ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 28. Развитие древней и средневековой русской культуры:
Вопросы и задания для самоконтроля
Ч.1. «Этногенез славян, история Древней Руси IX-XII вв.» ч.2.«История России в XIII – XVII вв.»
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса Практикумы, хрестоматии
Методические материалы к семинарским и практическим занятиям.
Тема 1. Введение в курс истории России (2 ч.)
Тема 2. Древние славяне и угро-финны до образования государства (4 ч.)
Тема 3. Языческая культура славян-руссов (2 ч.)
Тема 4. «Русь изначальная» (4 ч.)
Тема 5. Принятие христианства на Руси (2 ч.)
Тема 6. Русская Правда как исторический источник (2 ч.)
Тема 7. Общественные отношения, быт и нравы в Древней Руси (по Русской Правде) (6 ч.)
Тема 8. Раздробленность Руси (XII – XIII вв.) (2 ч.)
Тема 9. Развитие древнерусской культуры в IX – XII вв. (4 ч.)
Тема 12. Развитие религиозной и общественно-политической мысли в России в XV-XVI вв. (2 ч.)
Тема 13. Становление Российского самодержавия (4 ч.)
Тема 15. Практикум: Экономическое развитие России в XVII в. (2 ч.)
Тема 17. Становление российского абсолютизма в XVII в. (4 ч.)
Платонов С.Ф. Сочинения в 2-х т. – СПб., 1993.
Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI – XIII вв.: Исследования, тексты, переводы. – СПб., 1992.
Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1991.
Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII вв. Принятие христианства. – М., 1988.
Русская идея. – М., 1992.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – М., 1982. Изд. 2-е, доп. – М., 1993.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – Изд. 1-е – М., 1984; – Изд. 2-е – М. – Киев, 2002.
Рыбина Е.А. Торговля средневекового Новгорода: Историко-археологические очерки. – Великий Новгород, 2001.
Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII вв. – М., 1969.
Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. – М., 1988.
Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. – М., 1982. – С. 236-247.
Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. – М., 1995.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1994.
Скрынников Р.Г. На пороге опричнины //Средневековая и новая Россия: Сб. науч. статей. К 60-летию И.Я. Фроянова. – СПб., 1996. – С. 368-396.
Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. – М., 1988.
Скрынников Р.Г. Царство террора. – М., 1991.
Славяне и скандинавы. – М., 1986.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. В 2-х т. – М. – Л., 1947.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 29 т. – М., 1988-1990.
Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович //Вопросы истории. – 1992. – № 4-5. – С.73-89.
Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. – Л., 1982.
Фаннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200 – 1304. – М., 1989.
Фроянов И.Я. Былинная история / И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин – СПб., 1997.
Фроянов И.Я. К истории зарождения Русского государства //Из истории Византии и византиноведения. /Отв. ред. Г.Р. Курбатов. – Л., 1991. – С. 57-61.
Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. – СПб., 1999.
Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. – Л., 1974.
Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI – X вв.). – СПб., 1996.
Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV вв. Очерки по социально-экономической и политической истории Руси. – М., 1960.
Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и «Русская Правда» //Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1965. – С.128-278.
Шевченко М.М. История крепостного права в России. – Воронеж, 1988.
Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России //Отечественная история. 1996. – № 3. – С.93-114.
Юшков С.В. Правда Русская. – М., 2003.
Янин В.Л. Открытие Древнего Новгорода /В.Л. Янин, Е.А. Рыбина. – М., 1983.
Методические материалы к семинарским и практическим занятиям.
Тема 1. Введение в курс истории России (2 ч.)
Методические принципы организации практических занятий.
Работа с источниками и монографической литературой.
Приемы и методы письменного оформления прочитанного по теме (практическая работа под руководством преподавателя по источникам).
Источники и литература
Материалы по истории СССР. (Для семинарских и практических занятий) /Под ред. А.Д. Горского. – М., 1985. – Вып.1.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по истории СССР для студентов-историков. ‑ Кострома: КГПИ, 1991.
Нагаев А.С. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в./ А.С. Нагаев, В.Н. Огнев – М., 1991.
Сборник документов по истории СССР (IX – XIII вв.) /Под ред. В.В. Мавродина. – М., 1970. – Ч.1.
Методические рекомендации.
