ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 0
максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов – это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей – это минимальная социальная ответственность компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.
Параметры социальной ответственности: широта, временной ин-
тервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность (например, техническая безопасность, своевременная оплата труда, социальная справедливость и др.).
Временной интервал – период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок (например, на период выполнения определенного задания).
Придаваемое значение – важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании.
Вовлеченность персонала – это уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Два основных варианта организации выполнения социальных целей:
–за счет формирования отдельных коллективов в составе компании для их профессионального выполнения;
–за счет участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время для их выполнения.
Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив и юридических требований. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юри-
151
дическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или компании.
Мотивы, активизирующие социальную активность компании, специалистов или руководителя:
–чувство долга, предвыборные обещания;
–желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;
–получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);
–избежание общественных порицаний и взысканий;
–повышение имиджа или карьерный рост;
–выигрыш в споре или конкурсе;
–отвлечение от постоянных личных переживаний.
Экологическая ответственность возникла из-за угрозы экологического кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис – критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим отношением к природе. Международное природоохранительное право сформировалось в 1900 г. с подписания в Лондоне Конвенции об охране дикой природы Африки.
РФ принимает участие в четырех глобальных конференциях:
–о международной торговле видами дикой фауны и флоры;
–об охране водно-болотных угодий;
–об охране Всемирного природного и культурного наследия;
–о сохранении биологического разнообразия.
РФ имеет международные обязательства об охране дикой природы:
–об охране белого медведя;
–конвенция об охране китов;
–антарктический договор.
Основа экологических альтернатив – «Стратегия устойчивого разви-
тия» (СУР), разработанная ООН в 1992 г. и направленная на достижение гармонии между людьми, обществом и природой. Основное направление
152
СУР – достижение удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. Задачи реализации СУР:
–обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
–проводить экологизацию экономической деятельности;
–распространять экологически ориентированные методы управления;
–неукоснительно соблюдать пределы емкости экосистем (по загрязнению, по соотношению элементов в атмосфере, в воде и в земле);
–внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие технологии. Принципы для РПУР в рамках СУР:
–хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
–ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
Эффективность СУР оценивается показателями качества жизни (продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения и др.).
Контрольные вопросы
1.Дайте определения понятиям «обязанность» и «ответственность».
2.Охарактеризуйте основные группы официальной ответственности руководителя.
3.Охарактеризуйте социальную ответственность руководителя.
4.Охарактеризуйте экологическую ответственность руководителя.
153
Тема 13. Качество управленческих решений
13.1. Суть и содержание понятий «качество», «качество управленческой деятельности», «качество управленческого решения»
Качество УР – интегрированный показатель, включающий качество продукции, технологии, экономики, организации производства, профессионализма и культуры управленческих решений.
Достижение необходимого качества продукции связано с постоянным процессом по ее совершенствованию, который называется управлением качеством. Это управление имеет три варианта реализации (рис. 16).
Стратегии управления качеством продукции
|
А |
|
|
|
Б |
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Формирование каче- |
|
Формирование каче- |
|
Формирование каче- |
||||||
ства управленческой |
|
ства управленческой |
|
ства на уровне тех- |
||||||
деятельности в выс- |
|
деятельности в сис- |
|
нологии производ- |
||||||
шем и среднем звене |
|
теме управления ка- |
|
ства |
||||||
управления |
|
|
чеством |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 16. Стратегии управления качеством продукции:
А – системный подход; Б – комплексный подход; В – локальный подход
Системный подход (А) предусматривает первостепенное внимание общему качеству управленческой деятельности и затем – качеству технологии производства. Комплексный подход (Б) основан на приоритете качества тех элементов производства и управления, которые непосредственно влияют на качество продукции. Локальный подход (В) основное внимание уделяет технологии производства. Вариант В самый распространенный и методически хорошо разработан. Вариант Б только внедряется, и для него существует набор стандартов как на технологии производства, так и на систему управления качеством продукции (например, ИСО 9000). Вариант А – это перспектива развития компании.
154
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как «пригодность к действию». Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т. д.
Качество управленческой деятельности (УД) – это степень ее соот-
ветствия общепринятым требованиям или стандартам. Общее качество УД является интегральным (суммарным) итогом достижения качества в двух группах деятельности: основной и фоновой.
Основная группа: технологическая, организационная, экономическая, социальная, правовая, экологическая деятельность.
Фоновая группа: этическая, психологическая, политическая и партийная деятельность.
Качество технологической деятельности – это обеспечение технологической готовности компании к выпуску продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме и конкурентоспособности. Качество оценивается по достижению показателей мирового или национального уровня.
