ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

различные основания для применения инструментария. Основанием могут быть социально-психологические особенности клиента, сфера социальной практики, характер проблем, встающих перед социальным работником.

Социальный работник использует и вспомогательные средства. Они представляют собой формы и методы воздействия на клиента и его деятельность с целью вовлечения и активизации его личностного потенциала в решение проблемы, для выхода из сложной жизненной ситуации. В социальной работе используются системы методов, приемов и форм воздействия в определенных алгоритмах: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические и другие методы.

Третий фактор - предмет труда – то, на что направлено какое-либо действие социального работника (социальная проблема, социальное явление). Предметами труда могут быть социально-экономические (бедность, безработица и др.), психологические (одиночество и т.д.), семейные проблемы (развод, жестокость в семье и др.), проблемы пожилых, инвалидов и других категорий, такие социальные явления, как алкоголизм, наркомания, социальное сиротство и др.

На общем уровне в социальной работе можно выделить два основных подхода к клиентам и их проблемным ситуациям: технический и коммуникативный подходы [28|. При техническом подходе социальный работник осуществляет корректирующие интервенции в жизненные ситуации клиента. При коммуникативном подходе он устанавливает коммуникативное взаимодействие и основанное на нем сотрудничество с клиентом. Социальный работник вместе с клиентом решает или облегчает проблемную ситуацию.

Применяя технический подход, социальный работник выступает в роли «социального инженера», который проводит профилактические или корректирующие интервенции в проблемные жизненные ситуации клиента. При техническом и интервенционном подходе социальный работник овеществляет предмет деятельности. Работа с клиентом строится как взаимоотношения субъекта с объектом. Социальный работник является субъектом, или носителем, активной деятельности, а клиент со своими проблемами — предметом, или объектом, этой деятельности.

Коммуникативный подход отличается от технического подхода по характеру. При установлении взаимодействия между социальным работником и клиентом ставится задача избежать превращения клиента в объект деятельности. С помощью коммуникации формируется понимание проблемной ситуации самим клиентом. Предметом деятельности становится не клиент, а его проблема. Такими проблемами могут быть ресурсные трудности, т.е. бедность, жестокость и насилие в семье, наркомания или алкоголизм и т.д.


Задача социального работника - создание условий для решения проблемы и вовлечение клиента в эту работу, т.е. превращение клиента в субъекта.

При техническом подходе объектом изменений обычно является клиент. Непосредственно к сообществу не предъявляются требования перемен. При коммуникативном же подходе социальный работник является посредником между клиентом и сообществом, порождающим проблемы. Требования изменения адресуются как к клиенту, так и к сообществу.

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии социальной работы, представляющей собой совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных, технологических процессов в сфере социальной работы (технология социального обеспечения, социального обслуживания, социального страхования, социальной реабилитации и др.).

Важное значение имеют также производственные возможности социальной работы как государства в целом, так и отдельных регионов и социальных служб. Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем социальных услуг и помощи, который может быть достигнут при оптимальном использовании имеющихся ресурсов.

Следует отметить, что использование производственных возможностей осуществляется по-разному в зависимости от степени развития сферы социальной работы.

Таким образом, производство в сфере социальной работы - это тот исходный пункт, в котором создается продукт, т.е. нематериальные блага и услуги, а производственные основы включают в себя: человеческий фактор, предмет труда и средства труда - все то, что необходимо для организации производства и что входит составной частью в понятие «ресурсные основы социальной работы».

Ресурсные основы социальной работы. В экономической теории понятием

«ресурсы» обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в создании материальных и духовных благ и услуг. Это - природные, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы [40|.

Природные ресурсы - это часть совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства. Главная цель социальной работы — добиться оптимального соотношения (адаптации) клиента с окружающей средой, в том числе с природой.

Материальные ресурсы включают все средства производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда).


Трудовые ресурсы представлены рабочей силой. Существенное значение для характеристики трудовых ресурсов в сфере социальной работы имеют уровень образования, квалификации, мотивации к труду, ценностные установки социального работника и т.д.

Финансовые ресурсы являются важнейшим элементом экономической основы социальной работы. Они представлены денежными средствами, выделяемыми государством и обществом в сферу социальной работы для производства услуг и выплат. Поскольку социальная работа является в основном бюджетной сферой, главные источники ее финансирования - государственный бюджет, внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). Определенное место занимают негосударственные источники (общественные, благотворительные фонды и т.д.).