Подготовку к семинарским и практическим занятиям рекомендуется начинать с повторения лекционного материала и знакомства с изучаемыми проблемами по учебникам. Это позволяет видеть предложенную к изучению на семинаре проблему в комплексе, определить место каждого вопроса в контексте проблемы, вспомнить основные подходы историков по отдельным аспектам проблемы. Важно в процессе знакомства с учебной литературой понять структуру изучаемой проблемы. На этом, первом, этапе подготовки к семинару, в тетради для практических занятий оформляется название изучаемой темы, ее план, полный список литературы по теме, выписки из учебников выполняются по мере необходимости.
Следующим этапом подготовки является изучение отдельных вопросов, представленных в плане семинарского занятия, на основе монографий (исторических исследований, посвященных данной проблеме) и источников. При изучении монографической литературы важно отобрать материал, раскрывающий только конкретный вопрос, не увлекаясь всей массой информации, представленной в исследовании. Важно помнить, что при создании исторического труда историк мог решать несколько иные исследовательские задачи, нежели предполагает вопрос семинарского занятия. Ввиду этого не имеет смысла переписывать и тем более ксерокопировать все, что написано в монографии. Однако необходимо избегать другой крайности, когда студент выбирает только основные тезисы, не обращая внимание на их обоснование в авторской работе. Чтобы избежать указанных ошибок, работа над монографией при подготовке отдельного вопроса должна включать следующие этапы:
Первый этап – ознакомление с соответствующими разделами монографии, определение структуры авторского изложения, соотнесение ее со структурой изучаемого вопроса.
Второй этап включает отбор необходимой для ответа на поставленный вопрос системы тезисов и анализ их обоснования в монографии.
Третий этап – письменное оформление конспекта монографии по следующему образцу:
Автор. Полное название работы. Указание места и года издания работы, конспектируемых страниц.
тезис |
авторское обоснование тезиса |
Выписки из текста желательно производить своими словами, хотя допускается и прямое цитирование с заключением цитат в кавычки и указанием страницы цитируемого отрывка.
Следует иметь в виду, что по многим проблемам исследователи не имеют общепринятой точки зрения. Поэтому изучение одного лишь взгляда по вопросу сделает знания студента неполными. По каждому вопросу необходимо изучение как минимум трех подходов: работы представителя дореволюционной историографии (С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, по отдельным вопросам С.Ф.Платонова или Н.М.Карамзина), работы представителя советской историографии, охватывавшей труды 20-80-х гг. XX века, а также работ современных авторов.
Изучение значительной части вопросов семинарских занятий предполагает анализ исторических источников. Они представлены в хрестоматиях, сборниках документов и практикумах, рекомендуемых к каждому занятию. Многообразие видов источников предполагает различную методику их анализа. С целью овладения этой методикой будут проведены лабораторные и практические занятия. Однако, наиболее общий прием состоит в следующем порядке изучения.
Во-первых, дается краткая характеристика исторического источника. Она включает описание исторической обстановки возникновения документа, определение его авторства, целей, с которыми создавался данный документ, что позволяет сделать вывод о степени его достоверности и полноте сообщаемых сведений.
Во-вторых, оформляются выписки из текста документа информации, раскрывающей поставленный вопрос. Выписки не должны быть сплошными, но обязательно должны дословно воспроизводить необходимый отрывок, то есть представляют собой цитаты, хотя и с необходимыми сокращениями. Каждая выписка должна снабжаться комментариями на основе исследований историков или личных рассуждений студента. Выписки оформляются в следующем виде:
Автор. Полное название текста документа. // Указание сборника документов, из которого извлечен данный источник.
Цитаты из источника |
Комментарии |
Завершать работу с источником, а также изучение отдельных вопросов семинара необходимо письменным выводом.
Углубленное освоение отдельных исторических проблем требует изучения монографий не только по отдельным вопросам, но и полностью, как самостоятельных исследований. Это важно также для выполнения впоследствии творческих студенческих работ: спецсеминаров, курсовых и дипломных работ. С целью усвоения методики изучения монографий, со студентами первого-второго курсов проводятся собеседования по прочитанным монографиям. Для подготовки к собеседованию студенты в начале учебного семестра выбирают монографию для изучения из числа работ, указанных в списках рекомендуемой литературы. При подготовке выполняются конспекты монографий, по которым проводится устная беседа. Подготовка производится по следующему примерному плану:
Время написания монографии, автор, название, структура работы.
Проблема (или проблемы), которой посвящена монография.
Историография поставленной проблемы. Точка зрения историков на данную проблему до появления монографии.
Источниковая база для монографии.
Исследовательские задачи, поставленные автором, их решение в монографии. (На основе анализа содержания глав).
Выводы автора и его вклад в историческую науку.