Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 441

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. вья, социальной структуры и неравенства, реализации социальных гарантий и социальной защиты населения.

  2. Инновация (от лат. тпоуах'ю - обновление, /ппоуаге - обновлять) - появ­ление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры; модернизация; реформа. Инновация мо­жет быть результатом внутрикультурного изобретения или межкуль­турного заимствования.

  3. Инновации технологии социальной работы - методы, приемы, иннова­ционная деятельность, в результате которых создаются и матери­ализуются нововведения общества, инициативы, способствующие качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, ра­циональному использованию материальных, экономических и соци­альных ресурсов.

  4. Институт социальный - организация жизнедеятельности людей, их вза­имодействия, воплощающая в себе ценности и нормы экономи­ческой, политической, правовой, нравственной и других сторон жиз­ни общества. Эффективность работы И.с. тем выше, чем лучше он создает условия для самореализации людей, раскрытия, обогаще­ния их творческого потенциала. Технологии деятельности социаль­ных институтов весьма многообразны.

  5. Интеграция социальная - процесс объединения усилий различных под­систем (подразделений) для достижения целей организации. Обрат­ный процесс - дезинтеграция. Эти два разнонаправленных вектора, если они будут разбалансированы, могут серьезно деформировать социальное пространство, усложнить или совсем затормозить соци­альный прогресс развития социальной системы.

  6. Интервьюирование в социальной работе - интервью активно исполь­зуется в социальной работе при взаимодействии как с отдельными клиентами, так и с семьей. Прежде чем вступать в контакт с со­циальными службами, большинство людей пытаются найти помощь и поддержку друзей или родственников. Интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что имеет тему, направленную на достижение конкретной цели; временные рамки обычно бывают определены; предполагается положительное или от­рицательное развитие взаимоотношений.

  7. Интересы социальные - разновидность интересов, формирующихся в социально-бытовой сфере и определяющих отношение личнос­ти к социуму, характер ее общественной активности. И. с. групп свидетельствуют о реальных причинах действий, формирующихся у разных социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. Для динамичного развития общества необходим учет всего комплекса И. с. (личности, трудовых коллек­тивов, классов, наций, народностей, социальных и профессиональ­ных групп) и разработки социальных мероприятий и программ для их оптимального сочетания и реализации.

  8. Инструментарий - это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

  9. Информация - сообщение, разъяснение, представление, инструкция, справка. К настоящему времени выделились следующие подходы к определению термина И.: а) И. - совокупность сведений, необ­ходимых для активного воздействия на управляемую систему с це­лью ее оптимизации; б) И. - набор узкоспециализированных дан­ных, распространяемых во всех сферах деятельности общества; в) И. - необходимый резерв и ресурс социально-экономического развития общества, подобный другим ресурсам (трудовым, энерге­тическим, материальным). Общеметодологическое представление И. интерпретируется как передача, отражение разнообразия в лю­бых объектах и процессах неживой и живой природы. Потребитель­ские свойства И. - достоверность, содержательность, актуальность, доступность для восприятия. Полезность И. оценивается по степени ее влияния.

  10. Информация социальная- ориентирующее знание о состоянии социаль­ной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий. И.с. предполагает информационное обеспечение социальных процессов и их технологизацию, методологию и принципы социального проек­тирования.

  11. Исследование социальное - совокупность теоретических и методичес­ких процедур, направленных на получение нового знания об изучае­мых социальных процессах, явлениях, фактах для прогнозирования, управления в конкретных сферах общественной жизни. Важнейший момент в реализации И. с. - разработка программы. В ней обосно­вываются выбор объекта, задачи исследования, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, пробле­ма надежности эмпирической информации и научной интерпрета­ции результатов. Ценность любого И. с. определяется не только тем, в какой мере оно адекватно отражает те или иные закономерности социальных процессов, но и в какой степени И. с. завершается на­учно обоснованными прогнозами, практическими рекомендациями для принятия решения в области социальной политики.

  12. Историческая технология социальной работы - трактуется, во-пер­вых, как реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Во^вто­


  1. рых, как наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и разнообразии. В понимании истории как реального процесса пре­жде всего отображается сущность исторического развития, его за­кономерности, соотношения разных сфер и элементов обществен­ной жизни.

    Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жиз­ненной ситуации, не способный самостоятельно решить свои про­блемы и обратившийся в социальную службу.

    Компетенция - круг полномочий органа или должностного лица, а также обладание ими определенными познаниями и опытом.

