Файл: Sivkova_N_I_Programma_praktiki_19_10_2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Основные показатели развития предприятия

Товарооборот: динамика, состав, структура. Факторы, влияющие на формирование. Состав показателей товарооборота. Товарная обеспеченность товарооборота. Пути увеличения товарооборота.

Доходы торгового предприятия. Источники доходов. Факторы, влияющие на уровень торговой надбавки. Ценовая политика предприятия. Пути увеличения доходов.

Практические задания

1.Проанализировать динамику, состав и структуру товарооборота.

2.Составить план товарооборота на квартал (месяц).

3.Проанализировать динамику, состав и структуру валового дохода.

4.Привести примеры расчета валового дохода.

5.Проанализировать состав и структуру торговой надбавки.

6.Сравнить уровень торговой надбавки у конкурентов. Выявить факторы, влияющие на формирование торговой надбавки.

7.Разработать мероприятия по увеличению доходов торгового предприятия.

8.Охарактеризовать используемую стратегию ценообразования.

9.Составить сравнительную таблицу уровня цен исследуемого предприятия и его конкурентов.

10.Охарактеризовать внереализационные доходы.

7. Нормирование, состояние и учет запасов, методика их планирования. Контроль за состоянием запасов

Основные нормативы, используемые в организации нормирования всех видов запасов. Организация нормирования расходов сырья, материалов, производственных и товарных запасов: методики нормирования, структура запасов, порядок нормирования, факторы, влияющие на величину запасов.

Оборачиваемость запасов. Анализ факторов, влияющих на изменение товарных и производственных запасов. Расчет показателей оборачиваемости. Анализ динамики запасов.

Практические задания

1.Рассчитать величину производственного (товарного) запаса по 2–3 видам продукции (товаров).

2.Рассчитать показатели оборачиваемости. Оценить их динамику.

8. Организация и планирование сбыта готовой продукции

Виды планов по продажам готовой продукции и взаимосвязь между ними. Показатели плана по продажам, их связь с другими показа-

21


телями. Порядок и методика планирования общего объема поставок и реализации продукции. Разработка планов поставок и реализации в ассортименте.

Планирование реализации и поставок продукции по срокам. Установление очередности изготовления и отгрузки продукции отдельным потребителям.

Содержание оперативно-сбытовой работы. Оценка результатов деятельности предприятия в зависимости от выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Оперативно-календарное планирование поставок. Составление графиков отгрузки продукции. Планирование перевозок.

Практические задания

1.Составить схему, характеризующую систему сбыта предприятия.

2.Составить схему каналов сбыта с указанием доли объемов сбыта по каждому каналу.

3.Составить несколько схем каналов сбыта отдельных товаров, отличающихся основными характеристиками каналов (длина, ширина, открытость, территория).

4.Охарактеризовать основные типы участников каналов сбыта предприятия.

9. Коммерческая логистика. Торгово-технологический процесс на предприятии

Структура складского хозяйства на предприятии. Характеристика складов, их специализация, объем работ, размещение по территории предприятия.

Технологическая взаимосвязь складов с другими структурными подразделениями предприятия.

Состав и технико-эксплуатационная характеристика оборудования, применяемого для хранения материалов.

Весовое оборудование складов, виды, эксплуатационная характеристика, обеспеченность складов весами. Технико-эксплуатационная характеристика средств механизации и автоматизации погрузочноразгрузочных работ.

Условия хранения материалов на складах, их соблюдение, причины потерь материалов при хранении. Существующие нормы естественной убыли материалов, их соблюдение и порядок списания.

Противопожарные устройства на складах.

Порядок количественной и качественной приемки материалов на складах, сроки ее проведения. Документация и оформление претензий к поставщикам по количеству и качеству поступивших материалов. Размещение материалов на складах, способы и методы их хранения. Учет

22

материалов на предприятии. Использование прикладных программ «1С» и собственных разработок предприятия.

Организация труда складских работников, количество их по категориям, производительность труда, существующие нормы выработки, оплата труда складских работников, стимулирование повышения производительности труда.

Виды тары, применяемой для упаковки продукции, и тары, в которой поступают товары на предприятие. Упаковка продукции.

Практические задания 1. Перечень оборудования, используемого для выполнения операций

торгово-технологического процесса, оформить в форме таблицы:

Операции торгово-

Характеристика используемого

Количество

технологического процесса

оборудования

оборудования

2. Составить общую схему складского хозяйства предприятия. Рассчитать коэффициент использования складской площади по отдельным складам предприятия.

