которые также включены налоги и пошлины на импорт (кроме НДС), налоги на экспорт, а также ряд других видов налогов, определяемых спецификой налоговых систем отдельных стран: налоги с продаж или оборота, акцизные сборы, налоги на отдельные виды услуг и др. В свою очередь в структуре начисленной суммы НДС выделяется вычитаемая и невычитаемая части.
Вычитаемая часть НДС в СНС определяется как его элемент, подлежащий уплате экономическим субъектом при приобретении товаров или услуг для целей промежуточного потребления, валового накопления основного капитала или перепродажи, который может вычитаться из суммы НДС, начисленного другим субъектам, и исключаться из его налоговых обязательств перед государством. Невычитаемая часть НДС определяется как его элемент, который фактически выплачивается экономическим субъектом.
В соответствии с методологией СНС наличие налоговых вычетов позволяет рыночным производителям уменьшить обязательства по выплатам НДС, начисленного покупателям на продажи произведенных товаров и услуг, на величину вычитаемой части налога, включаемого в их собственные затраты, связанные с приобретением товаров и услуг. В отличие от рыночных производителей для домашних хозяйств при приобретении товаров и услуг (с целью конечного потребления или накопления основного капитала, связанного с проживанием в собственном жилище), соответствующие вычеты по выплатам НДС не осуществляются. Для нерыночных производителей, контролируемых и финансируемых единицам, относящимся к государственному сектору или сектору НКО, обслуживающих домашние хозяйства, соответствующие вычеты по НДС также, как правило, не предусматриваются.
В СНС при расчетах ВВП в зависимости от состава учитываемых налогов используются: основные цены, цены производителей и цены покупателей.
Основные цены и цены производителей не содержат в качестве составных элементов НДС или аналогичные виды вычитаемых налогов. В отличие от цен производителей основные цены также не включают и все прочие налоги или субсидии, выплачиваемые или получаемые за единицу выпуска товаров и услуг.
Другим видом цен, которые учитываются в СНС при расчетах ВВП, являются цены покупателей, фактически уплачиваемые за товары и услуги. В их составе дополнительно учитываются транспортные расходы, связанные с доставкой товаров покупателям, и исключаются элементы в виде вычитаемой части НДС или аналогичных налогов, связанных с транспортировкой товаров. При наличии посреднических услуг, связанных с участием оптового и розничного звена в организации движения товаров и услуг, цены покупателей в отличие от цен производителей также должны включать дополнительные элементы в виде торговой наценки.
В отличие от основных цен в данном случае в ценах покупателей должны дополнительно учитываться такие элементы, как:
невычитаемые НДС, выплачиваемые покупателями;
расходы по доставке товаров, не включаемые в цены производителей;
торговые наценки;
чистые налоги на продукты (кроме невычитаемых НДС).
Соотношение между основными видами цен, используемыми в СНС, представлено на рис. 1.
В СНС применение различных видов цен имеет определенную специфику в зависимости от используемых методов расчета ВВП.
При использовании производственного метода формируемая балансирующая статья в виде добавленной стоимости не может быть отнесена к какому-либо определенному набору товаров и услуг и не может быть ассоциирована с конкретными видами цен. Поэтому содержание и форма представления данного показателя в СНС определяется видом цен, используемых при оценке его исходных компонентов.
В соответствии с принятой в СНС терминологией виды оценок показателя добавленной стоимости, как правило, определяются видами цен, используемыми для выражения показателя валового выпуска.
Для производителей наиболее адекватным реальным экономическим процессам этапа производства является подход, основанный на использовании при оценке выпуска основных цен, отражающих фактические экономические результаты их производственной деятельности, а при оценке промежуточного потребления цен покупателей как вида затрат, связанных с производственной деятельностью:
Показателю ВДС в ценах производителей соответствует расчетная схема, в которой для оценки валового выпуска используются цены производителей, а соответствующей формой представления показателя ВДС в этом случае является его выражение в виде
В современной СНС при оценках показателя ВВП, как правило, используется два альтернативных варианта цен: основные и рыночные цены.
В первом случае в качестве исходных элементов используются показатели валовой добавленной стоимости, полученные в секторах резидентной экономики и выраженные в основных ценах:
Для расчета ВВП в рыночных ценах полученное значение ВВП в основных ценах в соответствии с методологией СНС необходимо скорректировать на величину чистых налогов на продукты (ЧНП):
Соответствующая оценка ВВП для экономики в целом в рыночных ценах, основанная на использовании в качестве базового элемента показателя валовой добавленной стоимости в ценах производителей, может быть получена на основе следующего уравнения:
где , - суммарная валовая добавленная стоимость соответственно в основных ценах и ценах производителей; - чистые налоги на импорт; - невычитыемый НДС.
В соответствии с приведенными уравнениями может быть получено следующее соотношение между показателями суммарной валовой добавленной стоимости в основных ценах и ценах производителей:
Для приведенного условного примера (см. табл. 4.12) значение ВВП в рыночных ценах может быть определено на основе производственного метода с использованием соответствующих показателей счета производства:
В СНС расчеты приведенных валовых показателей могут также осуществляться на чистой основе, т.е. без учета потребления основного капитала в течение отчетного периода. Соответствующими модификациями показателей ВВП и ВДС являются показатели чистого внутреннего продукта и чистой добавленной стоимости:
Для исходных данных, представленных в условном примере,
Соотношения между соответствующими производственными макроэкономическими показателями, выраженными в основных, рыночных ценах и ценах производителей, представлены на рис. 2 и 3.
Равенство значений ВВП, рассчитанных на основе производственного и распределительного методов, определяется спецификой показателя добавленной стоимости, отражающего не только результаты производственной деятельности, но и являющегося источником первичных доходов в виде оплаты труда (ОТ), чистых налогов на производство и импорт (ЧНПИ), валовой операционной прибыли и валовых смешанных доходов (ВОП / ВСД). В данном случае соответствие между учитываемыми налогами и субсидиями на этапе производства и образования доходов обеспечивается в связи с наличием в составе расчетных показателей ВВП общего элемента в виде чистых налогов на производство и импорт.
В соответствии с данными условного примера, представленными в счете образования доходов, расчет ВВП на основе распределительного метода приводит к аналогичным результатам (см. табл. 13):
Более сложные методологические принципы лежат в основе согласования значений ВВП, рассчитанных на основе производственного метода и метода конечного использования, из-за необходимости учета особенностей используемой налоговой системы.
Теоретически при отсутствии НДС и других вычитаемых налогов при агрегировании счетов производства резидентных институциональных единиц, построенных на основе использования концепции рыночных цен, из расчетной схемы исключаются все элементы, относящиеся к промежуточным операциям. В результате для резидентной экономики стоимостные оценки производства товаров и услуг, предназначенных для конечного использования, будут эквиваленты расходам, связанным с их приобретением. Это соответствует равенству суммарного значения валовой добавленной стоимости в рыночных ценах суммарным расходам резидентных единиц на конечное потребление, валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных активов и ценностей и дополнительным расходам нерезидентных единиц при положительном значении чистого экспорта для резидентной экономики.
Данное тождество, составляющее концептуальную основу взаимосвязи элементов ВВП, учитываемых при использовании производственного метода и метода конечного использования, соблюдается при условии, что оценки элементов конечного использования товаров и услуг и импорта согласуются с оценками валового выпуска и промежуточного потребления. В этом случае значение ВВП в рыночных ценах может быть определено непосредственно на основе данных о его конечном использовании и импорте независимо от наличия дополнительных данных о результатах производственной деятельности или доходах резидентных единиц.