ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 2030

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер­ ным и почему?

1. Наука в жизни современного общества.

1. Политический режим. Демократия.

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

1. Биологическое и социальное в человеке.

1. Экономика и ее роль в жизни общества.

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

1. Экономические системы и собственность. Право собственности.

1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

1. Предпринимательство.

1. Социальные конфликты, пути их решения.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

1. Семья как малая группа.

1. Особенности подросткового возраста.

1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

1. Социальная структура общества.

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

1. Рынок и рыночный механизм.

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.

1. Экономические цели и функции государства.

1. Мышление и речь.

1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1. Налоги, уплачиваемые гражданами.

1. Человек и его ближайшее окружение.

1. Личность. Межличностные отношения.

1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

Б) Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, который наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за нарушение служебных обязанностей, которые ус­танавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должност­ными инструкциями, действующими на предприятиях и в организациях, уставами и др. (например, за опоздание на работу, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и т.д.). Применяется к на­рушителям трудовой, служебной дисциплины. Заключается в наложении дисциплинарных взыска­ний администрацией того предприятия, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчи­ненности органом.

B) Гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав дру­ гого лица. Заключается она в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмеще­ ние убытков, уплату неустойки, возмещение вреда). Неправомерное поведение может состоять в не­ добросовестности продавца, продавшего некачественный товар, в совершении незаконной сделки, в причинении имущественного ущерба и морального вреда и т.д. В качестве гражданско-правовых санкций применяются: ограничение дееспособности; признание сделки недействительной; растор­ жение договора; взыскание удвоенной суммы задатка; выселение из жилого помещения; взыскание неустойки, убытков, компенсация морального вреда и др.

3. Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покупки. Есть несколько вариантов выбора: объявления в газете, ме­стный потребительский рынок, крупный универмаг, специализированный магазин. Как осуще­ствить доступную и качественную покупку желаемого? Предложите ваши действия и обоснуйте ваш выбор.

При выборе подходящего варианта необходимо учитывать следующее.

  1. Объявление в газете. Во-первых, если давать объявление, публикация займет достаточно дол­ гое время — не менее 1 недели. При изучении тех объявлений, которые уже опубликованы, следует понимать, что, как правило, там размещается информация о товарах, бывщих в употреблении. С од­ ной стороны, цены, вероятно, на такие товары ниже, но необходимо потратить достаточно много времени на телефонные звонки и выезды, чтобы увидеть товар.

  2. Местный потребительский рынок не дает достаточных гарантий качества товара, но предлагает его по сравнительно небольшим ценам.

  3. В крупном универмаге уровень цен, как правило, выше, чем в предыдущих вариантах, но он предлагает гарантированное качество.

  4. Специализированный магазин предлагает, как правило, более высокие цены, но ассортимент товаров позволяет удовлетворить любые вкусы и гарантирует высокое качество. Если даже необхо­ димого товара нет, то его можно заказать.


БИЛЕТ № 30


1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

Основы конституционного строя — это главные принципы государства, обеспечивающие под­чинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Они изложены в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя».

1. Россия демократическое государство. Важнейшими признаками демократического госу­ дарства являются:

а) народовластие,

б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

в) идеологическое и политическое многообразие,

г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина,

д) обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные современной политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права

  1. Россия правовое государство. Правовым государством признается демократическое госу­ дарство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип раз­ деления властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. На­ званные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.

  2. Россия федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важ­ нейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные ор­ ганы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ.

  3. Россия государство с республиканской формой правления. Это означает, что все граждане, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Россий­ ской Федерации — Федерального Собрания, а также избрания главы государства — Президента Российской Федерации. Осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государст­ ва, а фактически — и главы исполнительной власти, а также то, что Президент избирается всенарод­ ным голосованием. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например, наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной Думы. Таким образом, Россию можно назвать президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.

  4. Россия суверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкае­ мость его решений в делах внутренних. Суверенитет России был закреплен в Декларации «О госу­ дарственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депута­ тов РСФСР. Носителем суверинитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ.


Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присво­ить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

  1. Россия социальное государство. Это один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Социальная политика Россий­ ской Федерации ориентирована на самые разные слои населения. Особое значение имеет государст­ венная помощь малообеспеченным слоям, группам людей, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.

  2. Россия светское государство. Светский характер Российского государства подразумевает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а так­ же означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение проявляется, например, в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать оп­ ределенную религию.

  1. Экономической основой России является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономиче­ ской деятельности.

  2. Человек, его права и свободы высшая ценность. Это одна из фундаментальных основ кон­ ституционного строя России. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как выс­ шей ценности Российская Федерация признала требования таких общепризнанных актов междуна­ родного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах и Международный пакт о гражданских и политиче­ ских правах 1966 г. Конституция исходит из понимания того, что права и свободы возникают и су­ ществуют не по соизволению государства. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина оз­ начает государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институт Уполномоченного по правам человека.


2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повыше­ нии квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) обществен­ ного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?

Данная ситуация говорит о результате научно-технической революции — тенденции сближения науки и производства. Сокращается время от научной идеи и научно-технических разработок к но­вым технологиям и массовому производству. Сложное производство требует новой организации коллектива и труда. Происходит слияние индустриальных технологий с информационными техноло­гиями.

Особого внимания требует проблема обеспечения надежности и безопасности техники и оборудова­ния, которое является источником повышенной опасности и создает определенный риск как для окру­жающей среды, так и для населения, проживающего рядом с производством.

В связи с этим новая техника и технологии требуют нового работника — высококвалифицирован­ного специалиста, человека, уровень образования которого должен быть выше, чем даже десять лет назад. Но поскольку техники и технологии меняются постоянно, любой работник, а тем более инже­нер, должен проходить периодическую переподготовку и повышение квалификации.

3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?

Необходимо собрать группу учеников, которые будут готовить журнал. После обсуждения (так называемого «мозгового штурма»), нужно определить те ключевые проблемы, которые будут озву­чены в журнале, и закрепить за ними ответственных. Материалы для подготовки следует искать, в первую очередь, в региональных средствах массовой информации. Также можно привлечь и ресурсы сети Интернет.

Какие же проблемы могут быть представлены для обсуждения?

  • сокращение прироста трудовых ресурсов из-за негативной демографической ситуации;

  • дефицит на рынке труда квалифицированных рабочих и специалистов;

  • недостаточное развитие энергосберегающих технологий;

  • недостаточное внедрение инновационных технологий в производство;

  • несвоевременная замена устаревшего оборудования;

  • отсутствие достаточного объема инвестиций для развития производства;

  • загрязнение окружающей среды и т.д.