Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 398

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожи­лого возраста и инвалидов на дому: Учеб. пособие. 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2010.

  2. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управ­ления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. - М.: По­литика, 2007.

  3. Инновационные технологии социальной работы с различны­ми категориями московских семей: Учеб. пособие / Авт. Г.И. Ефремова, Г.И. Климантова, В.И. Митрохин. - М.: Изд-во РГСУ, 2009.

  4. Капитонов ЗА. Социология XX века. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  5. Лукашевич Н.П., Ту ленков Н.В. Социология: Учеб. пособие. - К.: МА-УП, 2008.

  6. Марков М. Технология и эффективность социального управле­ния. - М.: Прогресс, 1982.

  7. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечительства, в современных условиях / Под общ. ред. В.И. Жукова; авт. кол.: Г.И. Осадчая [и др.]. - М.: Изд-во РГСУ, 2009.

  8. Современные технологии работы с населением, нуждающим­ся в социальной поддержке: III Евроазиат. форум соц. обеспечения, 22-23 окт. 2009 г., Москва-Клин / Отв. за вып. ПН. Кузьменко. - М.: Изд-во РГСУ, 2010.

  9. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. - М.: ИКАР, 2009.

  10. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методоло­гии и практики. - Кишинев: Центр, типография, 2007.

  11. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группа­ми девиантного поведения: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010.

  1. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Ива­нов. - М.: Луч; Белгород: Центр социальных технологий, 1995.

  2. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. - М.: Прогресс, 1976.

  3. Сурмин ЮЛ. Проблемы конструирования, проверки и внедрения социальных технологий. - К.: Знания, 1989.

  4. Сурмин ЮЛ., Туленков Н.В. Методология и методы социологических исследований. - К.: МАУП, 2000.

  1. Технологическое управление социальными процессами: Учеб. по­собие / Г.Д. Никредин, Г.Т. Галиев, Н.И. Бушин и др. - Уфа: Аи, 2007. - Т. 1: Поисковая модель словаря-справочника.

  2. Туленков Н.В. Введение в теорию и практику менеджмента. - К.: МАУП, 1998.

  3. Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пен-цова. - М.: Академия, 2009.

  4. ФирсовМ.В. Технология социальной работы: Учеб. пособие для ву­зов. - М.: Академический Проспект, 2007.


  1. ГЛОССАРИЙ

  2. А

  3. Абилитация - система медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных, технических мер по приобрете­нию функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Цель абилитации - достижение индивидом возможности более вы­сокой функциональной активности, не приобретенной им от рожде­ния.

  4. Адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.

  5. Адаптация социальная- процесс, результат и направление в технологии социальной работы в приспособление личности (социальной груп­пы), попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнеде­ятельности.

  6. Активность социальная - совокупность методов, процедур, направ­ленных на изменение социальных условий в соответствии с потреб­ностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реали­зацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств.

  7. Алгоритм - точное предписание относительной последовательности опе­рации.

  8. Арттерапия - метод терапии искусством, творческим самовыражением, эффективность применения которого в контексте лечения основы­вается на воздействии на эмоциональную сферу человека.

  9. Б

  10. Библиотерапия - использование специально отобранного для чтения литературного материала в качестве терапевтического и коррек-ционного средства с целью решения личностных и межличностных проблем клиента. Принято выделять библиоведческое, медико-пси­хотерапевтическое и психолого-педагогическое направления. Б. на­правлена на решение задач социализации и реабилитации. Основ­ными функциями Б. в социальной работе являются: диагностическая (дает возможность косвенной и более достоверной диагностики проблем клиента); психотерапевтическая (помогает самораскры­тию клиента через механизм идентификации с героем); моделиру­ющая (способствует моделированию клиентом ситуации успеха); коммуникативная (повышает эффективность общения специалиста и клиента).

  11. Бюджет прожиточного минимума - стоимостная оценка набора потре­бительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиоло­гических и социально-культурных потребностей человека. Исполь­зуется как социальный норматив при прогнозировании изменений уровня жизни населения, определения минимальных размеров за­работной платы, пенсий, пособий, стипендий и других выплат, а также расходов государства на питание в больницах, интернатах, школах, дошкольных и других учреждениях социальной сферы. Формирует­ся с учетом стоимости потребительской корзины, которая включает в себя сбалансированные наборы товаров и услуг.