Качество организационной деятельности – это совершенствование и развитие регламентирования труда в организации. Эта регламентация может осуществляться на базе общепринятых должностных инструкций, положений об отделах и службах, уставных документов компании и др.
3основных подхода профессиональной регламентации:
–создание специальной централизованной структуры в компании по регламентации труда (например, отдел труда, отдел по регламентации труда, отдел развития);
–формирование децентрализованных структур по главным направлениям деятельности (например, по технологической, экономической и др.);
–приглашение на договорной основе специализированных консультационных или аудиторских фирм.
Качество экономической деятельности – это совокупность используемых методов анализа и синтеза экономических процессов (экономические
155
модели, теория рисков, исследование операций и др.). Применяются сертифицированные методы экономического анализа и синтеза.
Качество социальной деятельности – это соблюдение социальных норм. Социальные нормы – набор требований к условиям жизнедеятельности человека и социальных групп. Большинство норм приведено в Трудовом кодексе РФ в разделе 2 «Социальное партнерство в сфере труда». Такие нормы имеют количественные или качественные характеристики. Они касаются соблюдения прав человека, социальной справедливости, удовлетворения социальных потребностей и интересов работников, в том числе социально незащищенных работников.
Качество правовой деятельности характеризуется степенью использования средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления. Это касается соблюдения, исполнения и применения норм действующего законодательства, разработки и утверждения локальных нормативных актов организационного и экономического характера. Базой для формирования качества правовой деятельности являются ГК РФ, ТК РФ и КоАП РФ.
Качество экологической деятельности определяется степенью экологической чистоты выпускаемой продукции, технологического процесса и отходов производства. Мерилом качества экологической деятельности является соблюдение стандартов ИСО 14000 и выполнение условий стратегии устойчивого развития.
Качество этической стороны деятельности формируется за счет соблюдения руководителем этических норм. Они представляют систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых является обязательным для всех работников организации.
Качество психологической стороны деятельности определяется уровнем учета и использования личностных качеств работника в социальнотрудовых отношениях. Критерием качества является соотношение между отношениями взаимодействия и противодействия по вертикали и горизонтали коммуникаций. Чем больше позитивного взаимодействия, тем выше качество психологической стороны деятельности.
156
Качество политической стороны деятельности – это лояльность и поддержка руководителем государственного курса развития страны и стратегии развития своей компании.
Качество партийной стороны деятельности – это степень реализации партийной программы в компании при производстве продукции или проведении политических мероприятий.
Организаторская деятельность (ОД) является связующей для всех видов управленческой деятельности. Она формирует функционирование этих видов деятельности и развивает связи между ними. Низкое качество ОД может свести на нет высокое качество какой-либо управленческой деятельности.
Стимулирующие условия для эффективной работы коллектива:
–обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией;
–использование современных информационных технологий;
–профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксация полученных результатов;
–использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов;
–разностороннее рассмотрение всех этапов процесса РПУР, особенно ситуации;
–преодоление местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);
–отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;
–осуществление мониторинга решений.
Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления.
13.2. Стандартизация процессов управления качеством УР
ISO – признанная в мировом сообществе международная организация по стандартизации. Она координирует усилия в области создания гло-
157
бальных стандартов типа стандартов качества ISO 900Х (Х – общее обозначение набора, Х = 1, 2, 3, 4), экологических стандартов ISO 14000 и т. д. Стандарты качества ISO 900Х носят общий характер и не зависят от конкретной отрасли промышленности и экономики. Стандарты содержат руководящие указания по управлению качеством и моделям обеспечения качества.
Система ISO 900Х дополняет международные условия куплипродажи ИНКОМТЕРМС-90 в части обеспечения гарантий качества продукции, услуг и информации на всех стадиях производственного процесса.
Многочисленные программные продукты в той или иной степени отражают идеологию ISO 900Х. Среди них распространены следующие модули: Site power – доступ к информации в любое время и быстрый ответ на любой вопрос; Site line – управление промышленным предприятием; Site select – средство конфигурирования заказов комплектации готовой продукции; Site guide – средство моделирования бизнес-процессов на предприятии.
Внастоящее время всего лишь около сотни предприятий в РФ внедрили программные продукты с перечисленными модулями. Однако не все виды деятельности в организации по управлению качеством смоделированы в программных продуктах.
Вописании системы ISO 900Х детализируются приведенные общие функции в виде набора мероприятий, которые можно представить как че-
тыре этапа управления качеством:
Этап 1
1. Формулирование главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые конечные результаты.
2. Выбор системы оценки качества: авторским способом, способом бенч-маркинг или сравнением со стандартами.
3. Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.
Этап 2
4. Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).
158