ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА АВАРИЙНОГО РИСКА
1.1 Общие аспекты |
|
В Советском Союзев |
течение длительного периода |
осуществлялась научно-техническая политика, ориентированная на постоянный рост объемов промышленного производства. При этом ущерб, наносимый техническим прогрессом окружающей природной
среде, по существу во внимание не принимался [1].
Такая политикав |
большой степени |
определялась |
развитием |
||
человеческой цивилизации |
целом,иб ои |
в |
развитых странах ученые |
||
серьезно озаботились ростом техногенной опасности лишьв |
70-е годы |
истекшего столетия после аварии в г. Севезо (Италия, 1976).
С 1992 г. в России происходит трансформация хозяйственного облика страны, которая сократила темпы промышленного роста, однако лишь в небольшой степени снизила давление техносферы на экосистемы.
|
Переходк рыночным принципам хозяйствования, появление новых |
|
форми |
видов собственности, физическое |
моральное старение |
оборудования, резкое ухудшение материально-финансового положенияи промышленных предприятий привели к росту числа крупных аварий с тяжелыми социальными и экономическими последствиями. Эти обстоятельства поставили проблему промышленной безопасности в число приоритетных задач государственного управления.
Осознание того, что надежность той или иной технической системын е гарантирует е безопасности нарядус ростом аварийности объектов техносферы породило принципиально новый подходк оценке уровня опасности технических систем [10-11]Д. о 60-х г.г. прошлого столетия анализ безопасности основывался преимущественно на эмпирических методах. Появление современной теории безопасности связанос обстоятельствами, описанными ниже.
Начало положили исследования разнообразных аварий, которые возникали и могут иметь место в атомной промышленности [12]. В этих
работах были заложены методологические основы анализа риска. Такие
логико-вероятностные подходыка к метод деревьев отказови деревьев событий, ранее использовавшиесяв теории надежности; приемы оценки
последствий аварий |
процедуры вычисления риска, используемыев |
12
отчете [12], были взяты в дальнейшем на вооружение в химических
отраслях промышленностиВ. дальнейшем анализ причин последствий аварии на ядерном реакторе атомной электростанции «Три Майлс Айленд»в штате ПенсильванияСШ Ав 1979году привелк серьезной переоценке методологии оценки опасности технических систем. Это обстоятельство привело к тому, что при национальном научном фонде США была учреждена специальная комиссия по проблемам риска. Новое научное направление получило официальное признание [13].
Коренной поворот отношении научной общественности нашей |
|
странык проблеме промышленной безопасности произошелв |
результате |
Чернобыльской катастрофы, произошедшей2 6 апреля |
1986 года. |
Большая роль по созданию развитой системы промышленной безопасности в СССР принадлежит академику В.А. Легасову. В 1987 году им была организована рабочая группа при президенте академии наук СССР по оценке риска и проблемам безопасности с целью
выработки концепции безопасности. Была подготовленаи |
принята |
||
Правительством |
Прохрамма химической |
безопасности |
СССР |
(Постановление СМ СССР №1022). |
|
|
|
Таким образомка к теория надежности,та ик |
теория аварийного |
риска, обусловленного объектами техносферы, возникли вследствие
обеспокоенности населения |
властных структур |
ростом крупных |
техногенных катастроф. |
|
|
С целью преодоления |
негативных тенденциис |
аварийностью |
промышленности Государственной Думой Российской Федерации 21 июля 1997 г. принят и вступил в силу федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
№116-ФЗ. Закон определяет правовые, |
экономические |
социальные |
|||||
основы |
обеспечения |
безопасности |
эксплуатации |
опасных |
|||
производственных объектов,а |
также |
меру |
административной |
|
|||
уголовной |
ответственности |
предприятий |
направлен |
а |
|||
предупреждение аварийн а |
этих объектахи |
обеспечение готовностики х |
|||||
локализации ликвидации. |
|
|
|
|
|
||
Статья1 |
4 этого |
закона |
однозначно |
увязывает |
возможность |
получения предприятиями лицензий на соответствующий вид
деятельности с необходимостью представить в органы государственного надзораи местного самоуправления «Декларацию безопасности
промышленного объекта», а также получить положительное экспертное
13
заключение по ней от уполномоченной Госгортехнадзором РФ для этой цели специализированной организации.