    Комплексно-ориентированные модели социальной работы - каждая модель предполагает вполне определенное содержание техноло­гии социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов, а также исполь­зование известных теоретических основ, связь их со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурны­ми основами жизни. Комплексно-ориентированные модели соци­альной работы включают социально-педагогическую, когнитивную и витальную.

    Коммуникативная техника социальной работы- совокупность средств и приемов, используемых в процессе общения для достижения же­лаемых эффектов, овладение которыми в конечном итоге характе­ризует коммуникативные способности специалиста.

    Консультирование - процесс оказания социально-психологической, со­циально-педагогической, социально-правовой, социально-медицин­ской помощи при конфликтах и дисгармониях.

    Контроль социальный - способ саморегуляции системы, обес­печивающий упорядоченное взаимодействие составных ее элемен­тов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирова­ния. Стабилизирующая функция системы К.с. состоит в воспроиз­водстве привилегирующего типа общественных отношений, специ­альных (групповых, классовых, государственных) структур. Направ­ленность и содержание К.с. зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, мораль­ных, этических и др. характеристик данной социальной системы.

    Конфликт социальный (от лаг. сопШсШз - столкновение) - тип социаль­ных взаимодействий, характеризующийся противодействием соци­альных субъектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций. К.с. - процесс, в котором различаются стадии: 1) латентного кон­фликта; 2) конфликтной ситуации; 3) инцидента; 4) первой апелля­ции; 5) морально-нравственной конфронтации; 6) второй апелляции; 7) идейно-политической конфронтации.

    Кризис личностный - переломный момент жизни, для которого харак­терны: 1) переживание острого эмоционального угнетения; 2) на­личие временной неспособности человека справиться с возникшей

  2. К

  3. Карта социальная - вид социальной технологии, в которой всесторонне, научно обоснована социальная характеристика региона, дается ана­лиз состояния социальных процессов на конкретной территории. К.с. на основе аналитической информации дает возможность сравнить развитие разных регионов и выработать мероприятия по дальней­шему усовершенствованию социальных процессов в необходимом для общества направлении. К.с. обеспечивает эффективное срав­нение региона со средними показателями в стране, его отставание, или опережение по всем или отдельным показателям социального развития.

  4. Карьера - в широком смысле общая последовательность развития че­ловека в основных сферах жизни. К. характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характе­ристик, форм социальной активности личности. В узком смысле по­нятие К. связывается с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности.

  5. Категория социальная - совокупность групп индивидов, имеющих оди­наковые характеристики по тому или иному признаку (пол, возраст, профессия, вероисповедание).

  6. Качество жизни - это оценка восприятия человеком реальных негатив­ных изменений в его жизни в связи с нарушениями жизнедеятель­ности или заболеванием, обусловленными социально-экономичес­кими условиями, окружающей среды.

  7. Классификация технологий социальной работы - распределение их по видам, уровням, сферам, методам применения. Наиболее часто встречаются и используются технологии управления, психолого-пе­дагогические, экономические, социального моделирования и про­гнозирования; информационные и внедренческие, обучающие и ин­новационные, технологизации исторических знаний и др. В целом, можно сказать, что, сколько социальных объектов воздействия, столько и соответствующих им технологий, которые направлены на оптимизацию процессов их функционирования и развития.

  8. Квотирование рабочих мест - минимум рабочих мест, выделяемых предприятиями и организациями для приема на работу инвалидов.


  1. неизбежной проблемой с помощью привычных средств разреше­ния трудных жизненных ситуаций. К. л. одновременно несет в себе как неограниченные возможности роста, так и опасность развития патологии. Данное состояние не является психическим заболева­нием. К. л. самоограничен во времени, непродолжителен, требует скорейшего разрешения.

  2. Кризис социальный - острейшая форма проявления социального проти­воречия, связанная с нарушением социальной стабильности. Про­тиворечие - объективная основа К.с, его субъективная составля­ющая-осознание социальной ситуации как критической, ощущение «пределов», «тупиков», невозможности дальнейшего движения.

  3. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, опре­деление или классификация чего-либо; мерило оценки.

  4. Л

  5. Личностная зрелость - понятие отражает цельного человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Л. з. характеризуется многообразностью ее функций и ролей, совокупность, цельность которых создают структуру лич­ности. В общественной жизни Л. з. зависит от других индивидов и со­циального целого. Л. з. - не только продукт, но и субъект обществен­ных отношений. Она впитывает в специфической форме социальное влияние, роли, убеждения, а также отображает одновременно свой внутренний мир в установках, поведении и отношениях к другим лю­дям и к общественным учреждениям.

