ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 2025
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
1. Власть. Роль политики в жизни общества.
1. Право, его роль в жизни государства и общества.
1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
1. Наука в жизни современного общества.
1. Политический режим. Демократия.
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
1. Биологическое и социальное в человеке.
1. Экономика и ее роль в жизни общества.
1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
1. Социальные конфликты, пути их решения.
1. Органы государственной власти Российской Федерации.
1. Особенности подросткового возраста.
1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
1. Социальная структура общества.
1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
1. Экономические цели и функции государства.
1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
1. Человек и его ближайшее окружение.
1. Личность. Межличностные отношения.
1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
Статья 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет следующие права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы:
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, прожи вающего на данной территории;
направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территори альным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологи ческим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в об ласти экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспер тизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законо дательству Российской Федерации.
При подготовке заключения государственной экологической экспертизы при принятии решения должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Таким образом, при принятии решения о строительстве данного объекта необходимо учесть все возможности государственного и общественного контроля над данным объектом.
БИЛЕТ № 7
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:
органы судебной власти;
прокуратура;
органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции. Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответ ствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответ ствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Феде рации» действует следующая система судов.
Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, кото рая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуще ствляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осущест вляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Воз главляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Фе дерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматри вают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бес спорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и де ловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе мо гут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитраж ных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 г. статус прокуратуры определен в самых общих чертах в гл. 7 «Судебная власть».
Одним из правоохранительных органов является Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также государственную политику в сфере миграции.
Основными задачами МВД России являются:
разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере дея тельности;
совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и граж данина;
организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлении, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государст венной охраны имущества и организаций;
управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними вой сками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельно сти.
2. Русский филосов И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ само стоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую зада чу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.
Одной из самых серьезных проблем, стоящей не только перед современной Россией, но и другими государствами, является отчуждение между властью и народом. Правильно налаженное взаимодействие между государством и его гражданами позволяет строить настоящее суверенное демократическое государство, устойчиво развивающееся, несмотря на внутренние проблемы и внешние конфликты.
Для этого необходимо выстроить саморазвивающуюся систему вовлечения граждан в решение вопросов как государственной важности, так и проблем местного самоуправления. В нее входят несколько направлений: выборы в органы власти, деятельность общественных структур (в том числе Общественных палат), общественные инициативы граждан по каким-либо актуальным проблемам, работа в различных общественных организациях.
Если не привлекать население к решению государственных и местных проблем, не развивать многоканальную связь между властью и населением, неизбежно обострение противоречий между народом и государственной властью, которое может привести к социальному взрыву.
3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреж дениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выпол нять это поручение? Намечаемые действия объясните.
1. Определить перечень учреждений и памятников, с которыми предполагается озна комить одноклассников.
Для подбора перечня памятников культуры необходимо в библиотеке подобрать о них краеведческую литературу. Подбор целесообразно определять, исходя из каких-либо характеристик:
близко расположены к школе;
тематически объединены (церковная архитектура, «старинные улочки родного горо да», исторический центр города и т.д.);
хронологически созданы примерно в одно время (например, исторические памятники начала XIX в., здания и сооружения периода советского конструктивизма и т.п.).
Подобрать материал об избранных памятниках культуры (в библиотеке, через Ин тернет).
Найти фотографии объектов в сети Интернет или самостоятельно их сфотографиро вать.
Составить рассказ об избранных памятниках культуры с использованием презента ции PowerPoint.
5. Провести пешую экскурсию по выбранным местам. Для посещения учреждений культуры:
С помощью рекламы в средствах массовой информации, афиш определить те куль турно-массовые мероприятия, которые предполагается посетить, и стоимость билетов.
Довести информацию до сведения одноклассников.
Организовать покупку билетов для желающих.
БИЛЕТ № 8
1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражданина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.
В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни только на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюремное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность человека защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телесные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательство — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.
Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраняется государством. «Ничто не может быть основанием для его умаления», — записано в Конституции. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.