ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 0
Этап 11. В результате возможных замечаний при утверждении вышестоящим руководством руководитель должен скорректировать набор средств и методов для РПУР.
Этап 12. Руководитель должен на время отложить выполненную работу и подумать о новой идее решения. Если он нашел более эффективную идею решения, то ему необходимо возвратиться на этап 6; если более эффективных идей не найдено, то формирование решения продолжается.
Этап 13. Руководитель или специалист в области управления выбирает критерии оценки либо одного решения, либо нескольких решений, полученных в результате многократного прохождения по этапам 6-12.
Этап 14. Для каждого критерия формируется модель оценки и шкалы (единицы измерения). Результаты согласовываются с заинтересованными лицами.
Этап 15. По результатам оценки руководитель выбирает УР для реализации.
Этап 16. УР утверждается вышестоящими органами компании. Этап 17. Руководитель создает рабочие материалы, раскрывающие
смысл УР, его формулировку, перечисляет набор необходимых средств и методов.
Этап 18. Руководитель осуществляет юридическое оформление УР в форме приказа, доверенности, договора и т. д.
Этап 19. Руководитель организует подготовку к выполнению УР, в том числе распределяет права и ответственность, ресурсы, инструкции среди участвующего в выполнении УР персонала. Указывается время начала и конца процесса реализации УР.
Этап20. Руководительобъявляетоначалепрактическойреализации УР. Этап 21. Уполномоченные руководителем лица проводят промежу-
точный контроль за ходом выполнения УР.
Этап 22. Инициатор решения информируется уполномоченными лицами или непосредственно исполнителями о ходе выполнения УР.
92
Этап 23. По итогам выполнения УР составляется отчет, в который включаются сведения о конечном состоянии проблемы и прогнозе ее дальнейшего развития (благоприятном или неблагоприятном).
Этап 24. Руководитель должен аккуратным образом по заданной структуре ввести в базу данных все сведения о формировании УР для возможного дальнейшего использования.
Разработка альтернатив – один из важных этапов РПУР. Выбор метода разработки варианта будущего решения достаточно сложен и зависит от множества факторов. Характеристики этих факторов: результативность, практичность, экономичность.
Результативность заключается в том, что метод должен обеспечить получение результата – управленческого решения, которое должно ликвидировать проблему.
Практичность – обеспечение возможности использовать метод без увеличения степени неопределенности ситуации и достоверности получаемого результата.
Экономичность связана с необходимостью получения максимального результата при минимальных затратах.
К факторам, влияющим на выбор метода разработки альтерна-
тив, относятся следующие:
–наличие информации о структуре системы и внешней среде (информация может быть полной, неполной или отрывочной);
–уровень представления информации (описание качественное, количественное и неопределенное, например, фреймовое);
–размерность задач (малая, средняя и большая).
С учетом этих факторов методы разработки классифицируются на следующие группы: экономико-математические, формальные и эвристические.
93
9.3. Экономико-математические методы
Экономико-математические методы основаны на построении алгоритмической процедуры, обеспечивающей поиск оптимального решения за конечное число шагов. Данная группа методов может быть использована при достаточно полном и большом объеме количественно выраженной информации.
Эти методы подразделяются на аналитические (теория игр, методы математического программирования) и статистические (теория массового обслуживания, вероятностное моделирование). Экономико-математи- ческие методы применяются при разработке вариантов экономических и технических решений, когда необходимо рассмотреть зависимость конечного состояния от комбинации ряда факторов, выраженных количественно. Примером использования данных методов выступают решения по оптимизации финансового результата объекта и др. Главный недостаток конечных методов – невозможность учета человеческого фактора, который не поддается формализации, но оказывает решающее воздействие на управленческое решение. Поэтому при разработке альтернатив будущего решения получили распространение эвристические методы.
9.4. Активизирующие методы
Активизирующие методы включают психологические методы и ме-
тоды подключения новых интеллектуальных источников (рис. 8).
Психологические методы в большей степени основаны на активизации мышления, к ним относятся методы: конференции идей, мозговой атаки, вопросов и ответов, «6-5-3».
Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся: теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консультантами.
94
Активизирующие методы
Психологические методы
Метод конференции идей Метод мозговой атаки Метод вопросов и ответов Метод «6-5-3»
Методы подключения новых интеллектуальных источников
Теоретико-игровой метод Метод наставничества Метод работы
с консультантами
Рис. 8. Состав активизирующих методов
Данные методы основаны на стимулировании и активизации создания и подсознания человека.
Сознание – это мышление, отражение действительности, психическая деятельность по отражению действительности.
Подсознание – область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представлений.