  12. в

  13. Взаимодействие социальное - суммированная совокупность поочеред­ных взаимных воздействий субъектов, направляющих усилия на об­щее достижение цели.

  14. Влияние социальное - разновидность СТ, направленной на выявление системы связей между людьми, методов мотивации человеческого поведения. В социологии и психологии В.с. понимается как измене­ние знаний, установок поведения или эмоций человека с помощью действия других индивидов, групп или других общностей. Соглас­но установленной классификации В.с. может быть принудительным (основное средство давления, где возможно наказание за отказ подчиниться); награждающим (средство давления - награда за со­гласие подчиниться); легитимным (признание законности); инфор­мационным и экспертным (основанным на убеждении в компетент­ности источника В.с); референтным (основанным на идентификации объекта В.с. с его субъектом).


  1. Вмешательство - метод социальной работы, применяемый в практичес­кой деятельности с индивидами, группами, семьями. Часто исполь­зуют при работе с клиентами, находящимися в кризисной ситуации (состояния, связанные с болезнью, несчастными случаями, кризи­сами переходного периода и т.д.). Главной задачей при В. является мобилизация ресурсов клиента и возращение его на докризисный уровень функционирования. Техника лечения зависит от индивиду­альных особенностей клиента, социального работника и стадий вза­имодействия.

  2. Внедрение технологий социальной работы - сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений на язык практических действий. В. состоит из следующих операций: про­фессиональной подготовки исполнителей; организации их работы (в соответствии с объемом, определенным технологическим рег­ламентом ТСР); координации различных субъектов (отдельных исполнителей или групп); оказания научно-методической помощи специалистам; контроля деятельности субъектов внедрения ТСР; социальной диагностики его результатов; анализа процесса техно-логизации; корректировки целей (при необходимости); организации информационного обслуживания процесса внедрения и др.

  3. Волонтеры (от англ. VоIип^ее^ - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государс­твенных, так и частных организациях медицинской, образователь­ной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций.

  4. Г

  5. Гарантии социальные -условия, способы и средства, которые обеспечи­вают беспрепятственную фактическую реализацию и всестороннюю охрану конституционно-гарантированных прав и свобод граждан.

  6. Генетический анализ - рассмотрение объекта и объекта воздействия с точки зрения их происхождения и прошлого развития, изменения характера взаимодействия в процессе этого развития.

  7. Генетический метод - способ исследования социальных явлений и про­цессов, включающий анализ на происхождение, становление, раз­витие. Г.м. предполагает сведение многообразия явлений к фунда­ментальным, исходным элементам или состояниям.

  8. Геронтология - раздел биологии и медицины, изучающий закономернос­ти старения живых существ, в том числе человека. Задачей старе­ния является выяснение первичных механизмов старения, установ­ление их взаимосвязи в процессе жизнедеятельности организма, определение возрастных особенностей адаптации организма к ок­ружающей среде.

  9. Геронтология социальная (от греч. дегоШоз - старик и 1одоз - слово, понятие, учение) - область знания, изучающая особенности пожи­лых людей как определенного социально-демографического слоя: образ жизни пожилых, способы их социальной адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию, перемены в их социальном статусе и престиже, материальном и семейном положении, соци­альной роли и т.д.

  10. Глобальные социальные технологии направлены на решение общече­ловеческих проблем, связанных с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, комплексной оценкой ситуации. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конечного результата и получают приоритетное значение в период обновления социальных систем. Г.т. определяют приоритеты того, что обычно выключается из рыночных отношений и становится полем активной государственной поддержки.

  11. Гипотеза - предположение, требующее научного доказательства. Для то­го, чтобы Г. превратилась в истину, научную теорию, она должна быть подтверждена исследованиями, достоверными фактами, про­верена практическим опытом.

