ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
непосредственно на конкретный вид продукции, работ или услуг. В конце месяца накладные расходы списываются на отдельные виды деятельности по источникам финансирования пропорционально заработной плате или сумме стоимости прямых затрат, а затем в дебет соответствующих счетов.
Для определения фактической себестоимости платных услуг на основании данных учета о расходах составляется отчетная калькуляция.
Аналитический учет расходов по предпринимательской деятельности ведется по видам выполняемых работ или услуг по кодам экономической классификации расходов бюджетов на многофакторных карточках.
Сдача в аренду имущества как вид предпринимательской деятельности бюджетных организаций имеет свои особенности.
Всоответствии со ст. 609 ГК РФ передача имущества в аренду оформляется договором аренды в письменном виде. Договор аренды на срок более года подлежит государственной регистрации.
Бюджетные учреждения в соответствии со ст. 298 ГК РФ не могут самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным за ними на правах оперативного управления органами власти. Поэтому договор аренды такого имущества должен быть подписан тремя сторонами:
- органом государственной власти или местного самоуправления, в чьей собственности находится данное имущество;
- бюджетным учреждением, за которым закреплено данное имущество; - арендатором.
Доходы бюджетного учреждения сданного в аренду имущества в полном объеме учитываются в смете его доходов и расходов после уплаты установленных законодательством налогов и сборов.
Недвижимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет полученных от предпринимательской деятельности средств, также может быть сдано в аренду.
Вэтом случае арендодатель получает арендную плату в виде перечислений на внебюджетный счет. Эти внереализационные доходы, согласно ст. 250 НК РФ, подлежат налогообложению.
Имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение без предоставления права собственности на данное имущество. Доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами организаций.
Согласно § 5 главы 4 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения входят в состав некоммерческих организаций. Следовательно, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и обязаны выполнять функции по исчислению и уплате налога, формированию и сдаче отчетности.
Одним из критериев, определяющих принадлежность организаций к бюджетным учреждениям, является то, что они созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных организаций социально значимы, в частности потому, что они выполняются безвозмездно или по фиксированным расценкам для социально слабых групп населения.
Однако в современных экономических условиях недостаточного бюджетного финансирования бюджетные организации оказываются втянутыми в рыночные отношения и занимаются предпринимательской деятельностью. Это привело к тому, что их деятельность стала носить двойственный характер. Потребовалось совмещение бюджетного бухгалтерского учета с хозрасчетным учетом. Кроме того, возникла необходимость вести налоговый учет.
На практике это оказалось довольно сложно, так как предпринимательская деятельность социальных бюджетных предприятий служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют им, т.е. социальному обслуживанию малообеспеченных
пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других групп. Поэтому во второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что предметом налогообложения является выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность.
Льготы при налогообложении предоставляются не применительно к характеру деятельности, а для каждого конкретного вида поступлений денежных средств. Доходы от платных услуг, оказываемых социальными службами, находящимися в ведении органов исполнительной власти всех уровней, согласно БК РФ, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг использования их имущества.
Таким образом, при осуществлении приносящей доход деятельности бюджетные социальные службы обязаны уплачивать налоги с доходов.
Социальные службы, согласно ст. 145 НК РФ, имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма
выручки от реализации услуг (работ, товаров) без учета налога не превысила в совокупности 1 млн рублей.
Не подлежит налогообложению реализация:
-протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления, а также технических средств, в том числе автотранспорта и материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
-услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными службами социальной защиты населения, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими органами здравоохранения и органами социальной защиты населения;
-услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;
-услуг питания в студенческих и школьных столовых и столовых медицинских учреждений в случае финансирования этих учреждений из бюджета или средств фондов обязательного медицинского страхования;
-услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
-работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих;
-билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурнопросветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий; аттракционов в зоопарках, парках культуры и отдыха; экскурсий; путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
-товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых общественными организациями, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;
-услуг организациями, уставный капитал которых состоит из средств общественных организаций инвалидов, если среди их работников среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %;
-услуг по негосударственному пенсионному страхованию. Льготное налогообложение является косвенным финансированием малообеспеченных групп населения.