Свойство подсознания запоминать огромные массивы информации называется гипермнезией, т. е. сверхпамятью. Именно в подсознании заложены колоссальный опыт, интуиция, основные навыки.
Подсознательное не является центром смысловой деятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов. Философская основа такого подхода была дана З. Фрейдом.
Психологические методы призваны активизировать в большей мере сознание и насколько возможно – подсознание человека.
Преимущественно на уровне сознания реализуются методы: конференции идей, «6-5-3». Преимущественно на уровне подсознания применяются методы мозговой атаки, вопросов и ответов.
Метод конференции идей используется при проведении обсуждений важных проблем с целью разработки приемлемых решений. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Правила использования данного метода:
– запрещается любая критика, в том числе позитивная, и насмешки;
95
–число участников – 4-12;
–формулируются 2-3 зависимые друг от друга задачи;
–время обсуждения – 30-50 мин.;
–ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных;
–если решение не найдено, то проводятся новые обсуждения поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня.
Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным, оптимальным и даже к супероптимальным решениям.
Основа метода мозговой атаки – стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели на совещание специалистов приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с разработчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, чтобы получить доступ человека к давно забытой или частично запомненной информации. В памяти человека имеется довольно большой массив информации, находящейся в различной форме готовности к выдаче. Подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.
Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении руководителем собрания или совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них могли выработать новый подход к решению рассматриваемых проблем. Руководитель должен иметь навыки психолога и социолога для того, чтобы вопросы могли активизировать подсознание участников совещания.
Правила использования данного метода:
–число участников – 4-12;
–формулируются 2-3 зависимые друг от друга задачи;
–руководитель последовательно задает подготовленные вопросы всем участникам совещания;
–ответы могут быть в устной или письменной форме – в любом случае все ответы должны протоколироваться;
–на совещании не допускаются коллективные обсуждения;
–время совещания – 30-50 мин.;
96
–окончательную отработку ответов осуществляет руководитель, он же принимает решения по теме совещания;
–если решение не найдено, то проводятся новые совещания поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня.
Вариант активизирующих вопросов для данного метода:
–Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?
–Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?
–Можно ли сделать продукт или работу более легкими?
–Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?
–Можно ли сделать это более приятным?
–Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?
–Можно ли сделать это более безопасным?
–Можно ли сделать это более полезным?
–Можно ли сделать это более удобным?
–Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?
–Можно ли сделать это более надежным?
Метод «6-5-3» используется при разработке решений по важным проблемам. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Метод стимулирует состязательность и эрудицию разработчиков. Технология реализации данного метода:
–собирают 6 специалистов;
–каждый пишет на листе 3 идеи по обсуждаемому заданию (итого 6 листов по три идеи);
–6 листов размножают в 5 экземплярах. Автор 3 идей использует свой лист (итого 30 экземпляров плюс 6 экземпляров авторских, итого 36 листов);
–5 специалистам отдаются листы с идеями других участников. У каждого 6 листов с 3 идеями;
–по каждому листу другого специалиста придумывается еще 3 идеи. Итого каждый специалист придумывает 18 идей-решений. Всего бу-
дет 108 идей. Таким образом, большой набор решений позволит выбрать наиболее достойное УР.
97
Метод наставничества реализует сильный эффект сочетания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Наставником признается специалист, который на практике может передать ученику свои опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повышению своего профессионализма.
Метод стимулирует мышление всех участников процесса РПУР. Методика применения данного метода: для решения конкретной проблемы формируется группа, состоящая из 6-10 человек. Состав группы включает:
1-2 специалиста в данном направлении; 2-3 – со средним уровнем профессионализма («середнячки»);
4-5 начинающих работников в данном направлении («аутсайдеров»). В такой группе наиболее полно реализуется потребность в самовыра-
жении, самопроявлении, информации и знаниях.
Метод работы с внешними консультантами основан на использо-
вании универсальных подходов консультантов и специфического подхода специалистов к проблемам своей компании. Работа с внешними консультантами за последние 5-10 лет получила широкое развитие.
Консультант – это знаток передового опыта и методологии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих задач. Он имеет большую практику работы с разными компаниями, руководителями и специалистами. Консультанты используют в своей работе достижения статистики, психологии, социологии, менеджмента и информационных технологий.
Метод работы с внешними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решения и получить независимые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специалистами своей компании. Консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой.
Управленческое консультирование – один из видов сторонней квалифицированной помощи с целью совершенствования и развития систем управления. Результатом является разработка набора решений либо по созданию нового процесса (это развитие), либо по усилению сильных сто-
98
рон реального процесса и уменьшению слабых (это совершенствование). Этому предшествуют сбор информации, контроль, исследование и диагностика. За управленческим консультированием следует внедрение конкретных мероприятий.