10. Затраты торгового предприятия

Состав, структура, уровень. Факторы, определяющие сумму и уровень затрат. Пути оптимизации затрат.

11. Учет, отчетность в подразделениях коммерческой службы промышленного предприятия или торговой фирмы

Основные виды учета. Организация учета в службе закупок, сбыта или торговым предприятием в целом. Учет движения запасов.

Практические задания 1. Заполнить несколько форм отчетности, используемых в автомати-

зированных системах учета, контроля и анализа.

12. Прибыль и рентабельность. Эффективность функционирования коммерческого предприятия. Планирование доходов и расходов

Практические задания

1.Проанализировать финансовую отчетность торгового предприятия.

2.Рассчитать динамику и структуруприбыли за последние 2– 3 года.

13. Экономический анализ коммерческой деятельности предприятия

Оценка финансового состояния предприятия. Анализ финансовой устойчивости. Расчет экономической эффективности сделок куплипродажи. Расчет точки безубыточности предприятия.

23


Практическое задание Проанализировать всю экономическую информацию2 предприятия

и источники ее образования. Результаты анализа оформить в виде таблицы:

Виды

Виды документации,

Отделы и службы предприятия,

экономической

в которойона содержится

которые готовят и анализируют

информации

 

данную информацию

14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Таможенное дело

Организационная структура и функции международного коммерческого отдела или службы внешнеэкономических связей предприятия. Регистрация предприятия в качестве участника внешнеэкономических связей.

Международные коммерческие операции, осуществляемые предприятием: по обмену товарами (экспортные, импортные), по обмену техническими услугами (строительный инжиниринг). Субъекты (иностранные контрагенты) и объекты международных коммерческих операций предприятия. Техника проведения международных коммерческих операций: подготовка и заключение международных контрактов, их содержание и исполнение. Таможенные операции, выполняемые при реализации международных контрактов. Инструменты нетарифного регулирования международных коммерческих операций предприятия.

Практические задания 1. Схематично показать территориальное расположение иностран-

ных контрагентов международных коммерческих операций предприятия.

15. Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Цели и задачи маркетингового отдела и его взаимоотношения с другими подразделениями. Организационная структура маркетинговых служб предприятия. Основные задачи и функции отдела маркетинга. Планирование маркетинговой деятельности. При анализе можно использовать Приложение 2.

Практические задания

1.Составить схему организационной структуры маркетингового отдела (служб маркетинга).

2.Составить схему взаимодействия отдела маркетинга с другими службами и подразделениями предприятия.

2 К экономической информации предприятия относятся данные об объемах товарооборота, валового дохода, прибыли, рентабельности, имуществе предприятия, оборотных средствах, уровне торговой надбавки, ценах на реализуемую продукцию, кредиторской, дебиторской задолженности и т.п.

24


4.3. Преддипломная практика

План преддипломной практики

Наименование радела

Отдел, служба предприятия

программы практики

 

1. Кадровый персонал предприятия: ос-

Отдел кадров, отдел труда и заработной

новные категории персонала и организа-

платы

ция труда

 

2. Перечень основныхпоставщиков ипо-

Отдел сбыта, отдел труда и заработной

требителей. Формирование хозяйственных

платы

связей. Организация закупок и продаж

 

3. Экономические основы развития пред-

Торговый отдел, отдел закупок и продаж

приятия. Ресурсы предприятия

 

4. Качество и ассортимент

Отдел технического контроля.

производимых (реализуемых) товаров,

Отделы продаж, закупок.

работ, услуг.

Лаборатории по проверке качества

Товарно-ассортиментная политика

 

5. Организация и планирование закупок.

Плановый отдел, отдел закупок и продаж,

Хозяйственные связи по закупкам и про-

юридический отдел, торговый отдел

дажам на предприятии

 

6. Нормирование, состояние и учет запа-

Отдел закупок и продаж

сов, методика планирования. Контроль за

 

состоянием запасов

 

7. Организация и планирование сбыта

Отдел сбыта, финансовый, плановый,

готовой продукции (для промышленных

бухгалтерия

предприятий). Организация и планирова-

 

ние товарооборота.

 

8. Затраты торгового предприятия

Планово-экономическийотдел, бухгалтерия,

 

торговыйотдел, отдел закупок и продаж

9. Прибыль и рентабельность.