  6. Личностный кризис - внутренний конфликт и часто меняющиеся сте­реотипы поведения, переживаемые людьми различного возраста, проводящими переоценку значения и целей жизни, ставящими под вопрос свои будущие цели, анализирующими свое продвижение к этим целям и способности справляться с различными социальны­ми запросами, предъявляемыми им обществом.

  7. Личность - источник социальной жизни, ее реальный носитель, деятель, элемент социальной жизни. Личностью является человек, кото­рый осознанно причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы, осысленно включается в жизнь социальных общностей, общества в целом. Личность способна к социальной ответственности, т. е. возможности предвидеть результат своей де­ятельности, поступка в отношении к обществу, социальному окру­жению.

  8. Логотерапия (греч. 1одоз - слово, речь, смысл; хЬегаре'ю - забота, уход, лечение) означает «лечение словом» и призвана гармонизировать ценностно-смысловую сферу личности. Практика логотерапии на­правлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл жизни без навязывания ему терапевтом своих смыслов.

  9. Льгота - предоставление отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное ос­вобождение от выполнения установленных законом норм или облег­чение условий их выполнения. Устанавливаются законодательно (по каждому конкретному случаю отдельно) и имеют целевой, адрес­ный характер.

  10. м

  11. Манипулирование сознанием- социальная технология реакционных ре­жимов, заключающаяся в управлении сознанием значительной час­ти общества с помощью средств воздействия (СМИ, НЛП, гипноз, реклама), в том числе запрещенных законами.

  12. Менталитет (от лат. теШаНз - умственный, духовный) - мироощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психоло­гический уровень коллективного и индивидуального сознания. М. -совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обита­ния человека.

  13. Метод - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, реше­ния конкретной задачи, выступает как совокупность подходов, при­емов, операций практического или теоретического освоения дей­ствительности.

  14. Методы индивидуальной работы - приемы и способы деятельности субъекта социальной работы с отдельным клиентом, семьей, ока­зание помощи в решении возникших у них проблем путем личного взаимодействия.

  15. Методы моделирования-научный метод познания социальных объектов с помощью отображения их основных характеристик, особенностей на специально созданных с этой целью моделях. Посредством ме­тода моделирования анализируется структура объекта (статическая модель), процесс его функционирования и развития (динамическая модель). В модели воспроизводятся свойства, связи, тенденции ис­следуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.


  1. Методика - это учение о методах решения определенных задач, а также совокупность методов, приемов, обеспечивающих решение пред­метной задачи.

  2. Мониторинг социального развития - социально-политический инстру­мент управления, который служит на государственном или регио­нальном уровне для сбора обширной информации о развитии со­циальной ситуации и распределении общественных жизненных факторов. Это достигается в результате регулярного и системати­ческого выяснения положения дел, а также социально-научной интерпретации выбранных и дифференцированных социальных индикаторов. Социальный мониторинг позволяет сделать выводы, предоставить предложения и качества услуг в сфере социальной защиты.

  3. Методы социальной реабилитации- восстановление способности чело­века к жизнедеятельности в социальной среде - это процесс.

  4. Методы социальной терапии- целенаправленный процесс практическо­го воздействия соответствующих государственных структур, обще­ственных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или соци­альных действий.

  5. Методы административные- исполнительно-распорядительная деятель­ность органов управления, как способ реализации установленных государством нормативных предписаний в социальной сфере.

  6. Методы групповые - приемы и способы социальной работы, использу­емые в небольших по численности группах лиц с близкими интере­сами и общими проблемами, для включения их в деятельность по достижению общих успехов. В качестве таких целей выступают: раз­витие практических или социальных умений, обмен информацией, перестройка асоциального поведения в позитивном направлении.

  7. Методы социальной работы- совокупность приемов, способов деятель­ности субъектов социальной работы, используемых для решения социальных проблем клиентов, стимулирования развития их собс­твенных сил, конструктивной деятельности по изменению неблаго­приятной жизненной ситуации.

  8. Методы общинные- приемы и способы социальной работы по оказанию социальной помощи и решению социальных проблем, применяемые в городских кварталах, общинах, других территориальных социаль­ных общностях людей.

  9. Направлены на обеспечение: понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем; активи­зацию его участия в солидарных действиях по разрешению возник­ших проблем, конфликтных ситуаций.

  10. Методы организационные - совокупность приемов и способов деятель­ности, используемых для решения организационных задач в облас­ти социальной работы.

  11. Методы социально-медицинские - это совокупность приемов, способов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека.

  12. Методы социально-психологические - способы исследования, а также диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на пове­дение и деятельность людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп.