Основные условия эффективного использования данного метода:
–наличие системы наставничества или системы работы с внешними консультантами;
–применение его для ответственных решений, определяющих развитие отраслей, компаний, подразделений компании или судьбу их персонала.
Профессионализм реализации методов подключения новых интеллектуальных источников определяется квалификацией наставника или внешнего консультанта.
9.5. Экспертные методы
Экспертные методы используются при решении прогностических, аналитических и проектных задач, связанных с неформализуемостью и отсутствием определенности в представлениях об организационноэкономических объектах. Сущность данного метода: проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной оценкой суждения и формальной обработкой результатов. Особенности метода экспертных оценок: необходимость научно-обоснованной организации экспертизы, применение количественных методов для оценки качественных суждений экспертов.
Экспертный метод может использоваться при определении прогнозов развития объектов; при определении целей и задач, альтернативном распределении ресурсов; при принятии решений в условиях неопределенности и риска.
1-й этап использования данного метода – формирование группы экспертов. Свойства, которые необходимы специалисту для включения его в экспертную группу:
99
–компетентность (степень квалификации в определенной области знаний);
–креативность (способность решать творческие задачи);
–конформизм (подверженность влиянию авторитета, неустойчивость собственного мнения);
–аналитичность и широта мышления;
–конструктивность (способность формировать конкретные предложения);
–самокритичность эксперта; отношение к экспертизе.
Для формирования экспертных групп могут использовать способ тестирования, документационный и другие методы.
Способ тестирования состоит в том, что на основе разработанных тестов проходят обследование возможные кандидаты, и по результатам ответов формируется группа.
Документационный способ – отбор экспертов по их объективным характеристикам, которые содержатся в их личных документах (стаж работы, должность, ученая степень, количество публикаций и др.).
Способ назначения – определение руководителем группы экспертов из числа сотрудников. Главный недостаток способа: мнение сотрудников может быть согласованным, но ошибочным, выражающим официальную позицию организации в данном вопросе («эффект школы»). Результаты экспертизы в этом случае представляют интерес в основном лишь для внутреннего пользования.
2-й этап применения экспертного метода – проведение экспертизы. Данный этап начинается с выбора способа опроса экспертов. Различают индивидуальный, групповой и дельфийский методы.
При индивидуальном способе от каждого эксперта посредством анкетирования или интервьюирования получают оценки, не зависимые от мнениях других. Затем после их обобщения и обработки определяют общую, результирующую оценку. Индивидуальную экспертизу рационально использовать при необходимости выработки точечного прогноза состояния объекта, при ранжировании совокупности объектов и в других случа-
100
ях, когда важнейшими качествами эксперта выступают его компетентность и конструктивность.
Групповой способ предусматривает получение суммарной оценки или общего решения сразу от всех экспертов путем совместного обсуждения. Его использование целесообразно при поиске нетрадиционных решений, при оценке характеристик малоизученных объектов, т. е. при необходимости получения творческого решения. Групповой опрос может осуществляться посредством проведения дискуссий, совещаний, конференций, «мозгового штурма».
Метод Дельфи синтезирует ряд положительных черт индивидуальной и групповой экспертиз. Эксперты независимо друг от друга высказывают свое мнение в письменной форме. Важнейшая составляющая метода – тщательно разработанные программы анкетирования, осуществляемого в несколько туров, и регулирование вопросов на каждом последующем туре. По окончании каждого тура группа организаторов экспертизы анализирует полученные ответы, обобщает их и готовит по результатам тура справку-бюллетень, с текстом которой знакомятся все эксперты. При этом информация в справке анонимна. При повторном опросе эксперты получают вопросы, уточняющие первоначальные ответы и сформулированные выводы с учетом итогов предыдущего тура. В третьем туре экспертам сообщают, по каких пунктам имеется единое мнение, экспертов, высказавших отличное от других мнение, просят его обосновать. Четвертый, чаще всего последний, тур повторяет процедуру третьего. Таким образом, область расхождения мнений сужается и вырабатывается общее решение. Достоинство дельфийского метода – он уменьшает или полностью устраняет такие психологические факторы, как показная убежденность, нежелание отказаться от публичного высказывания своего мнения, влияние авторитета.
3-й этап экспертных методов – обработка результатов опроса. Для обеспечения возможности формальной обработки результатов экспертизы необходима численная система, описывающая свойства объектов и отношения между ними с помощью количественных параметров (раз-
101