ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 2025

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер­ ным и почему?

1. Наука в жизни современного общества.

1. Политический режим. Демократия.

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

1. Биологическое и социальное в человеке.

1. Экономика и ее роль в жизни общества.

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

1. Экономические системы и собственность. Право собственности.

1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

1. Предпринимательство.

1. Социальные конфликты, пути их решения.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

1. Семья как малая группа.

1. Особенности подросткового возраста.

1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

1. Социальная структура общества.

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

1. Рынок и рыночный механизм.

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.

1. Экономические цели и функции государства.

1. Мышление и речь.

1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1. Налоги, уплачиваемые гражданами.

1. Человек и его ближайшее окружение.

1. Личность. Межличностные отношения.

1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

Статья 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет следующие права граждан и общественных организаций (объединений) в области эколо­гической экспертизы:

  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, прожи­ вающего на данной территории;

  • направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территори­ альным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологи­ ческим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

  • получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в об­ ласти экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспер­ тизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

  • осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законо­ дательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы при принятии решения должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной эколо­гической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Таким образом, при принятии решения о строительстве данного объекта необходимо учесть все возможности государственного и общественного контроля над данным объектом.

БИЛЕТ № 7


1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  1. органы судебной власти;

  2. прокуратура;

  3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции. Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответ­ ствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответ­ ствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Феде­ рации» действует следующая система судов.

  1. Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, кото­ рая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуще­ ствляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

  2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осущест­ вляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Воз­ главляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Фе­ дерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

  3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматри­ вают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бес­ спорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и де­ ловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе мо­ гут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитраж­ ных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.


Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную цен­трализованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществ­ляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 г. статус прокуратуры определен в самых общих чертах в гл. 7 «Судебная власть».

Одним из правоохранительных органов является Министерство внутренних дел Рос­сийской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осу­ществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также государственную политику в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

  1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере дея­ тельности;

  2. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

  3. обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и граж­ данина;

  4. организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлении, а также предупреждения и пресечения ад­министративных правонарушений;

  1. организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

  2. организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государст­ венной охраны имущества и организаций;

  3. управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними вой­ сками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельно­ сти.

2. Русский филосов И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ само­ стоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую зада­ чу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Одной из самых серьезных проблем, стоящей не только перед современной Россией, но и другими государствами, является отчуждение между властью и народом. Правильно налаженное взаимодействие между государством и его гражданами позволяет строить на­стоящее суверенное демократическое государство, устойчиво развивающееся, несмотря на внутренние проблемы и внешние конфликты.

Для этого необходимо выстроить саморазвивающуюся систему вовлечения граждан в решение вопросов как государственной важности, так и проблем местного самоуправле­ния. В нее входят несколько направлений: выборы в органы власти, деятельность общест­венных структур (в том числе Общественных палат), общественные инициативы граждан по каким-либо актуальным проблемам, работа в различных общественных организациях.


Если не привлекать население к решению государственных и местных проблем, не развивать многоканальную связь между властью и населением, неизбежно обострение противоречий между народом и государственной властью, которое может привести к со­циальному взрыву.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреж­ дениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выпол­ нять это поручение? Намечаемые действия объясните.

1. Определить перечень учреждений и памятников, с которыми предполагается озна­ комить одноклассников.

Для подбора перечня памятников культуры необходимо в библиотеке подобрать о них краеведческую литературу. Подбор целесообразно определять, исходя из каких-либо ха­рактеристик:

  • близко расположены к школе;

  • тематически объединены (церковная архитектура, «старинные улочки родного горо­ да», исторический центр города и т.д.);

  • хронологически созданы примерно в одно время (например, исторические памятники начала XIX в., здания и сооружения периода советского конструктивизма и т.п.).

  1. Подобрать материал об избранных памятниках культуры (в библиотеке, через Ин­ тернет).

  2. Найти фотографии объектов в сети Интернет или самостоятельно их сфотографиро­ вать.

  3. Составить рассказ об избранных памятниках культуры с использованием презента­ ции PowerPoint.

5. Провести пешую экскурсию по выбранным местам. Для посещения учреждений культуры:

  1. С помощью рекламы в средствах массовой информации, афиш определить те куль­ турно-массовые мероприятия, которые предполагается посетить, и стоимость билетов.

  2. Довести информацию до сведения одноклассников.

  3. Организовать покупку билетов для желающих.

БИЛЕТ № 8


1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражда­нина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социаль­ных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.

В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни толь­ко на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюрем­ное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность чело­века защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телес­ные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательст­во — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.

Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраня­ется государством. «Ничто не может быть основанием для его умаления», — записано в Конституции. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления досто­инства личности.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возмож­ность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними.

Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Феде­рации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную при­надлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Рос­сийской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.