ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению исследователя В. Г. Попова, эффективность отражает характеристику результата целенаправленной деятельности человека, оценку с точки зрения степени приближения вследствие этой деятельности к поставленной цели. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или отдельных ее элементов позитивно реагировать и отвечать на вопросы потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом: это максимально возможное в данных условиях достижение цели по удовлетворению социальных потребностей населения клиента при оптимальных затратах. В наиболее общем виде эффективность рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.

Как считает Б.Н. Боденко, эффективным решением в практической социальной работе следует считать такое, которое приводит к оптимальному отношению «затратырезультат». Вместе с тем он обращает внимание на то, что в текстах часто происходит отождествление понятий «результативность» и «эффективность» не только практиками, но и учеными. Причем происходит это без развернутых обоснований. Поиск «оптимального решения» означает, что речь идет об оценке рациональности человеческих усилий, т.е. оценки того, как полученный результат соотносится с затратами на его получение. Одной из причин нечеткости понятий «эффективность», по его мнению, в профессиональном отношении может выступать неадекватность формы представления взаимосвязи затрат на социальную работу результатам этой работы для анализа и оценки.

Однако понятие «эффективность социальной работы» взаимосвязано и с понятием «эффективность социальной защиты».

А. В. Крестов определяет эффективность социальной защиты как социальную стабильность в обществе, устойчивость самой системы социальной защиты или способность системы реагировать на малейшие изменения социального здоровья общества и адекватно изменяться самой, т.е. «поглощать» и «гасить» все негативные с социальной точки зрения всплески.

Вопросы социальной защиты населения как направления социальной политики в условиях рыночной экономики выходят сегодня на первый план.

Оценивая эффективность государственной социальной политики, находя критерии эффективности, мы, в конечном итоге, определяем эффективность работы государства как социального института. Но вся система в целом может работать эффективно только тогда, когда она способна «откликаться» на внешние воздействия, когда государство и


гражданское общество находятся на равных уровнях и пытаются найти компромиссное решение возникающих проблем. Особенно, по мнению А. В. Крестова, это проявляется в вопросах социальной защиты населения. Известно, что эффективность социальной политики государства определяется уровнем развития гражданского общества, наличием дееспособных органов на всех уровнях управления, состоянием социальной инфраструктуры.

Переход к рынку - это средство формирования эффективной социально ориентированной экономики. Социальная составляющая программы реформ - ее неотъемлемая часть.

Таким образом, в широком смысле эффективность государственной социальной политики напрямую зависит от эффективности экономических преобразований. Работу системы социальной защиты можно, как отмечает А. В. Крестов, считать эффективной, если любой человек, попав в сложную жизненную ситуацию, будет уверен, что существует некая служба или учреждение, где ему профессионально окажут необходимую помощь как единовременного характера, так и постоянную. Причем очень важно, чтобы спектр возможностей таких служб или учреждений был как можно шире, от простейшей материальной поддержки до сложнейших реабилитационных мероприятий.

Важнейшей составной частью системы социальной защиты населения, специфическим видом деятельности в этой сфере является социальное обслуживание. А эффективность социального обслуживания является составной частью эффективности всей социальной работы.

Особенности деятельности социальной защиты, учреждений социального обслуживания состоит в том, что они помогают людям измениться, восстановить свой личный социальный статус и т.д. При этом необходимые действия представляют собой определенную технологию. Эффективность той или иной технологии выражается в степени, уровне реализации поставленной цели работы с клиентом. Значит нужно учитывать и особенности понятия «эффективность технологии социальной работы».

Определенный вклад в исследование проблемы эффективности социальной работы внесли зарубежные ученые. В 1978 г. в США К. Вуд опубликовала обзор работ по вопросам эффективности социальной деятельности. Хотя она сделала вывод о неэффективности социальной работы, ей удалось выявить шесть принципов, на которых основывается успех работы с клиентом. По мнению К. Вуд, практики должны уметь:

-точно сформулировать проблему;

-тщательно проанализировать проблему и факторы, которые способствуют ее возникновению, препятствуют решению, или, наоборот, благоприятствуют ему;


-оценить вместе с клиентом, в какой мере проблема поддается разрешению;

-поставить задачи, обсудить с клиентом условия контакта;

-спланировать действия;

-оценить достигнутый клиентом результат.

В1981 г. Э.Маллен, выступая на симпозиуме, организованном Национальной ассоциацией социальных работников США, назвал четыре фактора, мешающих социальным работникам доказать эффективность их усилий:

- трудности в конкретизации целей оказываемой помощи; он рекомендовал социальным работникам научиться ставить перед собой цели, которые поддаются оценке;

- комплексный характер проблем, стоящих перед социальными работниками; - смена приоритетов финансирующих организаций (темы исследований чаще всего

диктуются наличием денежных ресурсов, а не научными потребностями изучения того или иного комплекса вопросов);

- необходимость выделять больше средств развитию исследовательской работы, чем практической в сфере эффективности.