  12. Государство социальное - Конституция определяет Российскую Феде­рацию как социальное государство (ст. 7), «политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

  13. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, ус­танавливается гарантированный минимальный размер оплаты тру­да, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнс­тва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развива­ется система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

  14. Групповая работа - системный (логико-технологический) метод социаль­ной технологии, содержащий описание процедур, необходимых для решения сложных, слабо структурированных социальных проблем. Совместная деятельность людей с близкими интересами и пробле­мами.

  15. Групповой анализ служит для сбора материала и создания представле­ния о положении дел в группе и является предпосылкой для группо­вого диагноза и плана работы руководителя с группой.


  1. Групповые методы - приемы и способы социальной работы, использу­емые в небольших по численности группах лиц с близкими интере­сами и общими проблемами, для включения их в деятельность по достижению общих успехов.

  2. д

  3. Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравствен­ным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения - преступ­ность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.).

  4. Делиннвентное поведение- один из видов отклоняющегося поведения; комплекс проступков, провинностей, мелких правонарушений, от­личающихся от криминала, т. е. наказуемых, согласно Уголовному Кодексу, серьезных правонарушений и преступлений. В подростко­вом возрасте Д.п. обычно начинается с систематических прогулов (уклонений от учебы и работы), за которыми следуют нарушения об­щественных правил, мелкое хулиганство, мелкое воровство.

  5. Деловая игра - разновидность обучающих СТ, метод поиска уп­равленческих решений в различных производственных, социально-экономических, социально-психологических, других проблемных си­туациях посредством игры по заданным правилам (метод обучения и отбора руководителей различного ранга, метод обучения учащих­ся и т.д.). Д.и. проводятся в групповом режиме, индивидуальном варианте (человек - машина). Выделяют Д.и.: организационно-де­ятельные, инновационные, практические и др.

  6. Диагностика социальная - это процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, ха­рактеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние.

  7. Дистанция социальная (лат. - расстояние) - восприятие различия со­циального статуса участниками социального взаимодействия. Ре­альной основой Д.с. являются объективные различия между со­циальными группами: социальные, экономические, политические, культурные и т.п. Д.с. функционально необходима для организации совместной работы и поддерживается в социальной практике раз­нообразными ритуалами и знаками отличия.

  8. Дифференциация социальная (лат. - разность, различие) - различия между социальными макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по разным основаниям. Отношение к Д.с. определяет специфику разных идеологий, политических течений и культур.

  9. Ж

  10. Жизнедеятельность - сущность и свойства человеческого организма объективно выполнять: физиологические и физические (обмен ве­ществ, раздражимость, способность к размножению, рост, приспо­собляемость к среде и т.д.), социальные и др. функции. Ж. обес­печивается как самим человеком, так и сложной системой мер со стороны общества и государства.

  11. Жизненная ситуация - понятие, определяющее различные периоды в процессе жизнедеятельности отдельного человека, для которого характерно относительное постоянство структур, содержания и на­правленности движения процессов, составляющих образ жизни.

  12. 3

  13. Законы социальные - необходимые, существенные, устойчивые, повторя­ющиеся отношения между социальными явлениями и процессами.

  14. Занятость населения - применительно к членам общества 3. есть учас­тие человека в общественно-организованном процессе труда с це­лью создания общественных благ на условиях индивидуальной оп­латы труда, обеспечивающей ему нормальное социальное положе­ние при отсутствии гарантий на постоянную работу; применительно к обществу в целом 3., есть актуальное состояние общественных условий жизнедеятельности населения в той части, которая обес­печивает доступность трудовой деятельности как базовой для по­лучения необходимых средств существования и развития человека и его семьи.

  15. Заражение социальное - совокупность способов и результатов инфор­мационно-психологического воздействия на индивидов, на отде­льные группы и особенно на массы. В отличие от всех остальных способов, З.с. представляет собой нецеленаправленный (диффузи­онный) процесс и осуществляется в сфере бессознательного. В хо­де З.с. происходит передача от субъекта к субъекту разного рода психических состояний: экстаза, паники, азарта, тревоги, радости, отваги, которые бесконтрольно воспринимаются и воспроизводятся людьми в ситуациях непосредственного общения.