Планово-экономический, бухгалтерия,

Эффективность функционирования ком-

торговый отдел, отдел закупок и продаж

мерческого предприятия. Планирование

 

доходов и расходов

 

10. Экономический анализ

Планово-экономический, бухгалтерия,

коммерческой деятельности предприятия

отдел закупок и продаж

11. Коммерческая логистика и транс-

Отдел логистики, торговый отдел, транс-

портное обеспечение коммерческой дея-

портный отдел, отдел информационного

тельности. Торгово-технологический

обеспечения

процесс на предприятии

 

12. Учет, отчетность в подразделениях

Отдел закупок и продаж, торговый отдел,

коммерческой службы промышленного

плановый отдел

предприятия или торговой фирмы

 

13. Внешнеэкономическая деятельность

Отдел ВЭД

предприятия. Таможенное дело

 

14. Организация маркетинговой деятель-

Отдел маркетинга и рекламы, отдел продаж

ности на предприятии

 

Индивидуальное задание

 

25


Содержание преддипломной практики

1. Кадровый персонал предприятия: основные категории персонала и организация труда

Кадровый состав предприятия. Практические задания

1.Составить таблицу, характеризующую численность работников, занятых коммерческой деятельностью как по предприятию в целом, так

ив разрезе подразделений: рассчитать удельный вес указанных работников в общей численности работников предприятия; проанализировать структуру работников коммерческих служб по категориям и образованию.

2.Перечень основных поставщиков и потребителей, формирование хозяйственных связей

Содержание коммерческой деятельности предприятия. Характеристика составляющих коммерческой деятельности предприятия: исследование товарных рынков, выбор товаров и формирование ассортимента, определение объемов закупок и продаж товаров, проведение коммерческих переговоров, заключение договоров купли-продажи товаров, коммерческие взаиморасчеты, закупка и поставка товаров, управление запасами, организация и управление процессами товародвижения и продажи товаров, сервисное обслуживание. Саморегулирование и государственное регулирование, регламентация коммерческой деятельности предприятия: направления, методы, органы государственно регулирования.

Практические задания

1.Нерациональные хозяйственные связи предприятия.

2.Предложить пути оптимизации хозяйственных связей.

3.Экономические основы развития предприятия. Ресурсы предприятия

Углубленное изучение вопросов. Практические задания

1.Изучить методы подбора кадров, кадровую политику на предприятии.

2.Рассчитать показатели по движению кадров, наличия, состояния движения и использования основных фондов, оборотных средств за последние 3–5 лет.

3.Разработать мероприятия по эффективному использованию ресурсов предприятия.

26

4. Качество и ассортимент производимых (реализуемых) товаров, работ, услуг. Товарно-ассортиментная политика

Нормативно-техническая документация в области стандартизации, метрологии и сертификации, используемая предприятием в своей деятельности. Виды и категории стандартов и технических регламентов, используемых предприятием в своей работе. Охарактеризовать не только НТД, регламентирующие качество и безопасность товаров, но и внутренние стандарты обслуживания, стандарты розничной торговли и т.п.

Схемы и порядок сертификации товаров, работ, услуг, действующие на предприятии.

5. Организация и планирование закупок. Хозяйственные связи по закупкам и продажам на предприятии

Планирование продаж (реализации). Виды и специфика используемых планов продаж и характеристика их показателей. Формирование заказов потребителей, особенности и этапы их выполнения.

Формирование процессов товародвижения. Содержание и основные этапы товародвижения на предприятии. Характеристика используемых каналов. Оценка параметров и критериев выбора канала товародвижения.

Действующая система хозяйственных связей предприятия и факторы ее формирования. Характеристика хозяйственных связей по закупкам и основных поставщиков. Характеристика хозяйственных связей по продаже и основных потребителей. Оценка эффективности системы хозяйственных связей на предприятии. При анализе можно использовать Приложение 3.

Практические задания 1. Проанализировать формирование плана закупок в разрезе постав-

щиков.

6. Нормирование, состояние и учет запасов, методика планирования. Контроль за состоянием запасов

Основные нормативы, используемые в организации нормирования всех видов запасов. Организация нормирования расходов сырья, материалов, производственных и товарных запасов: методики нормирования, структура запасов, порядок нормирования, факторы, влияющие на величину запасов.

Оборачиваемость запасов. Анализ факторов, влияющих на изменение товарных и производственных запасов. Расчет показателей оборачиваемости. Анализ динамики запасов.

Практические задания 1. Систематизировать факторы, влияющие на формирование запаса

предприятия.

27