  13. Метод групповой дискуссии применяется в практике руководства кол­лективами. Способ организации совместной деятельности, цель которой - быстрое и продуктивное решение групповой задачи или воздействия на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

  14. Метод деловая игра - способ воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирования систем отношений, характерных для того или иного вида практичес­кой деятельности. В зависимости от вида практической деятельнос­ти и целей различают учебные, исследовательские, управленческие и другие виды игр.

  15. Метод модификации социального поведения - выработка новых жиз­ненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптировать­ся к непривычному для него окружению.

  16. Метод социально-психологического тренинга- активные методы груп­повой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

  17. Метод дельфы предполагает несколько этапов автономного опроса эк­спертов, объединенных в группы. Имеется несколько специальных методик обработки и отображения результатов экспертного опроса.

  18. Метод мозговая атака - коллективная оценка, регламентированная осо­быми правилами, основанная на стимулировании творческой де­ятельности экспертов путем совместного обсуждения проблемы.

  19. Методы педагогические - способы взаимосвязанной деятельности меж­ду субъектом и объектом педагогического процесса. Направлены на оказание помощи человеку как индивиду, члену социума в про­цессе социализации и социальном ориентировании на различных этапах его жизнедеятельности.


  1. Методы социально-экономические -совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие соци­альные интересы и потребности людей, определяются пути их удов­летворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.

  2. Методы правовые - совокупность приемов, установленных действую­щим законодательством, по претворению в жизнь предписаний правовых норм, регламентирующих деятельность органов социаль­ных служб, практических социальных работников.

  3. Методы психологические- комплекс методов (способов, приемов взаи­модействия с объектами социальной работы), направленных на ре­шение социальных проблем психологическими воздействиями.

  4. Методы экономические - совокупность способов, приемов анализа и познания экономических явлений и процессов, имеющих место в социальной сфере и социальной работе. Их цель - формирова­ние оптимальных социальных нормативов, создание эффективной системы социальной защиты населения, повышение социальной мо­бильности, результативности работы государственной социальной службы.

  5. Мобильность социальная - изменение индивидом, семьей места в со­циальной структуре общества, а также исследование переходов, перемещений из одних социальных слоев в другие.

  6. Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. М. организуется в индивидуальной и групповой формах.

  7. н

  8. Насилие - применение индивидом или социальной группой различных (вплоть до вооруженного воздействия) форм принуждения в отно­шении других индивидов, социальных групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, заво-евывание тех или иных прав и привилегий. Нередко Н. применяется в качестве метода социального контроля.

  9. Нормы социальные-разновидность социальных технологий, требования, распоряжения, пожелание и ожидание соответственного поведения. Возникновение и функционирование Н.с, их место в социальной ор­ганизации общества определены объективной потребностью в упо­рядочении общественных отношений.

  10. О

  11. Общение - сложный информационный механизм взаимодействия со­циальных субъектов (индивид, группа, класс и т.д.), что возникает благодаря потребностям совместной деятельности, включает в се­бя обмен информацией и разработки единой стратегии взаимодейс­твия, технологии повышения качества общения, его гармонизации.

  12. Образ жизни - система видов жизнедеятельности общества, социальных групп и личности, типичных для конкретно-исторических, социально-экономических отношений; индивидуальные социально-психологи­ческие особенности поведения и общения людей. В широком смыс­ле О. ж. - это вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения, имеющий определенную структуру, составные элемен­ты, характерные особенности, отличающие О. ж. одного народа или индивида от других. В узком значении О. ж. - сознательно-регулиру­емый способ поведения людей как членов общества.

  13. Обращение - элемент речевого этикета, связанный с началом общения, который выражается в адресации к собеседнику по имени, отчеству, фамилии, должностному или профессиональному признаку.

  14. Объекты технологизации социальной работы- отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной подде­ржке, помощи, защите и обслуживании.

  15. Опека социальная - особая форма государственной защиты гражданс­ких прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом. К недееспособным относятся малолетние до 15 лет, душевнобольные и слабоумные, признанные недееспособными судом.

  16. Операция - простейшие действия, приемы, направлены на достижение конкретной осознанной цели.

  17. п

  18. Патронаж - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социаль­ном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работни­ками, в оказании им необходимой экономической, материально-быто­вой помощи, в проведении несложных медицинских манипуляций.

  19. Показатель-величина, степень развития объекта в целом и составляющих его отдельных свойств, признаков, черт в их конкретном проявлении в данной среде. Социальный показатель однозначно, операцио­нально, конкретно отражает свойства, признаки, черты, связи, от­