ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 2032
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
1. Власть. Роль политики в жизни общества.
1. Право, его роль в жизни государства и общества.
1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
1. Наука в жизни современного общества.
1. Политический режим. Демократия.
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
1. Биологическое и социальное в человеке.
1. Экономика и ее роль в жизни общества.
1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
1. Социальные конфликты, пути их решения.
1. Органы государственной власти Российской Федерации.
1. Особенности подросткового возраста.
1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
1. Социальная структура общества.
1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
1. Экономические цели и функции государства.
1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
1. Человек и его ближайшее окружение.
1. Личность. Межличностные отношения.
1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;
от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно восприни мать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;
группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необ ходимых для его развития.
Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобразными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплоченный высокоразвитый коллектив.
Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.
Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М.Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались.
Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.
2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и граж данина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. и вступивший в действие с 1 января 1997 г., воплотил в себе гуманистические начала уголовного права, последовательно реализовы-вая принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Уголовный кодекс РФ ориентирован в первую очередь на охрану от преступных посягательств жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, а также на предупреждение преступлений.
В отличие от прежних Уголовных кодексов, ставивших на первое место защиту государственных интересов, Особенная часть УК начинается с раздела о преступлениях против личности. Конституция провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства Защита личности предполагает прежде всего защиту жизни и здоровья человека, что согласуется с нормами международного права (ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).
В раздел VII «Преступления против личности» Особенной части Уголовного кодекса РФ входят следующие главы: гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья», гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».
3. Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Семья рассматривает не сколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую ме бель, приобрести земельный участок для постройки дачи. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года 25%.
В банке размещать сбережения нерационально, потому что размер инфляции будет намного превышать процентную ставку по вкладу, которая, как правило, в среднем обычно составляет 9%. Таким образом, денежные средства будут быстро обесцениваться.
Наиболее удачным следует признать либо покупку мебели, либо приобретение земельного участка. Покупка мебели является долгосрочным вложением, но не приносит владельцу прибыли, тогда как покупка земли, учитывая рост цен на земельные участки, при последующей продаже, сдаче в аренду, может оказаться источником прибыли. К тому же земля как ресурс экономики позволяет производить продукцию. Мебель же имеет тенденцию к амортизации и износу, то есть через некоторое время она исчерпает свой ресурс, как любой потребительский товар.
Таким образом, лучшим вложением денег является приобретение земельного участка для постройки дачи. Но следует помнить, что такая покупка требует длительного времени и оформления многочисленных документов.
БИЛЕТ № 29
1. Личность. Межличностные отношения.
Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения.
Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) называются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.
Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учрежде ния, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возни кают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нор мами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются меж ду людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположение, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формирует общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимосвязь характера, поведения и внешнего облика человека.
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
неумение различать намерения и мотивы действия людей;
неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);
наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба ми»);
стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление пола гаться только на собственное мнение.
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных условиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
2. Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в перечисленных случаях: а) ответственность наступает только за совершение преступления. Реализуется ответственность в наиболее жесткой форме государственного принуждения — лишения свободы; б) ответственность выражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.; в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности возместить причиненный им имущественный вред. Приведите примеры правонарушений, за которые последует соответствующий вид юридической ответственности.
A) Уголовная ответственность — это правовое последствие совершения преступления, заклю чающееся в применении к виновному мер государственного принуждения в виде наказания. Привле чение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследо вание и судебное разбирательство. От других форм юридической ответственности она отличается повышенной тяжестью. Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления, но реализуется постепенно, начиная с момента привлечения лица в качестве обвиняемого и прекра щается либо по отбытии наказания, либо освобождения от уголовной ответственности, либо в силу актов об амнистии или помиловании. Совершение преступления является юридическим фактом, вле кущим возникновение специфических юридических отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. Все составы преступлений зафиксированы в Уголовном кодексе РФ, например: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышлен ное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасило вание (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кража (ст. 158), гра беж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163) и др.