ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
6. Какова роль вожатого в отряде? Что такое самоуправление? При обсуждении этого вопроса важно четко определить роль вожатого. Какие органы самоуправления будут в нашем отряде? После того как все «должности» будут названы (командир, дежурный командир, физорг, хозяин, хозяйка, представитель в информационный совет и т.д. - те, кто необходим в данную смену), важно определить круг обязанностей каждого. Кроме обязанностей, составляется список необходимых качеств и умений для каждой должности.
7. Выборы. Выборы эффективнее проводить с помощью тайного голосования, опираясь на принятые обязанности, качества, умения.
8. После подсчета голосов происходит торжественное оглашение результатов выборов и поздравление - вручение знаков отличия (значок, галстук и т.д.).
9. Информационная группа зачитывает решение сбора.
Заключительная часть
Вот несколько приемов, используемых для завершения оргсбора отряда:
- вожатый подводит итог сбора, вручает памятные подарки всем участникам;
- ребята пишут письма себе к концу смены;
- зачитывается наказ предыдущей смены;
- исполняется общая песня и т.д.
Примерный план работы отряда на смену.
Удобной формой плана работы с отрядом является план – сетка, в которую вписываются все дела, которые в течении смены можно провести с ребятами. При этом учитываются основные периоды смены, общелагерные традиционные дела, юбилейные и праздничные дни. В план работы включаются дела разных направлений работы с детьми (познавательные, спортивные, художественно-эстетические, трудовые, патриотические). При отборе дел учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Цели и задачи работы с отрядом должны соответствовать программе лагеря. В плане необходимо указать: возраст детей, цель, задачи.
Задание № 4.
Заполните таблицу учитывая традиционные дела лагеря, знаменательные даты описанные после таблицы.
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
2 заезд операция «Уют» экскурсия по лагерю мфр огонек знакомств |
3 отрядный сбор
вечер «Здравствуйте»
|
4
сбор открытия лагерной смены |
5 |
6 |
7 |
8
|
9
|
10
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 родительский день
|
16
|
17 |
18 |
19 |
20 |
21
прощальный огонек |
22 операция «Пыль столбом» отъезд
|
При составлении плана работы учитывают традиционные дела лагеря, знаменательные даты. Общелагерные традиционные дела:
Вечер «Здравствуйте»
Экскурсия по лагерю
Операция «уют»
Уборка территории
Сбор открытия смены
Родительский день
Банный день
Спартакиада
Дискотека
Кружки
Зарядка
Концерт вожатых
Итоговый сбор
День фантиков
Ярмарка
Знаменательные даты
Пушкинский день (6.6)
Всемирный день окружающей среды (5.6)
День независимости России (12.6)
День медицинского работника (16.6)
День памяти и скорби (22.6)
Международный день борьбы с наркоманией (26.6)
Всемирный день рыболова (27.6)
День изобретателя и рационализатора (29.6)
Всемирный день архитектуры (1.7)
Праздник работников ГИБДД (3.7)
День почты (14.7)
День ВМФ (28.7)
День физкультурника (10.8)
День гос. флага России (22.8)
Спортивные оздоровительные дела
Снежный ком
Веселые старты
Соревнования по футболу, пионерболу,
перестрелке
казаки-разбойники
Художественные дела
Творческие конкурсы
Огонек
мфр
Выпуск отрядной газеты
Концерт
Конкурс поделок из природного материала
Трудовые, общественно-полезные дела
Конкурс на самую чистую, уютную комнату
Трудовой десант
Помощь работникам лагеря
День сюрпризов
Бюро находок
Познавательные дела
Викторины
Экскурсия в лес
Интеллектуальная игра
Путешествие в сказку
Конкурс загадок
Досуговые дела
Игры
Мфр
Прогулки
День именинника
Поиск клада
Формы воспитательной работы.
Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания, это средство достижения педагогических целей и задач.
Существует множество классификаций форм воспитательной работы:
По количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: коллективные, групповые, индивидуальные
По характеру деятельности, в которую включаются дети: репродуктивные и творческие
По времени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой, с длительной подготовкой
По способам включения в деятельность: с обязательным и добровольным участием
По способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно
По наличию взаимодействия с другими коллективами: открытые, закрытые
По позиции участников и целевой направленности: мероприятия, дела, игры
МЕРОПРИЯТИЯ – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом или кем-то другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Для мероприятия характерна созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Дети при этом воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и.п. Мероприятие оправдано, когда:
А) надо решить просветительские цели и задачи
Б) когда надо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности (например, по сложным политическим, экономическим, культурным вопросам)
В) когда организаторские функции слишком сложны для детей
Г) когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо
Д) когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка
Мероприятия нецелесообразны, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью взрослых организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями.
К мероприятиям можно отнести: беседы, лекции, экскурсии, прогулки, мастер - классы, зарядку, тренировки и т. д.
ДЕЛО – это общая работа, важное событие, осуществляемое и организуемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Для дела характерно: деятельностно - созидательная позиция детей, их участие в организации деятельности, общественно-значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Воспитанники сами активно действуют, сами решают что, как и для кого (чего) делать, сами организуют дело.
Наибольшими воспитательными возможностями обладают коллективные творческие дела - КТД, т.к. они:
А) предоставляют каждому ребенку возможность внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества (творческие, интеллектуальные, организаторские и т.д.
Б) обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта
В) способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений
Г) эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных вариантах воспитательного процесса
ИГРА – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Игры не несут выраженной общественно-полезной направленности, но должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличии от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. То что не всегда могут дети в реальной жизни они могут совершить в игровой ситуации. В игре могут проявиться различные способности и личностные качества воспитанников, могут интенсивно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются обычно педагогом при активном участии детей (игры могут быть ролевые, деловые, сюжетные, познавательные, спортивные, на местности…) Игра – это всегда способ интересно провести время.
Выбирая форму работы надо учесть, что воспитательная работа может охватывать несколько направлений:
Познавательные дела
Спортивные, оздоровительные
Художественно-эстетические
Трудовые
Общественно-полезные
Досуговые