ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 2011

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер­ ным и почему?

1. Наука в жизни современного общества.

1. Политический режим. Демократия.

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

1. Биологическое и социальное в человеке.

1. Экономика и ее роль в жизни общества.

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

1. Экономические системы и собственность. Право собственности.

1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

1. Предпринимательство.

1. Социальные конфликты, пути их решения.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

1. Семья как малая группа.

1. Особенности подросткового возраста.

1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

1. Социальная структура общества.

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

1. Рынок и рыночный механизм.

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.

1. Экономические цели и функции государства.

1. Мышление и речь.

1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1. Налоги, уплачиваемые гражданами.

1. Человек и его ближайшее окружение.

1. Личность. Межличностные отношения.

1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем:

  1. главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­ ком смысле слова;

  2. нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

  3. нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­ шению к тебе».

2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский эконо­ мист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок — это, прежде всего, система, обеспечиваю­ щая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производи­ теля, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. ...Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле... Рынок порождает силы, дей­ствующие против его собственных свобод, — монополизм, кризисы перепроизводства, чрез­мерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стес­нить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен сти­хийными социальными ударами».Какие свободы предоставляет общество с рыночной эко­номикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приве­дите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику.


Позитивными чертами рынка можно считать то, что он:

  • объективно формирует структуру производства;

  • стимулирует научно-технический прогресс;

  • способствует ресурсосбережению в обществе;

  • направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и обще­ ства;

  • работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует экономическую деятельность людей.

Однако иллюзии относительно рынка как лекарства от всех бед были разрушены экономиче­скими потрясениями рыночной экономики стран Западной Европы и США в первой половине XX в. — в 1929-1933 гг. мир был потрясен Великой депрессией, характеризовавшейся спадом произ­водства, высоким уровнем безработицы, гиперинфляцией и т.д. Это заставило ученых-экономистов искать новые пути разрешения экономических кризисов, понимая, что рынок имеет и много негативных черт:

  • невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безрабо­ тица, инфляция, экологическая безопасность;

  • отсутствие заинтересованности в развитии фундаментальной, а не прикладной науки;

  • распределение товаров и доходов по результатам конкуренции приводит к неравенству доходов, социальному неравенству, социальной напряженности;

  • тенденции к концентрации и монополизации производства;

  • циклическое развитие экономики (спад-подъем);

  • недостаточность только рыночных механизмов в разрешении социальных и экономических кон­ фликтов и т.д.

Преодоление недостатков рынка предложил знаменитый английский экономист и государст­венный деятель Дж.М.Кейнс. Он считал, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Чтобы победить экономический спад и безработицу, необходимо или увеличить государственные расходы, или сократить государственные доходы (в первую очередь налоговое бремя), — это, по его мнению, способствует росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.

Таким образом, негативные черты рынка должны нивелироваться грамотной государственной политикой.

3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принад­лежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?


Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответствии со ст. 27 Гражданско­го кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью дееспособным, если он рабо­тает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятель­ностью.

При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования).

Если же родители (или один из них) против объявления несовершеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном порядке. Однако следует пом­нить важный момент: родители с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособ­ным не несут ответственности по его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причи­ненного несовершеннолетним вреда, — ответственность в полном объеме возлагается на него.

БИЛЕТ № 20


1. Социальная структура общества.

Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.

Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе оп­ределенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).

Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политиче­ской, профессиональной, культурной.

Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).


В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или от­дельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, мар­ксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собствен­ности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.

Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют раз­личные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве сущест­вуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

2. Среди ответов учащихся 9 и 11 классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, на­пример, такие: «Гуманность — это когда человек болеет за все»; «Когда человек не перекла­дывает все на других»; «Гуманность — это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; «Это лучшее из человеческих качеств, когда в любой ситуации этот человек - в луч­шем смысле человек». Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия «гума­низм»? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма.

Понятие гуманизм происходит от латинского слова humanitas — человечность и представляет собой мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отноше­нию к самому человеку и относительной в ряду других ценностей мира и общества. Термин был вве­ден в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г.