Статья 15 этого закона требует от потенциально опасного предприятия заключить с соответствующими компаниями договор страхования социальной и материальной ответственности перед третьими (физическими юридическими) лицами, которым может быть нанесен ущербв результате деятельности предприятия.
Следует особо подчеркнуть, что до принятия этого закона ответственность предприятия - собственника опасного промьшшенного объекта перед третьими лицами бралон а себя государство.
Центральной задачей декларирования промышленной безопасности является основанноен а фактических сведениях, официально заверенных руководителем потенциально опасного производственного объекта, информационное отражение реального состояния промышленной безопасности на объекте, включающее всесторонний объективный анализ характерных опасностей и оценку риска и описание принятых
мер технического организационно-методического характерап о предотвращенияи локализации аварии.
Наиболее значимым и ответственным разделом декларации является анализ риска, т.е. обоснование частоты возникновения и специфики развития различного рода аварии, также определение количественных показателей связанных с этим социального, материального и
экологического ущербов. Сочетание этих двух категорий: последствий и вероятности (обычнов виде произведения) образует понятие риска-
нового количественного критерия оценки безопасности, позволяющего
получить универсальную шкалу для сравнения опасностей различного
происхождения.
Обычно риск аварии исчисляется в единицах ущерба, отнесенных ко времени. Определяющее соотношение для прогнозирования оценок аварийного риска может быть представлено в виде:
Оценка |
= |
s |
Частота z-ro |
Ущерб (потери) |
риска |
аварийного |
при z-омаварийном |
||
аварий |
|
|
процесса |
процессе |
14
Суммирование производится о всей совокупности аварийных процессов, которые могут иметь местона объекте.
Из приведенного соотношения следует, что прогноз уровня аварийной опасности связан с частотным анализом возможных аварийных процессов и с прогнозом ущерба при потенциальных авариях.
В отличие от других подходов оценки безопасности производственной деятельности методология риска позволяет в рамках системного анализа:
1 исследовать причинно-следственный механизм (логику)
|
возникновения различных |
аварий |
спрогнозировать х |
|||
|
частоту; |
|
|
|
|
|
2 |
учесть влияние |
технологических, |
метеорологических, |
|||
|
региональных |
целого |
ряда |
других |
особенностей а |
|
|
характер и масштабы последствий от аварий; |
|
||||
3 |
оптимизировать |
управленческие |
решенияп |
о повышению |
||
|
безопасности объекта в условиях ограниченных средств. |
|||||
Проще говоря,он а дает возможность реализовать принцип |
||||||
«предвидеть предупреждать» вместо традиционного |
«реагировать |
|||||
исправлять» [10,14]. |
|
|
|
|
|
Следует подчеркнуть, что методология «риск-анализа» получила за рубежом самое широкое развитие и уже около 30 лет рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов административноправового управления безопасностьюв промышленности детально разработанной методической базой, являющей собой, однако, ревниво
оберегаемое «ноу-хау». По этой причине в России до недавнего времени были известны лишь отдельные положения этой методологии при отсутствии единого методического комплекса, включающего взаимосвязанные процедуры расчета всех составляющих риска для типовых объектов конкретных отраслей промышленности.
Общепринятыми характеристиками уровня опасности в мире являются оценки риска. Они позволяют провести количественный анализ уровня опасности относительно конкретных реципиентов риска [11,15]. Анализ оценок риска позволяет дифференцировать опасные техногенные объекты в первую очередь по угрозе, которую они представляют для человекаидл я окружающей природной среды,и даёт возможность провести дифференциацию территорий по уровню потенциальной
15