Информационные ресурсы в последние годы становятся неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности социальных учреждений и служб. Они необходимы для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Организационно-правовые основы социальной работы. Они закреплены в законодательстве и других нормативно-правовых документах Российской Федерации и содержат принципиальные положения, регулирующие социально-экономические отношения, организацию и деятельность в сфере социальной зашиты: социального обеспечения, социального обслуживания, социального страхования; устанавливают нормы права, экономические, социальные и правовые гарантии для различных категорий граждан, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Отражают порядок и экономические условия пенсионного обеспечения, оплаты социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставления пособий и льгот и т.д.

При изучении организационно-правовых основ социальной работы в рамках курса важно обратить внимание на роль государства как главного субъекта социальной работы, его экономической политики, участия в регулировании, производстве и финансировании социальных услуг в соответствии с принципом социальной справедливости. Вместе с тем следует учитывать внешнеэкономические факторы, которые обусловливают существенную специфику экономических процессов и отношений в системе социальной работы на современном этапе развития общества.

В нормативно-правовых документах Российской Федерации определены финансовое, имущественное, кадровое обеспечение и оплата труда работников


учреждений социальной защиты населения; полномочия субъектов РФ в области ресурсного обеспечения, особенности организации бухгалтерского учета в социальных службах и др. Рассмотрение их сущности, содержания и конкретного применения в практике социальной работы имеет важное значение. Распределение ограниченных финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов между альтернативными способами их применения для получения результатов предполагает необходимость соизмерять производимые затраты с достигаемыми результатами и оптимизировать соотношение выгод и издержек.

Ценностные основы социальной работы. Для хозяйственной деятельности в сфере социальной работы наряду с другими структурными элементами важное значение имеют ценностные основы.

Ценности как представления о правильных целях и принципах оказывают непосредственное влияние на организацию и деятельность отраслей социальной сферы. Они воплощаются в целях государственной политики по отношению к предоставлению социальных благ и услуг населению и определяют особенности экономических институтов, устанавливаемых в этой сфере.

Примерами ценностей, формирующих цели социальной политики государства, являются [38]:

-социальная справедливость;

-социальная защищенность:

-социальный мир:

-сохранение человеческого достоинства:

-гуманизация экономической и трудовой жизни.

Среди них особое значение имеют представления о социальной справедливости. Это суждение о том, какое распределение благ и услуг между членами общества следует считать правильным. Например, представления о том, что каждый человек в современном обществе должен иметь некоторый достойный уровень жизни, т.е. возможности потреблять блага и услуги в размерах не ниже определенного уровня, признаваемого обществом в качестве достойного. Следование подобным принципам как раз и выражается в формировании систем социального обслуживания, деятельность которых обеспечивает требуемое распределение благ и услуг.

Таким образом, экономические основы социальной работы, представляющие собой совокупность теоретико-методологических, ресурсных, организационно-правовых, ценностных и других элементов, обеспечивают экономическую базу социальной работы


как института социальной защиты населения с учетом ее специфических особенностей и ограниченности ресурсов в условиях рыночной экономики.

Они включают такие важные компоненты как:

-теоретико-методологические основы;

-организационно-правовые основы;

-ресурсные основы;

-ценностные основы;

-экономические основы социального действия и взаимодействия субъектов социальной работы как формы социальной деятельности, выступающей одновременно основанием и внутренним элементом экономического действия (производства, распределения и предоставления социальных услуг и помощи) и др.

Значительное место в экономических основах отводится сущности социального действия в сфере социальной работы. Их осуществление включает в себя правила, по которым такие действия совершаются; особенности различных типов действий в системах социального обслуживания, социального обеспечения и социального страхования; особенности экономических процессов, отношений, институтов социальной сферы в целом, в которых эти действия воплощаются. Центральной задачей является овладение принципами и методами деятельности социальных учреждений и служб в условиях ограниченных ресурсов в целях удовлетворения имеющихся потребностей.

2.2. Основные экономические категории и понятия социальной работы

Экономические категории выступают как отражение совокупности производительных сил, труда и социально-экономических отношений общества. Становление и развитие реальных экономических условий жизни населения всегда приобретают социальные форму и смысл в виде определенных условий труда, материальных благ, уровня развития медицины, образования, культуры, занятости населения [11|.

В разумно организованном обществе потребляемые личностные блага должны распределяться пропорционально количеству и качеству, результативности общественнополезной деятельности. При этом базовый, низовой уровень благосостояния, соответствующий человеческому достоинству, должен быть обеспечен каждому гражданину страны без исключения в каждом достаточно развитом социуме.

Сложная, интеграционная совокупность факторов, процессов и результатов воспроизводства, непосредственно ориентированных на удовлетворение многообразных и