  16. Здоровье социальное можно определить как феномен отношения лич­ности с социальной средой, отношения к себе и своему месту в со­циальной структуре общества, характеризующий уровень ее жиз­


  1. неспособности и оптимальности социальных, физических и психиче­ских характеристик.

  2. Зрелость социальная - обобщенная характеристика человека, способ­ного эффективно решать свои проблемы и создавать культурные и материальные ценности общества. Предполагает объективное понимание человеком ситуации, в которой он находится (свободу от иллюзий и заблуждений), готовность брать на себя ответствен­ность за последствия своих поступков и способность их предвидеть. Личностно зрелый человек ставит перед собой собственные цели и знает, как их добиться; отдает себе отчет в своих сильных и сла­бых сторонах и проблемах, принимая себя таким, какой он есть, т. е. находится в мире с собой.

  3. И

  4. Игровые методы - методы игрового моделирования проблемных ситу­аций, возникающих в практике социальной работы с населением. Применяются с целью эффективной организации работы в рамках управленческого и социально-психологического консультирования. Для проведения игровых семинаров и тренингов используются вне­шние и внутренние консультанты (игротехники, психологи, опытные социальные работники и др.). Методология игр базируется на сис­темно-ситуационном подходе.

  5. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личнос­ти. В коррекционной работе игра используется в групповой психо­терапии и социально-психологическом тренинге в виде специаль­ных упражнений, заданий на невербальную коммуникацию, в ра­зыгрывании различных ситуаций и др. Она способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжен­ность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В работе с детьми И.т. представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на усло­виях последнего.

  6. Идеал социальный- обобщенный образ желаемой цели общества, наро­да, государства, идеологически обоснованный (иногда с помощью мифологических клише), эстетически окрашенный, как правило, формулируемый в кратких, доступных массовому сознанию, афо­ристических лозунгах («свобода, равенство, братство», «общество равных возможностей», «американская мечта», «коммунизм», «де­мократия для всех» и т.д.

  7. Индивидуальные методы - приемы и способы деятельности субъекта социальной работы с отдельным клиентом, семьей, оказание помо­щи в решении возникших у них проблем путем личного взаимодейс­твия.

  8. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс ме­роприятий экономического, правового, социального, психологи­ческого характера, направленных на изменение социального по­ложения инвалида за счет изменения его психофизиологических и социально-личностных характеристик; юридический документ, оформленный специалистами медико-социальной экспертизы в со­ответствии с требованиями российского законодательства, дающий право его владельцу на преимущественное получение социальной помощи. П. р. и. и. должна быть адресной (индивидуализированной), комплексной, всесторонней, последовательной и т.д. Поэтому она направлена на полноценный учет всех мероприятий, требующихся инвалиду для достижения реабилитационного эффекта, их коорди­нации во времени и объемах выполнения. Программа позволяет предусмотреть условия предоставления социальных услуг и сделать их доступными для инвалида. В ней предусмотрены четыре блока мероприятий - медицинский, социальный, психологический и про­фессиональная реабилитация.

  9. Имитация- процесс разработки модели реальной ситуации и выполнения экспериментов с целью понять, как будет реально изменяться си­туация. Технология имитации тщательно разрабатывается в имита­ционных деловых кругах, а также при проведении экспериментов. Она приобретает особое значение в условиях деформирования социальных систем, где исторический опыт оказывается прерван­ным, искаженным и не может служить в полной мере источником прорыва в будущее, отягощен рутинными технологиями. В условиях такого разбалансированного пространства и социального времени имитационные технологии построения моделей реальной ситуации с помощью условий игр, мозговых атак, социальных экспериментов приобретают особую значимость.

  10. Индикатор - указатель, прибор, устройство, шкала, с помощью которых фиксируется, отслеживается, отображается состояние объекта на­блюдения, его качественные либо количественные характеристики, процессы изменений под воздействием тех или иных факторов.

  11. Индикаторы социальные - количественные показатели изменения соци­ально значимых величин, имеющих особое значение для анализа социального развития, проведения социальной политики и оценки ее результатов. В качестве таких индикаторов могут выступать, напри­мер, показатели уровня жизни, демографии и общественного здоро­