Согласно части II, главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ) с 1 января 2001 г. перестало существовать привычное понятие «подоходный налог». Оно заменено понятием «налог на доходы с физических лиц» (НДФЛ).
Плательщиками НДФЛ являются большинство граждан России, имеющих постоянную регистрацию на территории РФ, называемых резидентами. В то же время лица, находящиеся на территории России менее 183 дней в совокупности, называются «нерезидентами» (беженцы, вынужденные переселенцы и все работающие без регистрации и оформления своих трудовых отношений с работодателями).
От уплаты этого налога освобождаются (льготируются):
-суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом 1-й, 2-й или 3-й группы и работающего в бюджетном учреждении по трудовому договору;
-суммы выплат в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учащимся или преподавателям, студентам или аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.
Бюджетные организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (НДС), если:
-за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 1 млн рублей;
-в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев они не реализовали подакцизные товары.
От налогообложения освобождаются операции по реализации технических средств
ипротезно-ортопедических изделий, сырья и материалов, используемых для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, оказываемые медицинскими организациями медицинские услуги, а также услуги по уходу за больными,
инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения.
Освобождая от уплаты НДС услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, произведенные студенческими и школьными столовыми продукты питания, ритуальные и некоторые другие услуги, государство косвенно финансирует получателей этих услуг.
Не облагаются НДС работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работы по строительству, созданию и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; оказание услуг по страхованию, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами и т.д.
Социальные службы всех форм собственности, производящие выплаты заработной платы и иных вознаграждений за выполнение работ или оказание услуг, являются плательщиками Единого социального налога.
В то же время не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии со ст. 238 НК
РФ:
-государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам;
-все виды компенсационных выплат, связанные с оплатой стоимости питания; увольнением работников, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности работников по сокращению штата или ликвидацией организации и т.д.;
-суммы единовременной социальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, возмещением причиненного материального ущерба или вреда здоровью, а также пострадавшим от террористических актов на территории России, членам семьи умершего работника и др.;
-суммы страховых платежей по договорам добровольного личного страхования работников;
-суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников финансирования, и т.д.
Таким образом, учреждения и предприятия системы социальной защиты населения имеют свои экономические особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
7 Глава
Проблемы эффективности социальной работы
7.1. Сущность эффективности социальной работы
и исторический подход к ее определению
Эффективность (эффект - от лат. effectus - исполнение, действие) - это результат действия, следствие действий; средство, прием и т.д.
Эффективность - это одна из главных характеристик человеческой деятельности. Она является важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность всего общественного производства.
Национальная экономика считается эффективной, если наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.
Смысл слова «эффективность» обычно определяется как «результативность, продуктивность». Но более точно его можно определить в зависимости от вида деятельности.
Цели и задачи социальной работы всегда конкретны. Они вызываются реальными потребностями реальных людей. Построенная на реальных потребностях социальная работа может иметь высокий эффект. Особенность деятельности органов социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания состоит в том, что и объектом, и субъектом социальной работы является человек. Поэтому эффективность социальной работы следует определять с учетом этой специфики как степень изученности и удовлетворенности социальных потребностей различных категорий людей. Таким образом, эффективность социальной работы - это оценка результата деятельности посредством его сопоставления с практическими целями и затратами.
Эффективность отражает характеристику результата целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели. Соотношение цели и результата и дает представление эффективности работы. Эффективность можно выразить формулой
Эф = Р:Ц, где Эф - эффективность, Р - результат, Ц - цель.
Чем выше результат и меньше затраты, тем больше эффективность. В определении эффективности обязательно присутствуют элементы: цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главными в этом перечне являются цель и результат, представляющие собой начало и конец деятельности.
Характерно, что эффективность рыночной экономики - это такое ее состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения другого члена общества.
Однозначного мнения о сущности понятия «эффективность социальной работы» нет. Рассмотрим различные подходы к определению этого понятия.
В словаре-справочнике по социальной работе эффективность социальной работы определяется как соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, во-первых, и как фактически достигнутые и необходимые результаты социальной работы - во-вторых. То есть эффективность социальной работы - это достижение наилучших результатов с наименьшими затратами.