Э. Маллен пришел к заключению о зависимости эффективности между конечным результатом и способностями работника, спецификой ведомства и отношениями с клиентом, особенностями клиентуры и методикой вмешательства.

В1982 г У. Рейд и П. Ханахан вновь поставили вопрос об эффективности. Впервые проведенный ими крупномасштабный обзор результатов социальной работы свидетельствовал о ее конкретном эффекте.

По мнению американских ученых и практиков, «оценки результатов социальной работы на микро-, мезоили макроуровне играют решающую роль в определении состоятельности социальной работы как профессии» [41].

Исследование проблемы эффективности социальной работы в России началось с середины 90-х гг. XX в. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли Е.Комаров, П. Павленок, А.Попов, Л. Топчий и другие. Однако до сих пор проблема эффективности относится к числу наименее разработанных.

Эффективность имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае социальные службы являются важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором - системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных

идейственных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания системы нормативов.


Основными компонентами сущности понятия «эффективность» являются цель социальной работы, ее результат и затраты. Существенным компонентом эффективности социальной работы считается общепринятая норма, или идеал, потому что этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному, почитание матери и т.д.) и их распространение служат критерием нравственного здоровья (или нездоровья) общества. А социальная работа направлена на поддержание этих норм. Стремление к идеалу - показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и социальной работы.

Социальная работа представляет собой целостную систему, включающую в себя субъект, содержание, средство, управление, объект и связывающие их в единое целое функции и цели. Исходная цель социальной работы - изучение социальных потребностей различных категорий людей. После того как потребности изучены и оценены, выявлены возможности и методы их удовлетворения, перед социальными работниками возникает другая цель - защита социальных интересов людей, в первую очередь не способных самостоятельно обеспечить свое существование. Важной целью социальной работы в условиях рынка является раскрытие творческих способностей людей, благодаря чему они обретают самостоятельность в решении своих проблем.

Распространено не совсем правильное мнение о том, что социальная работа преследует цель оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся, установление опеки над немощными. Действительно, сегодня в России она является главной в деятельности государственных и общественных органов социальной защиты населения. Однако если социальная работа ограничится только подобными целями, она будет содействовать развитию иждивенчества у нуждающихся, что сегодня довольно широко проявляется. Мировая практика социальной работы показывает, что главное - это стимулирование инициативы, творчества, создания для нуждающихся таких условий, в которых они могли бы найти выход из затруднительного положения, опираясь на социальную поддержку сумели бы обрести способность самостоятельно обеспечивать свои потребности.

Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения - это концептуальная цель социальной работы. Достижение перечисленных выше целей с логической неизбежностью должно привести к утверждению в обществе духа гуманности, взаимного уважения, требовательности и помощи, что можно рассматривать как итоговую цель социальной работы. В этом случае ее конечная цель сливается с целями других видов общественной деятельности - экономической, правовой, культурной и др.


Понятно, что цели социальной работы реализуются не сразу, а путем решения более мелких задач.

Существуют два взгляда на эффективность социальной работы. Первый связан с оценкой соотношения достигнутых результатов (или эффектов) и затрат, обеспечивающих эти результаты. Ключевая проблема при таком подходе заключается в измерении (описании) результатов (или эффектов), а также затрат. Поскольку затраты могут предполагаться, планироваться, постольку эффективность социального обслуживания может быть предполагаемой, планируемой, фактической (реально достигнутой).

В другом подходе имеют значение мнения, суждения, умозаключения, высказывания (о ком-то, о чем-то - более или менее конкретно) субъекта, который производит оценку эффективности социальной работы. Другими словами, важно выбрать информационные источники оценки. Ими могут быть: руководители социальных служб, специалисты по социальной работе, полевые социальные работники, обслуживаемые клиенты, представители контролирующих органов, СМИ и др. Необходимо иметь в виду прежде всего информационно-субъектное значение понятия «оценка эффективности социального обслуживания». В этом смысле оценочная информация, исходящая от конкретных людей, была, есть и будет субъективной. Чем больше субъектов участвует в процессе оценки, тем больше (при прочих равных условиях) она будет стремиться к более достоверной. Это, кроме того, процесс выявления мнений, суждений, умозаключений, высказываний с помощью определенных форм и методов. В данном случае мы имеем дело с процессуально-организационным значением понятия «оценка эффективности социального обслуживания».

7.2. Критерии эффективности

Для объективной оценки социальной работы необходимо выделить научнообоснованные критерии ее эффективности.

Критерий - это признак, на основании которого оценивается результативность социальном работы, мерило оценки ее эффективности.

Определение критериев эффективности социальной работы имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности.

Критерии могут содержать количественные и качественные показатели, т. е. индикаторы социальной работы должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой - систему показателей, отражающих состояние клиентов социальной работы. Поэтому эффективность социальной работы может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее