Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. ношения объекта, их проявление в ходе измерительного процесса. Результат измерения показателя (посредством индикаторов) имеет вербальное, знаковое, числовое значение.

  2. Планирование социальное - процесс выбора целей и решений, необходи­мых для их достижения. Это вид универсальных технологий, который характеризуется функцией научного управления, включает в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также про­цесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выпол­нением.

  3. Попечительство - одна из правовых форм защиты личных и имуществен­ных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершен­нолетними в возрасте от 15 до 18 лет при отсутствии у них родителей, при лишении родителей прав, а также во всех иных случаях, когда подростки по какой-либо причине остаются без родительского по­печения; над недееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и интересы.

  4. Последствия социальные - результаты социальной деятельности об­щества (личности, социальной группы), полученные в итоге реали­зации социальных интересов на макро- (производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание, культура) и микро- (семья, трудовой, учебный и др. коллективы и группы) уровням. Являются следствием творческой активности, деятельности общественных субъектов. П. с могут быть положи­тельными и отрицательными, непосредственными и отдаленными (по времени возникновения), прямыми или косвенными.

  5. Пособия социальные - денежные выплаты, которые производятся граж­данам в случаях, предусмотренных законодательством. Это одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях. Существу­ют разные виды П. с.

  6. Посредничество - один из методов социальной работы, который явля­ется производным от родового понятия «деятельность субъекта» и связано с указанием его специфики, как находящейся «посреди» двух противостоящих сторон. При этом посредник по своей соци­ально-политической природе (при всей своей нейтральности) адек­ватен к спорящим сторонам, глубоко понимает смысл и последс­твия происходящего.

  7. Проблема - все то, что требует изучения и решения; объективно возни­кающий комплекс вопросов, решение которых представляет сущес­твенный практический или теоретический интерес.

  8. Проблема социальная - это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практичес­ким результатам.

  9. Профессиональная реабилитация - предусматривает обучение или пе­реобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегче­ния пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям инвалида и т.д.

  10. Психокоррекция - понятие, используемое для обозначения такого про­цесса воздействия психолога на индивида или группу, который осу­ществляется в целях изменения психологического состояния, про­явлений свойств психики, особенностей протекания психических процессов, процессов внутригруппового общения и т.п. в условиях обыденной жизни, специально организованных занятий, учебной/ производственной или иной ситуации и который не связан с пос­тановкой медицинского (психиатрического, патопсихологического) диагноза и/или с применением средств и процедур медицинского характера. Понятие «психокоррекция» исторически связано с та­кими областями научного знания и практической деятельности, как дефектология, педагогика, педагогическая психология, теория обу­чения и др. В использовании понятия «коррекция» нашла свое отра­жение идея сочетания высокой результативности воздействия с его относительной кратковременностью.

  11. Проблемная ситуация - понятие, означающее состояние социокуль­турной жизни на индивидуальном, групповом, общесоциальном уровнях, при котором под действием эндогенных (внутренних) или экзогенных (внешних) факторов ранее установившиеся процессы образа жизни, взаимодействий людей, их динамические связи с ок­ружением оказываются необратимо нарушенными, а механизмы восстановления баланса отсутствуют.

  12. Прогноз - результат научного предвидения; научно обоснованное сужде­ние прикладного характера о развитии объекта в будущем. П. харак­теризуется несколькими практическими параметрами: период уп­реждения П. - промежуток времени, на который разрабатывается П.; период основания П. - временной интервал, на базе которого выявлялись тенденции развития объекта; достоверность П. - веро­ятность осуществления П. Кратко-, средне- и долгосрочные прогно­зы являются исходной теоретической базой технологизации соци­ального пространства на различных уровнях его организации.

  13. Прогнозирование социальное - изначальное предсказание хода со­циальной болезни, что основывается на ее распознании, диагнозе,


  1. а также конкретное пророчество, суждение о состоянии какого-ли­бо социального явления в будущем.

  2. Проектирование социальное - научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качествен­но нового.

  3. Процедура технологического процесса - совокупность операций, объ­единенных общей целью (подцелью).

  4. Процесс - изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов.

  5. Прожиточный минимум - социально-экономическая категория, харак­теризующая совокупность минимальных объемов материальных благ и услуг в заданном соотношении, необходимых и достаточных для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности тру­дящегося и его семьи, восстановления затраченной рабочей силы и продолжения рода. Используется при анализе объемов и струк­туры доходов и потребления, позволяет выявить группы населения, которые в первую очередь нуждаются в материальной поддержке, и определить размеры средств, необходимых для оказания им со­циальной помощи.

  6. Психодрама (от греч. рзусЬе - душа, дгато - действие) - вид групповой психологической, неврачебной психотерапии и диагностики внут-риличностных и внутригрупповых конфликтов, в котором участники группы попеременно выступают в качестве актеров и зрителей. Для П. характерны спонтанность, активность, импровизационность по­ведения. П. применяется как метод психологической помощи при неврозах, девиантном поведении. Элементы П. используются во всех формах групповой психокоррекционной работы.

  7. Психологическое воздействие в технологии социальной работы - оп­ределенная, устойчивая, организованная система изменения пове­дения и сознания клиента с целью активного включения его в про­цесс разрешения социальных проблем.

  8. Педагогическое воздействие в технологии социальной работы - сис­тематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного и обучающего воз­действия, как совокупность методов, способов и средств достиже­ния педагогических целей в системе социальной защиты населения.

  9. Профилактическое воздействие в технологии социальной работы -

  10. осуществление комплекса мероприятий, направленных на предуп­реждение или ликвидацию (полностью или частично) неблагоприят­ных факторов, влияющих на социальное благосостояние, самочувс­твие индивидов.

  11. Р

  12. Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение, ха­рактеризующееся трансформацией качества, переходом к новым уровням организации. Р. понимается как фундаментальное свойс­тво материи и как принцип объяснения (в форме историзма) сущес­твования и функционирования неравновесных, нестационарных из­меняющихся систем. Процесс Р. внутренне неоднороден. На значи­тельных интервалах развития прослеживаются линии восходящего (прогресс) и нисходящего (регресс) развития.

  13. Реабилитация (позднелат. геНоЫНшю - восстановление, от геЬаЫНю -восстанавливаю): 1) восстановление в правах; 2) в медицине-ком­плекс медицинских, педагогических, профессиональных, юриди­ческих мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психи­ческими возможностями в результате перенесенных заболеваний и травм. Проводится при некоторых заболеваниях внутренних органов, врожденных и приобретенных заболеваниях опорно-дви­гательного аппарата, последствиях тяжелых травм, психических болезнях и т.д.

  14. Реабилитация социальная - комплекс медицинских, социально-эконо­мических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

  15. Рефлексия - способность человека концентрировать внимание на «внут­реннем» и «внешнем» содержании своей деятельности.

  16. Рефлексия социальная - способность субъекта критически отнестись к своей собственной развивающейся жизнедеятельности, осмыс­лить, понять ее внутреннюю логику, закономерности развития и на основе такого осмысления совершенствовать формы, способы и средства своей жизнедеятельности, т. е. способность осознать се­бя субъектом процесса, следовательно, и себя самого.

  17. Реформа социальная - вид глобальной технологической модернизации общества, который рассматривает преобразование, нововведение, перестройку какой-либо стороны явления, социального процесса, но не затрагивает основ существующей социально-политической и экономической структуры, общественного строя в целом. По сво­ей природе Р.с. выступает как противоположность социально-поли­тической революции.


  1. Глоссарий

  2. Ритм технологии социальной работы - порядок и режим, который ут­верждается действием и подтверждается закономерным результа­том.

  3. Риск - ситуативная характеристика деятельности, означающая не­определенность ее исхода, возможные неблагоприятные последс­твия, альтернативные варианты ошибок или успеха. Р. - это единс­тво обстоятельств, индивидуально-групповых действий, критериев оценки ситуации, на основе которых принимается и осуществляется решение. Риск-уровень неопределенности в предсказании резуль­тата.

  4. Риск социальный (от англ. пзк - возможная опасность, неопределен­ность) - учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей. К событиям такого рода можно отнести последс­твия экологических, технологических, экономических катастроф и аварий, которые случаются в различных сферах человеческой де­ятельности.

  5. Роль - социальное поведение рассматривается как процесс взаимодей­ствия между общественно закрепившимися и заданными типами поведения и интерпретацией и конкретным оформлением поведе­ния индивида (вплоть до неприятия роли или отдельных обязаннос­тей, вытекающих из ролевого ожидания). Ролевые ожидания могут иметь разную степень выполнения.

  6. Роль социальная - модель поведения человека, выполняющего опре­деленные социальные функции, объективно заданной социальным статусом или позицией личности в системе общественных или меж­личностных отношений.

  7. Рутинные технологии социальной работы - такие методы воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкос-тью, отражают вчерашний день социального воздействия, не мо­тивируют социальную систему на перемены и соответствуют тако­му типу социальной организации и управления, которые находятся в стадии регресса, замкнутости, оторванности от изменений внут­ренней и внешней среды, консервации ресурсов развития, когда нет потребности в инновациях.

  8. С

  9. Санкция (лат. запсИо - одобрение, власть, принудительная мера) - по­нятие достаточно многозначно, но в любом из своих значений оно связано с властным воздействием, предписанием, исходящим от того или иного авторитета. С. понимают как часть социальной нор-

  10. ь

  11. ативцые посА^У™ 'бшественны^^^

  12. мы, предусматривающую позитивные или и пр^дпи- связанные с соблюдением или нарушениег раз^орачив^ саний. 3, которое пЛ

  13. /екты; это пр^тся вза- Ситуация- совокупность обстоятельств, в которг^ обладает ^дпЪчли имодействие двух субъектов; это положе|^ИЯТЬю^ иНеЛ^ме"гная занять по отношению друг к другу эти СУ^Свободной; \че(Г*вен" обстановка протекающего взаимодействия}омИли0тли^ лаг<^>при- ными характеристиками: она бывает блат уер>ами ятной для взаимодействия; напряженной ц ющ^йся публичности и интимности; наполненной хамл, методов, упорядоченностью. ,!ьных гаранту!

  14. щестВовани^к°Нода-

  15. Социальная защита - система принципов, пРа] жизни, уд^у М~ тельно установленных государством соци/|ечеНияи' ДеД° пЬедо-риятий и учреждений, обеспечивающих их 4,рцИаг|ьИЬ1Х гр\лет^°Ре_ ставлению минимально достаточных усло^' ^льиости нию потребностей поддержания жизнеобесЬтва, которыми, существования представителей различных мзациюи всесД,

  16. ]ш и свобод гЛоес^ечи-

  17. Социальные гарантии - условия, способы и ере/') 1Рнюю вают беспрепятственную фактическую рваная актизност^ тжд^н. охрану конституционно-гарантированных пр' ^од^ржа

  18. Социальная деятельность - целеориентированЛпность педа

  19. ние которой задано ролью. 1/щение КУЛЬТУ\ИЦЛ

  20. !ия и технолоЛ им^ских

  21. Социально-культурная деятельность - совок,/1р0цессЫ \ных цен- технологий, которые обеспечивают превр/ чно опре- ностей в способ социального взаимодейстш сил^) - изм^ деляют социализирующие воспитательные / ространстве. '^ни^ ^

  22. Социокультурная динамика (от греч. дупат -17е™ индивиду

  23. модификация черт культуры во времени и г/^дагогимеские Дклк^чаю_

  24. Социальный диагноз - оценка жизнедеятельно/ ^е-ДИцинс- щая социологические, психологические, пе/эдов^тельны\ кие, экологические аспекты. и Р^ализациа

  25. .1 получения о^РВДии,

  26. Социальная технология - совокупность после ^ан§ена_

  27. процедур целенаправленного воздействия ] ^ал^ного меченных планов (программ, проектов) и г \лногоуровне^ социального результата. ая разработка

  28. Мм человечесЛ ^тодо-

  29. Социальная экспертиза - самостоятельная м| уории де-

  30. логия научного исследования, включающа(| ^ выбора

  31. ятельности, теории решений и проблематике альтернатив.


  1. Самопомощь - социальная С. (взаимопомощь) - это совокупность со­циальных и социально-психологических средств, используемых отдельным индивидом или определенной социальной группой с це­лью поддержания достойных условий своего существования, для оптимизации и организации совместной жизнедеятельности и собс­твенной социальной активности.

  2. Связи с общественностью в социальной работе - система постоян­ной разносторонней коммуникативной деятельности, ее организа­ция и управление, направленная на установление положительного взаимодействия, взаимопонимания, доброжелательных взаимоот­ношений учреждений социальной защиты, социальных работников с общественностью (клиентами, потребителями социальных услуг, местной властью, правительством, законодательными органами, общественными организациями и другими структурами и предста­вителями).

  3. Социальное прогнозирование - разновидность научного исследования, процесс разработки обоснованных суждений о возможных состоя­ниях объекта в будущем или альтернативных путях его развития.

  4. Социальный проект- сконструированное социальное нововведение (уп­равленческое решение), целью которого является создание, модер­низация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности.

  5. Социальное время - 1) понятие, отражающее ритм совместной жизни, характеризующее естественную последовательность смены состо­яний общества; 2) период формирования, функционирования и ста­рения отдельного социального субъекта, подсистемы общества, их временной социальный статус.

  6. Социальное партнерство - способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и рабо­тодателей посредством заключения коллективных договоров и со­глашений.

  7. Социальное развитие - процесс, в ходе которого происходят сущест­венные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни отдельных ее компонентов и социально-организационных структурах и т.д.

  8. Социальные технологии - система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процес­сов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритми­ческого применения оптимальных способов преобразования и регу­лирования социальных отношений и процессов.

  9. Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, или остались без попечения роди­телей вследствие лишения родительских прав, признания в установ­ленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутс­твующими и т. д. Сюда относятся также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

  10. Сказкотерапия - психолого-педагогическая технология, направленная на обучение, диагностику и коррекцию, развитие творческих спо­собностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром.

  11. Стандарт - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для со­поставления с ними других предметов. Установление С. (эталона, образца) обозначается понятием «стандартизация», которое являет­ся важным инструментом управления воспроизводственными про­цессами в обществе.

  12. Стиль - совокупность идейно-этических норм и характерных черт де­ятельности, поведения, метода работы, образа жизни; совокупность признаков, черт, особенностей, присущих кому-либо (стиль языка, стиль одежды и т.п.).

  13. Стресс (англ. 5Гге55 - давление, напряжение, нажим) - один из базовых научных понятий ряда отраслей современной науки - биологии, ме­дицины, психологии, социологии и др. Его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое возмущающее воздействие окружающей среды. С. рассмат­ривается в трех основных аспектах: как ситуация, как состояние и как отсроченные негативные последствия.

  14. Стресс социальный (от англ. 5Гге55 - давление, напряжение) - стресс, вызванный социальными причинами либо иными, но имеющими социальные последствия: стресс у населения из-за технологических (рукотворных) катастроф, социальных катастроф (войны, вооружен­ные конфликты и пр.), геологических (землетрясение, извержение вулкана, шторм и др.). С. с. затрагивает большое число людей, име­ет длительные и выраженные последствия.

  15. Супервизия (от лат. зирег - сверху, над; V^$^о - видение) - один из важ­нейших методов социальной работы. Сущность его заключается в совмещении двух функций руководства деятельностью творчес­кого коллектива: распределение работы (обязанностей) и согла­сование действий отдельных работников (при помощи «совета коллегии»).


  1. Супервизор - специально обученный сотрудник коллектива, который выполняет в нем роль «психотерапевта». Главное в деятельности С. - умение так организовать работу в коллективе, чтобы каждый независимый сотрудник был способен максимально реализоваться в работе.

  2. Социальная профилактика -совокупность государственных, обществен­ных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различно­го рода социальные отклонения негативного характера: социально-политического, криминального или морально-нравственного типа.

  3. Социально-экономическое воздействие - система использования фи­нансово-материальных рычагов для улучшения социального само­чувствия, жизнедеятельности индивидов.

  4. Социальная терапия в технологии социальной работы- область теоре­тических знаний и совокупность практических методов воздействия на людей, испытывающих трудности эмоционального, социального порядка, с целью улучшения результатов их жизнедеятельности и самочувствия.

  5. Социальная реабилитация в технологии социальной работы - комп­лексное воздействие с использованием социальных, медицинских мероприятий с целью восстановления у индивида утраченных спо­собностей, навыков к деятельности на максимально возможном для него уровне.

  6. т

  7. Теория жизненного цикла - ситуационная теория поведения руково­дителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение достигается тогда, когда оно меняется в зависимости от «зрелости» подчиненных, т. е. от их способности взять на себя ответственность, от их стремления достичь каких-либо целей, уровня их образования и качества профессиональной подго­товки.

  8. Технология (от греч. 1есНпе - искусство, мастерство, умение; 1одоз - уче­ние) - система знаний о способах и средствах обработки и качест­венного преобразования объекта.

  9. Технологизация социальная - процесс оптимизации социального про­странства, преодоления его разбалансированности на основе инно­вационного метода освоения социальной действительности, актив­ного воздействия на развитие социальных систем с использованием социальных технологий.

  10. Технологии социальной работы - это упорядоченная совокупность форм, методов, способов воздействия и рациональное разделение деятельности на этапы, алгоритмы, циклы с целью улучшения соци­ального и материального благополучия индивидов.

  11. Технологическая культура - органичная часть общей культуры, которая стремится интегрировать достижения технических и гуманитарных на­ук, применив принципы не только к изучению социального пространс­тва, но и к активному его обустройству в соответствии с целями разви­тая социальных систем, смыслом человеческого существования.

  12. Технология взаимодействия - структурные элементы социальной орга­низации общества, которые обеспечивают социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения группируют­ся в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Т.в. также - по­ведение лица или социальной группы, которое рассматривается как результат взаимодействия сил, существующих в конкретной соци­альной ситуации.

  13. Типология - классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

  14. Толерантность-терпимость к чужим мнениям, убеждениям, верованиям, поступкам, в межличностных контактах, в социальных организациях, во взаимоотношениях социальных групп, политических партий, на­ций, этнических групп, государств - показатель духовной культуры социального субъекта.

  15. Тренинг - одна из форм групповой развивающей и психокоррекци-онной работы, призванная формировать и закреплять навыки межличностных отношений людей, совокупность методов органи­зации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.

  16. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жиз­недеятельность гражданина, которую он не может преодолеть са­мостоятельно.

  17. Трудовая терапия основана на тонизирующем и активирующем дейс­твии труда на психофизиологическую сферу человека. Это структу­рированная деятельность, нацеленная на уменьшение напряжения и усиление веры в самого себя у пациентов, а также тренировка их взаимодействия с другими людьми, развитие и реабилитация их повседневных и профессиональных навыков.